Фонтана, Карло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карло Фонтана
Carlo Fontana
Карло Фонтана на гравюре 1774 годаКарло Фонтана на гравюре 1774 года
Работы и достижения
Архитектурный стиль барокко
Важнейшие постройки церковь Санта-Мария-деи-Мираколи
базилика Лойолы
фасад Сан-Марчелло-аль-Корсо

Карло Фонтана (итал. Carlo Fontana; 22 апреля 1638, Новаццано — 5 февраля 1714, Рим) — итальянский архитектор, инженер, рисовальщик и скульптор, мастер зрелого римского барокко.

Биография

Как и многие мастера итальянской архитектуры, Карло Фонтана происходил из кантона Тичино итальянской Швейцарии и начинал карьеру в Комо. Сын Франческо Амедео и Чечилии Пиццалморе из Ранкате (Комо). Точная дата его прибытия в Рим неизвестна, вероятно, около 1653 года, когда ему было пятнадцать лет. Его первым учителем был Джованни Мария Болино, а не Дж. Л. Бернини или Пьетро да Кортона, как предполагалось ранее[1][2].

Карло Фонтана с 1660 года под руководством Дж. М. Болино участвовал «участвовал в работах в области гидротехники», в восстановлении церкви Сан-Марко. Болино познакомил его с Пьетро да Кортона, о чём свидетельствует их совместная работа по возведению фасада и реконструкции интерьера церкви Санта-Мария-делла-Паче (1657—1658)[3]. Карло Фонтана работал в мастерской Дж. Л. Бернини, в частности, над возведением колоннады и оформлению площади Св. Петра, папской лестницы Скала Реджа (1663), на работах в церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (1662—1679). К. Фонтана заканчивал начатый Бернини Палаццо Людовизи (1650—1694), по наброскам Бернини составил проект перестройки фасада Палаццо Киджи-Одескальки на Площади Санти-Апостоли (1665—1667). В эти годы Карло Фонтана проявил себя в качестве выдающегося рисовальщика. Многочисленные рисунки, относящиеся к дворцу и площади, подписанные Фонтаной, хранятся в Апостольской библиотеке Ватикана.

В 1660-х годах Карло Фонтана сотрудничал с третьей «студией» Карло Райнальди в Риме. Для него Фонтана в 1662 году сделал два рисунка, относящихся к фасаду церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Он конкурировал с Райнальди при проектировании церквей-близнецов на площади Пьяцца-дель-Пополо[4].

Фонтана проектировал десятки римских палаццо, церквей и капелл, обновил интерьер Санти-Апостоли, предложил проложить в Ватикан магистраль наподобие виа делла Кончилиационе. В 1669 году его проект по защите Виа Фламиния в районе Сант-Андреа и виллы Джулия от регулярных разливов Тибра был предпочтён предложениям других архитекторов, включая Карло Райнальди.

15 мая 1667 года Карло Фонтана был избран в члены Академии Святого Луки, положение, которое, среди прочего, давало ему право принимать в свою мастерскую учеников и преподавать в Академии. В 1668 году он стал кавалером Ордена Христа.

Между 1676 и 1679 годами Папа Иннокентий XI приказал возвести церковь внутри Колизея в честь христианских первомучеников. Фонтана разработал проект круглого санктуария в центре арены, но он не был реализован. Фонтана также проектировал монумент шведской королевы Кристины в соборе Св. Петра в Ватикане (1697). Шедевром импровизации является проект церкви августинцев Сан-Марта аль-Колледжо Романо (1671—1674). Это была церковь шестнадцатого века с одним нефом, которую Фонтана модифицировал, добавив боковые капеллы и значительно подняв свод. Внутреннее убранство также, вероятно, продумано Фонтаной и выполнено Л. Ретти и Дж. Б. Гаулли. Абсолютным шедевром считается главный алтарь кармелитов церкви Санта-Мария-ин-Траспонтина, построенный в 1674 году[5]. Эталоном зрелого стиля римского барокко признан вогнутый фасад церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо (1682—1683).

Слава о Фонтане как о наследнике Бернини разнеслась по всей Европе. Одним из первых архитекторов он проектировал за пределами Италии. Грандиозный ансамбль базилики Лойолы в Испании (1681—1738) строился по проекту Фонтаны, оказав влияние на зодчих колониальной Америки и южногерманских земель. По эскизам папского архитектора строили фонтаны, надгробные памятники и алтари по всей Европе. В 1694 году он опубликовал подробное описание собора Святого Петра с множеством гравюр. В Виндзоре хранятся 27 томов рукописей Карло Фонтаны.

В 1694—1699 годах Карло Фонтана был президентом (principe) Академии Святого Луки. В этой деятельности его поддерживал сын: Франческо Фонтана (1668—1708). О преданности делу обучения и внимании к молодым коллегам свидетельствует исключительное количество учеников. Под руководством Карло Фонтаны Академия достигла большого авторитета. Академические конкурсы стали проводить на Кампидольо; выбор тем определял Франческо Фонтана (вице-президент академии), который преподавал в Академии архитектуру. Карло Фонтана уделил особое внимание празднованию столетия Академии в 1693 году, чтобы показать важность этого учреждения, которое вместе с Французскими академиями архитектуры, живописи и скульптуры, а также Французской академией в Риме, приобрело международную известность.

