Ханский дворец (Бахчисарай)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Памятник истории и культуры
Ханский дворец
Ханский дворец в БахчисараеХанский дворец в Бахчисарае
Страна Россия
Местоположение Бахчисарай
Основатель Сахиб I Герай
Дата основания XVI
Здания
Большая Ханская мечеть • Конюшенный корпус • Библиотечный корпус • Главный корпус • Гаремный корпус • Соколиная башня
Статус Герб ОКН
Сайт handvorec.ru

Ханский дворец в Бахчисарае (кр.-тат. Han Saray, Бахчисарайский дворец или Хан-Сарай[1] — бывшая резиденция крымских ханов построенная в стиле османской архитектуры.

Описание

Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. В помещениях дворца располагаются Музей истории и культуры крымских татар и Художественный музей[2]. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров[3]. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVIXVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками. На территории дворца есть кладбище советских солдат погибших в Великой отечественной войне.

История дворца

До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.

Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае — медресе, и, наконец, при Кырыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч (1764), перенесен «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.

В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть деревянных строений, после чего дворец был почти полностью перестроен[4]. От оригинальных построек XIV века остались Зал Совета и Суда, Малая и Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза[5][6]. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Кырым Герай[7]. По свидетельству Ф. Бруна ремонт во многом превзошел по роскоши старые покои, так как «Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики», которые во многом копировали роскошные интерьеры дворцов в Константинополе. Де Сегюр отмечал, что новый «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах»[5][6]. Интересно, что среди Османских дворцов Стамбула столь крупных сооружений этого периода не сохранилось до наших дней, так как подобные деревянные сооружения относились к временным постройкам[5].

После присоединения Крыма к Российской империи дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. Последующие реконструкции как меняли османские интерьеры, так и добавляли новые значимые памятники.

Екатерининская миля в Бахчисарае

20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. К её приезду руководил ремонтом дворца князь Потемкин, который как и большинство европейцев по стереотипу[5] считал классические Османские интерьеры недостаточно роскошными для императорских особ и провел масштабный ремонт нескольких комнат в стиле эклектики смешав восточное и европейское оформление.[5][6] Тем не менее, ряд самых известных памятников дворца относятся к этой реконструкции дворца, в том числе знаменитый «Фонтан слёз» был перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су. Для императрицы в стиле эклектики переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешена хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII века и создан альков[8]. Мебель была привезена из Петербурга, Москвы и Константинополя. Часть мебели была местного изготовления[7]. В экспозиции музея сохранились походный столик Екатерины II, кровать, на которой она спала и другая мебель[9]. Ремонтом дворца к приезду императрицы занимались более 60 мастеров и 50 рабочих. На благоустройство было выделено 24 247 рублей[7]. Екатерина II провела во дворце три дня. В поездке её сопровождали австрийский император Иосиф II, французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы, а также сановники. В 1818 году на двух гранях екатерининской мили выполнили надпись на русском и татарском языках:

Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараѣ въ 1787 году Маія 14

Ханский дворец на фотографиях Жозефа де Бая, 1906 г.

В 1798 году архитектор В. Гести составил план дворца[7]. 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца:

В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище[10].

В 1818 году дворец посещал Александр I. К его приезду снесли обветшалые здания гарема, в результате чего остался только трёхкомнатный флигель[11]. В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина проводился ремонт дворца[7]. Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажён первоначальный вид дворца[7]. По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки[3]. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет[3], в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.

В 1908 году во дворце открыли музей[12]. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй.

После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. Его директором с 1917 стал искусствовед и этнограф Усеин Абдрефиевич Боданинский[12]. Дворец стал центром политической активности. Курултай крымскотатарского народа открылся 26 ноября (9 декабря) в Ханском дворце. Он взял на себя все полномочия Мусульманского исполкома, провозгласил создание Крымской Народной Республики, принял её Конституцию и государственную символику, после чего объявил себя парламентом Крымской Народной Республики. Номан Челебиджихан возглавил правительство[13][14].

После установления власти ВСЮР в сентябре 1919 года, «зав. кадром Д. С. Иваненко» в докладной записке начальнику крымского отдела пропаганды ОСВАГ пишет по поводу национального музея, что «курултайцы… дали дворцу нежелательное назначение политического центра…». Власти сместили с директорской должности Усеина Боданинского и назначили вместо него статского советника Плаксина[14].

