Фомин, Евстигней Ипатьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евстигней Ипатович Фомин
Портрет неизвестного итальянского музыканта, атрибутировавшийся в 1949—2010-х гг. как портрет Е. И. Фомина[1]Портрет неизвестного итальянского музыканта, атрибутировавшийся в 1949—2010-х гг. как портрет Е. И. Фомина[1]
Основная информация
Дата рождения 5 (16) августа 1761(1761-08-16)
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская империя
Дата смерти 16 (28) апреля 1800(1800-04-28) (38 лет)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Страна  Российская империя
Профессии композитор

Евстигне́й Ипа́тьевич (Ипа́тович) Фоми́н (5 (16) августа 1761[2][3], Санкт-Петербург16 (28) апреля[4] 1800, там же) ― русский композитор.

Биография

Родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, затем учился в музыкальных классах Академии художеств, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником ― Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году возвратился в Петербург, где написал свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро ― в течение одного месяца ― в том же году была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам[5], в 1786―1788 годах он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям[2], документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 году анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Н. А. Львову, шурину поэта.

В 1788 году написал одну из наиболее известных своих опер ― «Американцы» на либретто 19-летнего И. А. Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 году опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Я. Б. Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

Скончался 28 апреля 1800 года в Петербурге. Место захоронения неизвестно; тема обстоятельств смерти и погребения Фомина раскрывается в романе Б. Т. Евсеева «Евстигней» (2010) — среди предположительных мест указываются Лазаревское или Смоленское кладбища[источник не указан 597 дней].

Творчество

Фомин ― один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны (в частности, оперы «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Клорида и Милон»).

До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, написанные во второй половине XVIII века, среди которых «Мельник ― колдун, обманщик и сват» (в наше время её автором считается Михаил Соколовский)[источник не указан 597 дней].

Оперы

Оперы, приписываемые Фомину

Другие сочинения

  • Мелодрама «Орфей и Эвридика» (1792). Премьера состоялась 5 февраля 1795 года в Москве. Текст Якова Княжнина.
  • Хор к трагедии В.А. Озерова «Ярополк и Олег» (1798).

Примечания

  1. Смирнов А.В. Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы "Останкино"
  2. 2,0 2,1 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973―1982
  3. в дореволюционных изданиях (таких как «История русской оперы» Чешихина) указывается 1741
  4. The New Grove Dictionary of Music and Musicians
  5. Доброхотов Б. Евстигней Фомин. ― М., 1968.

Литература

  • Финагин А. В. Евстигней Фомин. Жизнь и творчество, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России. — Т. 1. — Л., 1927.
  • Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. ― М., 1948.
  • Келдыш Ю. В. К истории оперы «Ямщики на подставе», в сб.: Очерки и исследования по истории русской музыки. ― М., 1978. — С. 130―140.
  • Евсеев Б. Т. Евстигней. Роман. — М.: Время, 2010. — ISBN 978-5-9691-0566-9.

Ссылки