По убеждению Папы Климента XI именно в Академии, подобно архитектурной лаборатории, необходимо экспериментировать с темами городской застройки и монументального значения. В 1706 году Франческо Фонтана предложил тему: фонтан на городской площади, косвенно отсылающую к идее будущего фонтана Треви. Не менее поучительной была тема, предложенная в 1711 году: новая ризница для собора Святого Петра.

Благодаря интересам римских Пап, которые ставили на первое место восстановление раннехристианских церквей, Фонтана в 1701 году получил заказ на восстановление фасада церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. Важным событием для Рима стало обустройство городского порта Рипетта, в обсуждении проекта и строительстве которого Карло Фонтана также принимал участие (1703—1704). В 1702 году он руководил реставрацией Казино Пия IV в садах Ватикана, внося многочисленные изменения в декоративное убранство интерьера.

В римской мастерской Карло Фонтаны работали видные мастера европейского барокко, такие как австрийцы Лукас фон Гильдебрандт и Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, швед Никодемус Тессин-младший, немец Маттеус Пёппельман, англичанин Джеймс Гиббс, а также зачинатель сицилийского барокко Джованни Баттиста Ваккарини, работавший при испанском дворе Филиппо Юварра и представитель петровского барокко в России — Николо Микетти.

Архитектором был Джироламо Фонтана, племянник Карло Фонтана (ок. 1665—1701). Благодаря его работе в качестве театрального архитектора у нас есть значительное собрание гравюр с его сценических рисунков высокого качества (1690, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Коллекция эстампов). Карло Стефано, младший брат Джироламо (родился в Риме около 1675 года), сотрудничал со своим дядей, упоминается в документах Академии Святого Луки как выигравший вторую премию на конкурсе 1703 года на тему «Папский дворец». Он сотрудничал с Филиппо Юваррой. Мауро, сын Франческо Фонтана (2 января 1701 — 17 июля 1767, Рим), также римский архитектор. Его первой работой был главный алтарь церкви Санта-Мария-делла-Виттория (утрачен в 1833 году). Известны и другие работы в Риме. В 1758 году Мауро Фонтана стал членом Академии Святого Луки, был избран её президентом в 1762 году[6][7].

Основные постройки в Риме

  • 1655: Церковь Сан-Бьяджо-ин-Кампителли
  • 1662—1679: Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи на Пьяцца-дель-Пополо. В сотрудничестве с Джан Лоренцо Бернини
  • 1671: Капелла Сикста V в базилике Санта-Мария-Маджоре
  • 1671: Капелла Джинетти в церкви Сант-Андреа-делла-Валле
  • 1674: Фонтан на площади Санта-Мария-ин-Трастевере. Восстановление
  • 1675: Фонтан на площади Сан-Пьетро
  • 1682—1683: Фасад церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо
  • 1682—1687: Капелла Чибо в церкви Санта-Мария-дель-Пополо
  • 1694—1697: Палаццо Джустиниани. Реконструкция
  • 1694—1697: Палаццо Монтечиторио
  • Надгробия Пап Климента XI и Иннокентия XII в соборе Святого Петра
  • 1702: Монумент королевы Швеции Кристины в соборе Святого Петра
  • 1702—1708: Базилика-деи-Санти-Додичи-Апостоли. Интерьер
  • 1705: Капелла Альбани в церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура
  • 1706: Здания конвента Сан-Микеле-а-Рипа. Совместно с Маттиа де Росси
  • 1708: Интерьер библиотеки кардинала Дж. Казанате монастыря Санта-Мария-сопра-Минерва
  • 1713—1719: Базилика Сан-Клементе. Реставрация интерьера

Галерея

Примечания

  1. Donati U. Ilsalone della Biblioteca Casanatense in Roma, 1940 // Boll. stor. d. Svizzera ital., s. 4, XV. Рp. 29
  2. Artisti ticinesi a Roma. Bellinzona, 1942, pp. 263 s., 282—287, 296, 331—333, 374, 376 s., 378—382, 468—473
  3. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 48 (1997). — URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/carlo-fontana_%28Dizionario-Biografico%29/ Архивная копия от 27 сентября 2020 на Wayback Machine
  4. Wittkower R. Art and Аrchitecture in Italy. — London, 1965, pp. 184, 364
  5. Hager H. Carlo Fontana: Pupil, Partner, Principal Preceptor, … Study in History of Art. XXXVIII (1993), pp. 128—155
  6. The Dictionary of Art, XI. — London-New York, 1996, pp. 274—278
  7. U. Thieme—F. Becker. Künstlerlexikon, XII, pp. 170—174, 179, 181

Ссылки