После установления Советской власти в 1920 году У. А. Боданинский вернулся к руководству вплоть до 1934 года, впоследствии он был репрессированн и расстрелян[12].

В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи[7].

В 1943 году на территории дворца размещались подразделения 149-го батальона шуцманшафта[16]. В 1944 году, после освобождения города, во дворце размещались хирургические передвижные полевые госпитали[17].

С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей. В 1961—1964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось научно-реставрационное управление Госстроя УССР. В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана[7]. Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются[9].

С октября 2015 года Ханский дворец является объектом культурного наследия федерального значения[18].

Строения и объекты дворцового комплекса

План дворца
План Бахчисарайского дворца.svg
0 — Дворцовая площадь
1 — Северные ворота и надвратная башня
2 — Свитский корпус
3 — Большая Ханская мечеть
4 — Баня Сары-Гюзель
5 — Ханское кладбище
6 — Северное Дюрбе
7 — Южное дюрбе
8 — Ротонда Менгли II Герая
9 — Конюшенный корпус
10 — Библиотечный корпус
11 — Южные ворота
12 — Садовые террасы
13 — Дюрбе Диляры-бикеч
14 — Персидский сад
15 — Соколиная башня
16 — Гаремный корпус
17 — Бассейный дворик
18 — Летняя беседка (на первом этаже) и Золотой кабинет (на втором этаже)
19 — Малая ханская мечеть
20 — Золотой фонтан
21 — Фонтанный дворик
22 — Зал Дивана
23 — «Фонтан Слёз»
24 — Портал Демир-Капы
25 — Жилые покои
26 — Кухонный корпус.

Северный вход во дворец

Северные ворота (кр.-тат. Darbehane Qapı) — один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку Чурук-Су. Ворота изготовлены из дерева и обиты кованым железом. Они находятся в арке, на которой есть изображение двух переплетённых змей или драконов. По легенде, Сахиб I Герай встретил двух сражающихся змей на берегу реки и одна из них исцелилась в речной воде, что послужило причиной основания дворца именно в этом месте[19]. Эти ворота в настоящее время служат основным входом во дворец.

«Darbehane Qapı» переводится как «ворота монетного двора» (кр.-тат. darbehane — монетный двор, кр.-тат. qapı — дверь, ворота). Это название появилось из-за того, что напротив ворот располагался монетный двор (дарбехане).

К воротам слева и справа примыкают здания Свитского корпуса. Над воротами находится надвратная башня, которая выполняла сторожевые функции. Наружные стены надвратной башни расписаны пёстрым орнаментом, а в окна вставлены цветные стёкла.

Ворота, надвратная башня и стены вокруг дворца были построены только в 1611 году[19]. До этого у дворца не было оборонительных сооружений, так как он изначально не рассматривался как фортификационное сооружение, а укрепления находились в крепости Кырк-Ер[20]. Необходимость в постройке стен появилась только после учащения военных походов донских казаков на Крымский и Таманский полуострова. Строительством руководил Сулейман-паша[19].

В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража (капы-халкы, кр.-тат. qapı halqı — «дверной народ», «привратники»). После того как Крым вошёл в состав Российской империи, в свитском корпусе стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса размещается администрация музея, а в западном — экспозиции.

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь является композиционным центром ханской резиденции[22]. На площадь выходят северные ворота с надвратной башней, Свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище, конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены садовые террасы, которые хорошо просматривались с площади.

В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства мощения и растительности не было, а площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско для напутствия перед военным походом, проводились торжественные церемонии, а также происходила встреча послов и гостей.

Большая Ханская мечеть

Большая Ханская мечеть (кр.-тат. Büyük Han Cami) находится на дворцовой площади к востоку от северных ворот. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца[23]. Мечеть была построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке[23].

Здание мечети массивное, со стрельчатой аркадой[24] по низу и майоликовыми вставками[8] на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами[23].

Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами и михраб. Изнутри по периметру верхнего яруса восточной, южной и западной стены мечети идёт широкий балкон (хоры), который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована глазурованной плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.

Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке, появившихся в XVIII веке. Надписи выполнены чёрным цветом в зелёных картушах, и являются цитатами из Корана. Также среди каллиграфических надписей на стене есть упоминание имени Кырыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть:

Да будет благословен ремонт Его Высочества Кырыма Герая Хана

У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми алемами (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов. Башни минаретов сложены из отёсанных каменных плит, которые скреплены между собой свинцовыми вставками[8].

В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером. В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе, которое не сохранилось до наших дней. В советское время мечеть была закрыта. В её верхней части располагалась экспозиция музейного отдела археологии, а в нижней части был расположен находится лапидарий (хранилище архитектурных деталей, обломов, камней с надписями и изображениями)[11]. В настоящее время она вновь открыта для верующих.

Баня Сары-Гюзель

Баня Сары-Гюзель

Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий Ханского дворца, которое было построено Сахибом I Гераем в 1532 году. С крымскотатарского языка «Sarı Güzel» переводится как «желтая красавица» (кр.-тат. sarı — жёлтый, то есть светлокожий, güzel — красивый, красавица). Бани находятся на восток от большой Ханской мечети.

Баня устроена по турецкому типу. Горячий воздух, нагретый топкой в подвальном помещении, поднимаясь, нагревал плиты пола, которые были установлены на коротких колоннах. Горячая и холодная вода подавались в баню по свинцовым трубам. Вдоль стен были расположены каменные скамьи[25] и установлены раковины. Имелось мужское и женское отделение, каждое из которых было накрыто отдельным куполом и имело у выхода крытый дворик с фонтаном[11]. В куполах для вентиляции и освещения проделаны отверстия в форме звёзд и полумесяцев[11]. Над мужским отделением есть надпись:

Это превосходное сооружение соорудил справедливый султан Сахиб Герай хан сын Менгли Герая хана сына Хаджи Герая хана. Дата 939 год.[26]

Банный комплекс продолжал работать по назначению вплоть до 1924 года[27], после чего помещения пришли в аварийное состояние. В настоящее время ведётся реставрация[27].

Ханское кладбище

Ханское кладбище (кр.-тат. Mezarlıq) находится к югу от большой Ханской мечети. Первое захоронение на кладбище датируется XVI веком. Сохранилось 98 памятников[28], изготовленных из мрамора и известняка.

На кладбище похоронены девять ханов: Девлет I Герай, Газы II Герай, Ислям III Герай, Мехмед IV Герай, Хаджи Селим I Герай, Менгли II Герай, Селим II Герай, Арслан Герай, Кырым Герай. Сохранились надгробные памятники Мехмеда IV Герая, Менгли II Герая, Селима II Герая, Арслана Герая и Крыма Герая. Кроме того, на кладбище похоронены 45[28] членов ханских семей, а также представители высшей придворной знати, всего более 320[11] человек.

Памятники Ханского кладбища выполнены единообразно[28]: саркофаг с двумя стелами по торцам. Головная стела венчается чалмой у мужских погребений и фесом у женских погребений. Многие из памятников украшены орнаментальной резьбой, также на головных стелах высечены эпитафии. Над могилой Менгли II Герая построена ротонда с восемью колоннами и арочными перекрытиями, посередине которой расположено мраморное резное надгробие.

Для Девлета I Герая и Исляма III Герая построены два восьмигранных мавзолея (кр.-тат. dürbe), которые сложены из тёсаного известняка и покрыты куполом. Купола покрыты кровельным железом, а до 1863 года были покрыты свинцом[11]. Северное дюрбе принадлежит Девлету I Гераю. В нём похоронено шесть[29] человек. Южное — Исляму III Гераю, в нём похоронено девять[30] человек.

Конюшенный корпус

Конюшенный корпус состоит из нескольких зданий. Он находится между ханским кладбищем и библиотечным корпусом. Сами конюшни были расположены на первом этаже. Второй этаж был отведён для смотрителей. Корпус был перестроен в 1850-е годы.

В XIX веке в конюшенном корпусе были расквартированы солдаты инвалидной команды[31].

