Халм, Денни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Денни Халм Star.svg
Hulme seitenrichtig.jpg
Гражданство  Новая Зеландия
Дата рождения 18 июня 1936(1936-06-18)
Место рождения Нельсон (Новая Зеландия)
Дата смерти 4 октября 1992(1992-10-04) (56 лет)
Место смерти Батерст (Новый Южный Уэльс, Австралия)
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 10 (19651974)
Автомобили Brabham, McLaren
Гран-при 113
Чемпион мира 1 (1967)
Дебют Монако 1965
Последний Гран-при США 1974
Победы Поулы
8 (Монако 1967) 1
Подиумы Очки БК
33 248 9

Де́нни Халм (англ. Denis Clive "Denny" Hulme, иногда имя ошибочно транскрибируют как Денни Хьюм[1][2][3][4]; 18 июня 1936, Нельсон, Новая Зеландия — 4 октября 1992, Новый Южный Уэльс, Австралия) — новозеландский автогонщик, участник чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула-1, чемпион мира в 1967 года за команду Brabham. Первый чемпион мира Формулы-1, скончавшийся от естественных причин (во время гонки Bathurst 1000[en] у него случился сердечный приступ).

Между своим дебютом в Монако в 1965 году и его финальной гонкой на Гран-При США 1974 года он стартовал 112 раз, одержав восемь побед и 33 раза поднявшись на пьедестал почета. Он также занял третье место в общем зачете в 1968 и 1972 годах[5].

Халм продемонстрировал универсальность, доминируя в Канадско-Американском Кубоке (Can-Am) для спортивных автомобилей Группы 7. Как член команды McLaren, выигравшей пять титулов подряд в период с 1967 по 1971 год, он дважды выигрывал индивидуальный чемпионат пилотов и четыре раза занимал второе место[5].

Халм ушёл из Формулы-1 в конце сезона 1974 года, но продолжил участвовать в гонках Australian Touring Cars.

Его прозвали «Медведем» из-за его «грубого характера» и «грубых черт». Однако он также был «чувствительным (…) неспособным выразить свои чувства, кроме как в гоночной машине»[6]. В начале своей карьеры он предпочитал гоняться босиком, так как считал, что это дает ему лучшее ощущение газа. Ситуация изменилась в 1960 году, когда он начал соревноваться в более строго регламентированных европейских чемпионатах[7].

За свою карьеру управлял самыми мощными автомобилями своей эпохи. Он участвовал в гонках F1, F2, IndyCar Series, CanAm и гонках на выносливость, и все это в течение одного сезона. После ухода из Формулы-1 он даже участвовал в гонках грузовиков.

Ранняя гоночная карьера

Он родился на табачной ферме, принадлежащей его родителям, в Мотуеке на Южном острове Новой Зеландии. Его отец Клайв Халм был награждён Крестом Виктории как снайпер во время битвы за Крит в 1941 году[6].

Когда он рос на семейной ферме в Понгакаве (недалеко от Те Пуке), он научился водить грузовик, сидя на коленях у отца, а к шести годам уже водил машину самостоятельно. Он бросил школу и пошёл работать в гараж. Он накопил достаточно денег, чтобы купить MG TF, и сразу же стал участвовать в соревнованиях. После этого отец подарил ему MGA. Добившись впечатляющих успехов, он купил F2 Cooper-Climax, на котором впоследствии он участвовал в программе «Пилот из Новой Зеландии в Европу» вместе с Джорджем Лоутоном. Пара молодых новозеландцев начала соревноваться в Formula Junior и Formula 2 по всей Европе, на Cooper-BMC и Cooper-Ford. Халм выиграл Гран-при Пескары 1960 года в Formula Junior, но газеты Новой Зеландии не упоминали об этом, поскольку писали только о Брюсе Макларене. Однако 1960 год закончился катастрофой, так как Лоутон разбился во время гонки в Роскилле (Дания) и умер на руках у Халма[6][8].

