Хатум, Мона

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мона Хатум
Mona Hatoum
Жанр художник
Стиль инсталляция

Мона Хатум (англ. Mona Hatoumж род. 11 февраля 1952) — английская художница палестинского происхождения, стала известна благодаря серии перформансов и видео работ в 1980-х годах, с 1990-х работает в основном в жанре инсталляции.

Биография

Творчество

Одна из самых известных женщин-художниц арабского происхождения, живущая и работающая на Западе. Мона Хатум получила широкое признание благодаря концептуальным работам, главным образом — перформансам, видео, объектам и инсталляциям. В центре внимания художницы была тема человеческих взаимоотношений — как ими манипулируют, как они зависят от класса, пола, расы, как они меняются и зависят от культурных различий и миграции. Её ранние работы имели политическую направленность. В начале 90-х произведения Хатум стали более концептуальными и тонкими, содержащими более сложное и многоуровневое исследование этих тем. Работы Моны Хатум преимущественно минималистичны по форме. В своих скульптурах Хатум трансформировала знакомые повседневные объекты, домашние предметы, такие как стулья, детские кровати и кухонную утварь, в вещи незнакомые, пугающие и опасные. Мона Хатум номинировалась на премию Тернера в 1995, участвовала в большом количестве выставок, в том числе в Венецианской Биеннале (1995 и 2005), Биеннале в Сиднее (2006).

Работы

  • Daybed (2008) — кухонная тёрка в виде кровати, чья острая поверхность может порезать плоть.
  • Paravent (2008) — тёрка для сыра в виде ширмы для комнаты. Мона Хатум подвергает привычные предметы трансформации, которая тревожит и выглядит угрожающей.
  • Untitled (Cut-Out 7, 2008) — повторяющийся орнамент оказывается вооружёнными солдатиками. Война, изгнание и жизненные состояния — постоянные темы в творчестве Хатум.
  • Hanging Garden (2008) — инсталляция, состоящая из 100 мешков с проросшей травой, уложенных на высоту человеческого роста и длиной 10 метров. Мешки были наполнены зерном, которое продолжало прорастать во время шоу. Инсталляция напоминала красивую версию баррикады из мешков с песком, которые используют во время войны как укрытие для солдат.
  • Nature Morte Aux Grenades (2008) — состоит из разных, пастельных по цвету объектов из стекла, похожих по форме на ручные гранаты, лежащих на стальной тележке. Разные цвета и расположение этих предметов напоминают декоративный орнамент. Эти красивые ручные гранаты представляют инструменты смерти и увечья, и в то же время, эстетически привлекательны.
  • Mobile Home II (2006) — инсталляция, состоит из повседневных предметов (таких как игрушечные грузовики, стулья и чемоданы), которые перемещаются между двумя металлическими барьерами. Движение этих знакомых предметов вызывает чувство дискомфорта и утраты безопасности.
  • Скульптура Hot Spot (2006) — земной шар из нержавеющей стали и неоновых трубок.
  • Скульптура Twins (2006)
  • Undercurrent (2004) — зловещая напольная инсталляция, состоящая из толстых электрических кабелей, которые сплетены в ковёр с лампочками в виде бахромы. Свет монотонно пульсирует.
  • Traffic (2004)
  • Grater Divide (2002)
  • Cage-à-deux (2002)
  • Мона Хатум, 2021.
    Webbed I (2002)
  • Инсталляция «Свет в конце» (Light at the End, 2002) состоит из металлической рамы и пяти электрических элементов. Это выглядит как тёмный туннель с красным, оранжевым и жёлтым светом в конце. Этот цветной свет соблазняет зрителя, выглядя тёплым и привлекательным по контрасту с негостеприимной темнотой тоннеля. Однако, манящий свет — это ловушка. Только когда зритель подходит ближе, цветной свет открывает свой истинный характер как электрический и опасный. Теплота красного трансформируется в опасный кровавый цвет.
  • Инсталляция «Мексиканская клетка» (The Mexican Cage, 2002) представляет собой разноцветную клетку для птиц. Её яркие дружелюбные цвета находятся в контрасте с враждебной природой клетки. Работа предлагает метафорическую связь между пойманной канарейкой и жизнью мексиканского фабричного рабочего.
  • Homebound (2000)
  • Sous Tension (1999)
  • Инсталляция «Deep Throat» (1996) — путешествие при помощи эндоскопа через «интерьер» тела художника.
  • «Corps étranger» (1994)
  • «+ и -» («+ and -», 1994—2004) — кинетическая скульптура. Хатум механизировала практику создания и стирания. С частотой пять поворотов в минуту, гипнотическое движение и шуршание песка сопровождают полярность создания и разрушения, появления и исчезновения.

Персональные выставки

  • 2009 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2005 — Музей современного искусства, Сидней.
  • 2005 — Mobile Home, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2004 — Hamburger Kunsthalle, Kunstmuseum Bonn, Magasin 3, Стокгольм.
  • 2002 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2000 — Tate Britain, Лондон.
  • 1999 — Castello di Rivoli, Турин.
  • 1999 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 1998 — Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  • 1997 — Музей современного искусства, Чикаго.
  • 1994 — Centre Pompidou, Париж.

Признание

Премия Джорджа Мачюнаса (2000, Висбаден), премия Соннинга (2004, Копенгаген), премия Рольфа Шока (2008), премия Жуана Миро (2011, см.: [1]).

Примечания

Литература

  • Mona Hatoum, Edward W. Said, Sheena Wagstaff. Mon Hatoum: The Entire World as a Foreign Land. — London: Tate Gallery Pub., 2000. — ISBN 1-85-437326-9.

Ссылки