Дюрбе Диляры-бикеч

Карло Боссоли. Бахчисарай. 1820-е. На переднем плане дюрбе Диляры-бикеч[32]

Дюрбе Диляры-бикеч (кр.-тат. Dilâra bikeç Dürbesı) — мавзолей Диляры («бикеч» указывает на высокое положение, кр.-тат. bikeç — устар. невеста), которая по легенде была любимой женой хана Крыма Герая. Здание было построено в 1764 году в дальнем углу садовых террас. Над входом в мавзолей ранее была установлена плита с надписью «Молитва за упокой души усопшей Диляры-бикеч». «Фонтан слёз» первоначально был установлен при дюрбе, а затем в 1783 году был перенесён в фонтанный дворик[33].

Здание дюрбе восьмигранное и укрыто куполом с полумесяцем наверху. После реставрации 2007 года куполу возвращено аутентичное свинцовое покрытие. Все стены разбивают идущие в два ряда проёмы-арки с окнами внутри. Сверху и снизу по сторонам восьмигранника идут рельефные тяги, которые подчёркивают дробное членение форм, выполненное арками[7].

Персидский сад

Персидский сад расположен к югу от гарема и огорожен высокой стеной. В нём были беседки, фонтаны, бани. Из гарема в сад есть широкая калитка. В углу сада стоит Соколиная башня.

Соколиная башня

Соколиная башня

Соколиная башня (кр.-тат. Toğan qullesi) находится к югу от гарема в Персидском саду. Башня была построена в 1760-е годы[11]. Название «соколиная» связано с тем, что на первом этаже башни держались ловчие птицы[34].

Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решетками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.

Соколиная башня была соединена с торцом гаремного корпуса[24]. Из неё жительницы гарема могли наблюдать за дворцовой площадью, а евнухи могли видеть гарем[11].

Портал Демир-Капы

Портал Демир-Капы, кр.-тат. Demir Qapı («посольские» двери, портал Алевиза) — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Портал был выполнен в 1503—1504 годах для хана зодчим Алевизом Новым, который работал в Крыму по пути в Москву, куда направлялся по приглашению Ивана III для строительства Архангельского собора и ряда других храмов. Портал Демир-Капы был создан до постройки ханского дворца в Бахчисарае и, возможно, находился в предыдущей ханской резиденции Девлет-Сарай, а затем был перенесён в Бахчисарай[35].

Массивная дверь портала обита коваными железными полосами. Название «Demir Qapı» с крымскотатарского языка переводится как «железная дверь» (кр.-тат. demir — железо, железный, кр.-тат. qapı — дверь). С двух сторон дверь обрамляют пилястры с коринфскими капителями. Над пилястрами находятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. В углах карниза — акротерии с растительным рисунком, а над карнизом — полукруглый тимпан, над которым также расположены акротерии[7].

Портал выполнен из резных блоков известняка в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса. На нём изображены дубовые листья, цветы, желуди, монеты, нити жемчуга. Над дверью находится арка, украшенная растительными завитками и цветами. Также портал украшен двумя надписями на арабском языке, которые высечены из камня и позолочены.

Первая надпись, высеченная в круге внутри тимпана, гласит:

Владелец этого дворца и правитель этой области, государь величайший, благороднейший, Менгли Герай хан, сын Хаджи Герая хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах.

В центре этой надписи изображена Тарак-тамга — символ династии Гераев. Вторая надпись, идущая по фризу, гласит:

Этот величественный порог и эта возвышенная дверь построены по приказу государя двух материков и хакана двух морей, государя, сына государя, Менгли Герая хана, сына государя Хаджи Герая хана. 909 (1503).

Зал Дивана

Зал Дивана (кр.-тат. Divan hanesı) предназначался для заседаний государственного совета (Дивана). Для хана по центру южной стены был установлен трон, обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьем[36]. Слева и справа от трона стояли низкие диваны для приближённых хана. Для беев, входивших в Диван, вдоль стен были установлены длинные скамьи.

На северной стене над входом в зал Дивана находится узкий решетчатый балкон (хор), который, по легенде, использовался ханом для подслушивания заседаний дивана, когда они проходили в его отсутствие[36]. Такой же балкон ранее был и на южной стене.

Потолок деревянный, наборный[8]. Во всех стенах были проделаны окна, которые шли в два ряда и были оформлены витражами. До наших дней сохранились окна в восточной стене.

