Халаджи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Халаджи
Численность 40000 чел.
Расселение  Иран,  Афганистан,  Индия,  Туркмения,  Узбекистан
Язык халаджский, фарси
Религия ислам
Входит в тюркские народы
Родственные народы туркмены, узбеки, уйгуры
Происхождение тюрки

Халаджи — древний тюркоязычный народ, упоминаемый в VI веке, а в источнике XIII века упоминаемый как огузо-туркменского (туркман)[1] происхождения. В настоящее время их потомки входят в состав туркмен, проживающих в Халачском районе Туркмении, также являются отдельной народностью в Иране.

Этноним

Впервые зафиксированы в письменных источниках начиная с VI века нашей эры. Первоначально проживали в Средней Азии и более восточных районах.

В пору существования Сельджукской державы название «калаш» прилагалось к деклассированным элементам. Средневековые толковые словари обычно объясняют значение термина «калаш» как ‘оставшийся без средств, беспомощный’. Вполне очевидно, что этот социальный термин прилагался и к низшим слоям обедневших общинников-скотоводов (С.Агаджанов). В уйгурском варианте «Сказания об Огуз-кагане» этноним «халадж» стоит в одном ряду с наименованиями таких племенных союзов, как «огуз», «кыпчак», «карлук», «канглы». Однако халаджи никогда не упоминаются как самостоятельная политическая единица, а всегда как наемное войско или гвардия у чужих правителей; их предводителям, как и вообще многим предводителям тюркской гвардии, иногда удавалось основать самостоятельные династии, особенно в Индии, где преобладает произношение хилъджи вместо халаджи .Около тысячи лет тому назад часть племени халач жила в нынешнем Халачском этрапе Туркменистана (А.Росляков), остатки которого до сих пор живут там и в Бухарской области Узбекистана, а часть в XII веке ушла в Индию и в другие страны (А.Росляков). Махмуд Кашгари, Рашид-ад-дин и другие авторы приводят следующую этимологию этнонима: ‘останься, открой’ и ‘останься голодным’ .

История

С XI века входил в число 24 племен огузского союза входили halatş ~ haladj. О связи названия древних халаджей (халач), живших в Средней Азии, с этнонимом алач (алаш) писал ещё известный казахский лингвист С. Аманжолов.

Вероятно, большая часть халаджей переселились из Турана на территорию Афганистана и Ирана. Воины племени участвовали в завоевательных походах в Индию в составе войск тюркской династии Газневидов, а затем султанов Гура.

Наиболее многочисленные из кочевых племен Афганистана — дуррани и гильзаи. Ещё в XVIII—XIX веках путешественники нередко не без опасений приближались к населенной гильзаями территории, и особенно в районе между Кабулом и Калатом. «На границах Персидских и Индейских был народ военный, кочующий в кибитках наподобие татар, в делах бранных всегда управляющийся, к терпению голода и жажды и к понесению жара приобвыкший… почти в непрестанных набегах жизнь свою препровождавший и вообще наблюдавший у себя весьма великую строгость», — сообщалось о них в трактате Андре де Клостера «Персидский Александр или страшный Надир, потрясший богатейшее в свете Индейское царство и нанесший трепет на весь Восток», изданном в России в 1790 году. Воинственному характеру этого племени вполне соответствует семантика турецкой лексемы halaç ‘участник набега’ (синонимы: sürücü, akıncı, yağmakâr). В чагатайском языке термином halaç обозначали многочисленный народ, обитавший в Иране: в городах Раз и Тус, а также на территории Афганистана (турецк. Raz-u Tus şehirleri’nde ve Afganistan tarafları’nda Iran’da muteferrik ve perişan ve hüsni melahetle meşhur ve benam ve büyük ulus ismi dir).

Исследователи истории Афганистана считают, что в XI—XIII вв. пуштуны (афганцы) постепенно ассимилировались с рядом тюркских племен, кочевавших на Газнийском плато. Крупнейшим из них было племя халадж, к которому генетически восходит одно из самых больших пуштунских племен — гильзаи (по-пуштунски ğildjiy, в ед.ч. — ğildjäy). Несомненно то, что название ğildjiy восходит к этнониму hildjiy, обозначавшему народность, обитавшую в средневековом Афганистане. В истории сохранилось сообщение об овладении войском тюрок в 1290 году городом Дели, что привело к созданию в Северной Индии Делийского султаната. В результате борьбы за престол в новом государстве победила халаджская знать, и Джелал ад-дин Фируз-шах Халадж (Халджи) стал правителем. Когда в 1296 г. султан был убит в результате заговора, на престол сел его родственник Ала ад-дин Халадж. В феврале 1299 г. он направил войско на Гуджарат и присоединил его к султанату. Длительная борьба с раджпутскими княжествами привела к их покорению. Попытки монгольской династии Хулагуидов, правившей в Иране, разбить делийские войска были безуспешны. В 1297 г. правитель Мавераннахра Дева-хан во главе стотысячного войска вторгся в Северо-Западную Индию. Войска султана Ала ад-дина наголову разбил захватчиков. В 1299 г., перейдя реку Инд, войско монголов подошло к Леди — столице султаната. В кровопролитной битве халаджи разбили монголов и выгнали их из пределов султаната. Ала ад-дин предпринял несколько походов в Южную Индию и принудил южноиндийских князей принять протекторат Делийского султаната. Под контролем султана находилась почти вся Северная Индия (современные территория Пенджаба, Синда, Уттар, Прадеша, Гуджарата). Династия хильджи властвовала в Дели до 1321 года.