Результаты выступлений в Формуле-1

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Место Очки
1965 Brabham Racing Organisation Brabham BT7  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 G ЮЖН
МОН
8
БЕЛ
ВЕЛ
Сход
ГЕР
Сход
11 5
Brabham BT11  (англ.) ФРА
4
НИД
5
ИТА
Сход
СОЕ
МЕК
1966 Brabham Racing Organisation Brabham BT22/BT11  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 2,5 L4 G МОН
Сход
БЕЛ
Сход
4 18
Brabham BT20  (англ.) Repco 620  (англ.) 3,0 V8 ФРА
3
ВЕЛ
2
НИД
Сход
ГЕР
Сход
ИТА
3
СОЕ
Сход
МЕК
3
1967 Brabham Racing Organisation Brabham BT20  (англ.) Repco 740  (англ.) 3,0 V8 G ЮЖН
4
МОН
1
НИД
3
1 51
Brabham BT19  (англ.) БЕЛ
Сход
Brabham BT24  (англ.) ФРА
2
ВЕЛ
2
ГЕР
1
КАН
2
ИТА
Сход
СОЕ
3
МЕК
3
1968 Bruce McLaren Motor Racing McLaren M5A BRM P142 3,0 V12 G ЮЖН
5
3 33
McLaren M7A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 ИСП
2
МОН
5
БЕЛ
Сход
НИД
Сход
ФРА
5
ВЕЛ
4
ГЕР
7
ИТА
1
КАН
1
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
1969 Bruce McLaren Motor Racing McLaren M7A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
3
ИСП
4
МОН
6
НИД
4
ФРА
8
ВЕЛ
Сход
ГЕР
Сход
ИТА
7
КАН
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
1
6 20
1970 Bruce McLaren Motor Racing McLaren M14A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
2
ИСП
Сход
МОН
4
БЕЛ
НИД
ГЕР
3
АВТ
Сход
ИТА
4
КАН
Сход
СОЕ
7
МЕК
3
4 27
McLaren M14D ФРА
4
ВЕЛ
3
1971 Bruce McLaren Motor Racing McLaren M19A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
6
ИСП
5
МОН
4
НИД
12
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
ГЕР
Сход
АВТ
Сход
ИТА
КАН
4
СОЕ
Сход
12 9
1972 Yardley Team McLaren McLaren M19A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
2
ЮЖН
1
ИСП
Сход
3 39
McLaren M19C МОН
15
БЕЛ
3
ФРА
7
ВЕЛ
5
ГЕР
Сход
АВТ
2
ИТА
3
КАН
3
СОЕ
3
1973 Yardley Team McLaren McLaren M19C Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
5
БРА
3
6 26
McLaren M23 ЮЖН
5
ИСП
6
БЕЛ
7
МОН
6
ШВЕ
1
ФРА
8
ВЕЛ
3
НИД
Сход
ГЕР
12
АВТ
8
ИТА
15
КАН
13
СОЕ
4
1974 Marlboro Team Texaco McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
1
БРА
12
ЮЖН
9
ИСП
6
БЕЛ
6
МОН
Сход
ШВЕ
Сход
НИД
Сход
ФРА
6
ВЕЛ
7
ГЕР
Сход
АВТ
2
ИТА
6
КАН
6
СОЕ
Сход
7 20

Примечания

  1. Кабановский, Александр. Швеция'73: Дэнни Халм, f1news.ru (8 января 2010). Архивировано 8 июля 2014 года.
  2. crash.net Архивная копия от 25 декабря 2015 на Wayback Machine «Hulme (pronounced 'Hullm')»]
  3. historicracing.com. Дата обращения: 24 декабря 2015. Архивировано 25 декабря 2015 года.
  4. Peter Windsor Архивная копия от 25 декабря 2015 на Wayback Machine «Denny Hulme (pronounced Hull-m)»
  5. 5,0 5,1 Denny Hulme | NZHistory, New Zealand history online. nzhistory.govt.nz. Дата обращения: 15 сентября 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Denny Hulme (англ.). Formula1.com. Дата обращения: 15 сентября 2020. Архивировано 8 октября 2018 года.
  7. Graham Moggipaldi. Denny Hulme: The Barefoot Boy Remembered › Badger GP (англ.). badgergp.com (18 июня 2011). Дата обращения: 15 сентября 2020. Архивировано 4 июня 2019 года.
  8. 8W – Who? – Denny Hulme. forix.com. Дата обращения: 16 сентября 2020. Архивировано 10 апреля 2021 года.

Ссылки