До сожжения дворца фельдмаршалом Минихом пол зала Дивана был выложен из мраморных плит, в центре зала был расположен квадратный бассейн с фонтаном, а стены были украшены фарфоровыми изразцами[8]. В 1742 году помещение зала Дивана было восстановлено[11]. Изначально росписи стен и потолка имитировали мрамор и изображали виноградные гроздья. Те росписи, которыми оформлен зал в настоящее время, были созданы в XIX веке.

В 1917 году в зале Дивана курултай крымских татар провозгласил создание независимого крымскотатарского правительства[36].

Летняя беседка

Летняя беседка была построена в Бассейном дворике для отдыха. В центре беседки расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого мрамора. Вдоль стен стоят диваны. Сначала беседка была открытой и одноэтажной. Колонны были увиты плющом. В 18211831 годах между её колоннами сделали дощатые перекрытия и застеклили витражами[37]. Также был достроен второй этаж, в котором находится Золотой кабинет. Резной потолок беседки был выполнен мастерами Михаилом Кладо и Василием Дорофеевым[8].

В 1962 году проводилась реставрация летней беседки, при которой открыли её первоначальную роспись. На этой росписи изображены: домики, воздушные мостики, группы кипарисов, беседки[11].

Золотой кабинет

Вид на Золотой кабинет снаружи

Золотой кабинет находится на втором этаже над летней беседкой. Его оформление — результат работы иранского зодчего Омера. В Золотом кабинете резной деревянный потолок, к которому прикреплена люстра из хрусталя. Всего в кабинете 24 окна, застеклённых цветными стёклами и расположенных в два яруса на трёх стенах. Под окнами стоят диваны, обитые бархатом.

На стенах лепнина из алебастра[24], изображающая вазы с фруктами. По карнизу вдоль трёх стен тянется поэтическая надпись на арабском языке в честь Крыма Герая[38]. Вдоль одной из стен стоят шкафы с посудой; в ней же сделаны камин и входная дверь[39]. Над входной дверью в застекленных антресолях стояла изготовленная из воска[8] композиция зимнего сада из искусственных миниатюрных деревьев, цветов и птиц. Во время немецкой оккупации Крыма она исчезла[38].

Малая ханская мечеть

Малая ханская мечеть (кр.-тат. Kiçik Han Cami) располагается в главном корпусе и была предназначена для представителей ханской семьи и ближайших сановников. Постройка малой мечети датируется XVI веком, а росписи — XVIIXVIII веками. В росписях мечети используются только растительные и декоративные орнаменты. Купол парусный, опирается на барабан-восьмигранник, сложен из плинфы, расписан в конце XVIII века мастером Омером.

В южной стене расположен михраб, в верхней части которого вырезано семь орнаментированных поясов, символизирующих семь уровней небес[40]. Над михрабом есть витраж, на котором изображена печать Сулеймана (гексаграмма). На стенах малой мечети были обнаружены выцарапанные изображения лодок с парусами, лошадей и всадников[24].

Золотой фонтан

Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится в фонтанном дворике возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для обряда омовения (абдест)[41].

Фонтан назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующем райский сад. В орнаменте использованы растительные мотивы: цветы, листья, фрукты, виноградные лозы. Посередине фонтана высечена крупная розетка, символизирующая вечную жизнь. Орнамент Золотого фонтана был использован на аверсе монеты, выпущенной Национальным банком Украины в честь Бахчисарайского дворца в 2001 году[42].

Кроме орнамента, фонтан также украшают две надписи на арабском языке. Верхняя надпись на фонтане сообщает, что фонтан был построен в 1733 году при хане Каплане I Герае:

Каплан Герай хан, сын Эль-Хадж Селима Герая хана, да помилует Аллах его и родителей его, 1146 год[43]

Нижняя надпись является цитатой из Корана (76:21):

И напоил их Господь напитком чистым

«Фонтан слёз»

«Фонтан слёз» был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. Он был установлен у дюрбе Диляры-бикеч[44]. Со временем источник, питавший фонтан на старом месте, иссяк. К приезду в Ханский дворец Екатерины II фонтан был перенесён в Фонтанный дворик, где находится по сей день. В Бассейном дворике дворца есть похожий фонтан.