В 1709 г. афганские хильджи овладели городом Гандахаром, находившемся во власти иранцев, вторглись в Персию, где взяли Исфахан, и в течение нескольких лет правители хильджи удерживали свою власть в Иране. Впоследствии они потеряли господство над Персией, а в 1737 году занявший персидский престол Надир-шах после осады занял Гандахар и сокрушил могущество хильджиев. Чтобы ослабить самое многолюдное и воинственное афганское племя, он стал оказывать поддержку абдалам. Неоднократно хильджи поднимали восстание против дурранийской власти. Главные массы наиболее воинственных ополчений, успешно противостоящих попыткам англичан утвердиться в Афганистане, состояли из хильджи.

Рассматривая этногенез пуштунов, Н. А. Аристов в своем исследовании «Англо-индийский „Кавказ“. Столкновения Англии с авганскими пограничными племенами» (Этнико-исторический и политический этюд) указывал, что «к четвёртой группе афганских племен принадлежит, в числе других, самое многочисленное авганское племя хильджи, иначе хильзи, гильджи, гильзи, гильзай». Оно состоит из двух отделов: туран и бурхан, которые в свою очередь подразделялись на роды отек, токи, тереки и эндери (западные хильджи) и восточный род сулейман-хель, состоящий из множества частей, которыми управляли независимые друг от друга мелики. В генеалогических преданиях афганцев чуждое происхождение племени хильджи отражено в представлении, что они предстают потомками изгнанного из Гура члена княжеской династии по имени Хусейн, вступившего в незаконную связь с дочерью родоначальника группы афганских племен Бетения, потомство сыновей которого составляют 25 хейлей, обитающих в западной и отчасти восточной части Сулеймановых гор. Зачатый от добрачной связи упомянутого Хусейна с девицей Мати родился сын, которого, по мнению афганцев, поэтому прозвали «Хильзай, то есть сын греха, потому что хиль по авгански значит грех, а зай — сын, во множественном числе зи, так что племенное имя выходит хильзи или хильджи». Автор цитируемого труда считает сомнительной не только приведенную им народную этимологию племенного названия хильджи, но и предположения мусульманского историка Рашид-эд-дина (от тюркск. qal aç ‘останься голодным’) и венгерского ученого А. Вамбери (от тюркск. qılıç ‘меч, сабля’).

Его утверждение о тюркском происхождении хильджи основано на свидетельствах исторических памятников средневековья. В своем труде ученый приводит следующую цитату из труда арабского путешественника X века Истахри: «Хильджи (читают и халаджи) есть тюркское племя, вторгшееся в древности в страны между Индом и Седжестаном, за Гуром (то есть к востоку от Гура); это скотоводы, у которых наружность, обычаи и одежда (вариант „язык“) суть тюркские». Предполагают, что другой арабский автор Ибн-Хаукал, видимо, пользовался его сочинением, так как написал то же самое: «Хильджи есть племя тюркское, водворившееся в древности между Индостаном и Седжестаном; они походят на тюрков по своей наружности, сохраняют одежду и обычаи тюрков и все говорят на тюркском языке».

Часть племени халадж ушла на запад в Центральный Иран. В настоящее время это небольшой тюркоязычный народ, проживающий в 46 населенных пунктах юго-западнее Тегерана.

Группа халачей проживала в пяти небольших кишлаках на территории бывшего Кабадианского бекства. Родоначальник был уроженцем селения Халач, находившегося на средней Амударье. Известны горы Кухи-Халач или Халач-таг к востоку от Шаартуза. Здесь, по прежним представлениям обитателей Кабадиана, находились кумирни огнепоклонников-халачей.

Примечания

  1. Фазлаллах Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (Джами ат-Таварих). М.-Л. АН СССР (1952 г.). — «С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определённой причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена». Дата обращения: 24 августа 2018. Архивировано 23 июля 2021 года.

Литература

  1. Н. А. Аристов. Англо-индийский «Кавказ». Столкновения Англии с авганскими пограничными племенами (Этнико-исторический и политический этюд) / «Живая старина». Периодическое издание отделения этнографии ИРГО / Под ред. В. И. Ламанского. — Вып. IV. — СПб, 1899. — С. 463.
  2. Н. А. Баскаков. Историко-типологическая фонология тюркских языков. — М.: Наука, 1988. — С. 49.
  3. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргиз-казахов и ханских династий. Алма-Ата, «Жазушы», 1990, с. 46. Qurama, букв. ‘сборный, составной, соединенный’ — полуоседлые кипчакские роды Средней Азии, вошедшие в состав узбекского народа (состоят из представителей разных племен).
  4. М. Тынышпаев. Великие бедствия … (Ақтабан шұбырынды). Алма-Ата, «Жалын», 1992, с. 77.
  5. С. Аманжолов. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алматы, «Санат», 1997, с. 53.
  6. А. М. Щербак. Рецензия на статью Г. Дёрфера. Халаджские материалы (G. Doerfer. Khalaj Materials) // «Советская тюркология», № 2 — 1973, Баку, с. 111. Халач — название районного центра в Туркмении. Ср. топоним — Калач-на-Дону.
  7. В других русских словах тюркский аффикс -çı ~ -çi был адаптирован в форме -чей: домрачей, казначей, аракчей.

Помимо «белых гуннов» в научно-исследовательской литературе упоминаются «красные» и «черные».

  1. История Афганистана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. М., «Мысль», 1982, с. 79.
  2. Н. А. Баскаков. Микроэтнонимы огузских этнических групп Закавказья // Сб. Turcologica. 1986. Л., «Наука», 1986, с. 39. В. У. Махпиров. Древнетюркская ономастика (Имена собственные в «Дивану лугат-ит турк» Махмуда Кашгарского). Алма-Ата, «Гылым», 1990, с. 46 — 47.
  3. И. М. Оранский. Таджикоязычные этнографические группы гиссарской долины (Средняя Азия). Этнолингвистическое исследование.- М.: Наука, 1983. — С.185.

Примечания