По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан»[45], благодаря которой фонтан стал широко известен.

Фонтан сделан по типу «Сельсебиль» (Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру)[46]. В центре расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши водой символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает[44].

У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность. В верхней части фонтана вырезано стихотворение поэта Шейхия в честь хана Крыма Герая, а в нижней части фонтана — 18-й стих из 76-й суры Корана:

В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль

Гаремный корпус

Гарем (кр.-тат. Arem) размещался в четырёх больших зданиях. В XVIII веке в нём было 73 комнаты. К приезду во дворец Александра I в 1818 году были снесены три обветшалых здания (70 комнат). Сохранились только трёхкомнатный флигель и беседка, которые дошли до наших дней. Здание флигеля впоследствии было отреставрировано, а на его широкой террасе для обзора туристами выставлены балконы. Во флигеле воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского дома XVII—XIX веков[47]: комнаты «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная».

Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров[11]. К южной стене примыкает Соколиная башня, из которой жительницы гарема могли видеть дворцовую площадь. Также в южной стене проделана широкая калитка в Персидский сад.

Жилые покои

Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса. Также на втором этаже расположены Посольский зал, Кофейная комната и Золотой кабинет.

Комнаты имеют резные потолки и витражи на окнах, а также оборудованы каминами. Отделка помещений и планировка существенно изменились после присоединения Крыма к Российской империи.

В комнатах покоев размещена экспозиция предметов быта крымских татар. Отдельно выделены «ханская столовая» и «ханская спальня». В спальне есть альков.

Посольский дворик

В посольском дворике послы ожидали приёма. Во дворик они попадали через ворота с Дворцовой площади, откуда затем через «посольские» двери (портал Демир-Капы) и Фонтанный дворик попадали в зал Дивана.

В посольском дворике разбит сад, засаженный кустами самшита и тополями. Также здесь установлены два фонтана: один из них расположен по центру, второй из резного камня у здания.

К югу от дворика находятся парадные помещения, а к северу — личные покои ханов.

Заявка на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Музей с 2003 года вёл работу для включения в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, в первую очередь ожидая, что данный статус обяжет Украину усиленно финансировать и охранять объект[48]. С 2015 года музей более не рассматривается для включения в список, а финансирование получает из бюджета России[49].

См. также

Примечания

  1. БСЭ1/Бахчисарай. БСЭ 1-е издание Том V (1927). Дата обращения: 7 января 2020.
  2. О музее см. Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. Крым туристический. Министерство курортов и туризма Крыма. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 12 мая 2008 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Олекса Гайворонский. Очерк истории ханского дворца (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  4. Олекса Гайворонский. Страна Крым. Крымское ханство в лицах и событиях. Книга 1. — Симферополь: Доля, 2004. — 94 с. — ISBN 966-8584-60-0. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009. Архивировано 16 апреля 2009 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Бахчисарай и дворцы Крыма. — Litres, 2017-01-12. — 313 с. — ISBN 9785425069931.
  6. 6,0 6,1 6,2 Ханский дворец (Бахчисарай) — путеводитель по отдыху в Крыму. jalita.com. Дата обращения: 17 февраля 2017.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 7,9 Е. В. Нагаевская. Дворец-музей // Бахчисарай (путеводитель). — Симферополь: Таврия, 1979. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано 18 мая 2009 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Юрий Данилевский. Бахчисарай — виртуальная экскурсия. Туристическая планета Крым. Дата обращения: 30 апреля 2009.
  9. 9,0 9,1 Бахчисарайский Дворец-музей — претендент в список ЮНЕСКО (недоступная ссылка). Республиканский комитет по охране культурного наследия Автономной Республики Крым (17 января 2004). Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 28 декабря 2012 года.
  10. Пушкин А. С. История Пугачева. Исторические статьи и материалы; Воспоминания и дневники. Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 15 мая 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 В. Гарагуля. Бахчисарайский дворец (недоступная ссылка). Жемчужина Крым. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 3 апреля 2019 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Эминов Р.Р. Бахчисарайский дворец-музей: история создания и формирования коллекций (1917–1945) / отв. ред. И.В. Зайцев.. — М.: Связь Эпох, 2017. — 368 с.
  13. Селим АЛИ. Первый Курултай крымскотатарского народа. Ана юрт (2012 - 2018). Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 27 марта 2022 года.
  14. 14,0 14,1 Зарубин А. Г. Из истории Бахчисарайского дворца-музея // Проблемы истории и археологии Крыма. Сборник научных трудов. — Симферополь, 1994. — С. 210-213.
  15. Часть кавалеристов в морских бушлатах, что указывает на основной состав Севастопольской красной гвардии.
  16. Романько, О. В. Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941—1944 гг. — М.: Вече, 2011. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-4510-1.
  17. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник — 70-летию Великой победы: братское кладбище советских воинов на территории Ханского дворца. Дата обращения: 22 июня 2019.
  18. {title}.
  19. 19,0 19,1 19,2 Олекса Гайворонский. Драконы на страже Хансарая // Qasevet. — Симферополь, 2007. — № 32. Архивировано 9 июля 2015 года.
  20. Олекса Гайворонский. Стилистика построек (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  21. Также ещё нет южного дюрбе
  22. Олекса Гайворонский. Дворцовая площадь (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  23. 23,0 23,1 23,2 Олекса Гайворонский. Большая Ханская мечеть (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 21 декабря 2016 года.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 Ханский дворец в Бахчисарае. Лето — это отдых в Крыму!. Дата обращения: 1 мая 2009.
  25. Ханский дворец в Бахчисарае. Крымский Берег. Дата обращения: 30 апреля 2009.
  26. 1532 год по григорианскому календарю
  27. 27,0 27,1 Олекса Гайворонский. Баня Сары-Гюзель (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 Олекса Гайворонский. Ханское кладбище (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 11 июля 2015 года.
  29. Олекса Гайворонский. Ханское кладбище (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 11 июля 2015 года., по другому источнику: В. Гарагуля. Бахчисарайский дворец (недоступная ссылка). Жемчужина Крым. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 3 апреля 2019 года. — 11 человек
  30. Олекса Гайворонский. Ханское кладбище (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 11 июля 2015 года., по другому источнику: В. Гарагуля. Бахчисарайский дворец (недоступная ссылка). Жемчужина Крым. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 3 апреля 2019 года. — 15 человек
  31. В. Н. Борисов. Посещение Императором Александром II Бахчисарая и частей Крымской армии под Севастополем 28—31 октября (9—12 ноября) 1855 года // Историческое наследие Крыма. — 2006. — № 16. (недоступная ссылка)
  32. На заднем плане видны соколиная башня, два ханских дюрбе и минареты большой Ханской мечети
  33. Олекса Гайворонский. Дюрбе Диляры-Бикеч (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  34. Олекса Гайворонский. Соколиная башня (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  35. Олекса Гайворонский. Портал Демир-Капы (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  36. 36,0 36,1 36,2 Олекса Гайворонский. Зал Дивана (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  37. Олекса Гайворонский. Летняя беседка (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  38. 38,0 38,1 Олекса Гайворонский. Жилые покои дворца (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  39. См. фотографию. Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано 26 ноября 2012 года.
  40. Олекса Гайворонский. Малая ханская мечеть (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  41. Олекса Гайворонский. Золотой фонтан (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  42. Пам’ятна монета «Ханський палац у Бахчисараї» (укр.) (недоступная ссылка). Национальный банк Украины. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 20 августа 2007 года.
  43. 1733 год по григорианскому календарю
  44. 44,0 44,1 Олекса Гайворонский. «Фонтан слёз» (сельсебиль) (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 5 мая 2006 года.
  45. «Бахчисарайский фонтан» в Викитеке?
  46. Юлия Исрафилова. Фонтан слез плачет, потому что… засорился // «Первая Крымская». — Симферополь, 16-22 марта 2007. — № 166. Архивировано 17 мая 2009 года.
  47. Олекса Гайворонский. Гаремный корпус (недоступная ссылка). Официальный сайт музея. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано 6 января 2009 года.
  48. Бахчисарай – в шаге от ЮНЕСКО | Информационное агентство. www.kianews.com.ua. Дата обращения: 3 марта 2017.
  49. Ханский дворец в Бахчисарае пока не включат в список ЮНЕСКО. Дата обращения: 3 марта 2017.

Литература

Ссылки