Фоглер, Георг Йозеф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Георг Йозеф Фоглер
Georg Joseph Vogler
Abbe Vogler.jpg

Аббат Георг Йозеф Фо́глер (нем. Georg Joseph Vogler, 15 июня 1749, Вюрцбург — 6 мая 1814, Дармштадт) — немецкий композитор, органист, теоретик музыки, музыкальный педагог, музыковед.

Биография

Сын скрипичного мастера, учился в иезуитской школе, уже в десятилетнем возрасте хорошо играл на органе, скрипке и других инструментах. С 1774 года брал уроки у Дж. Б. Мартини в Болонье, затем у Ф. А. Валлотти в Падуе. Принял в Риме сан священника, вступил в Аркадскую академию — содружество писателей и музыкантов, основанное в 1690 году.

В 1775 году обосновался в Мангейме, где был назначен вторым капельмейстером при дворе курфюрста Карла Теодора и открыл музыкальную школу. Изобрел новую систему постановки пальцев при игре на клавесине, новую форму органа — переносной орган оркестрион (1790), развивал учение Рамо о гармонии. В трёхтомных «Размышлениях о мангеймской композиторской школе» (1778-81) проанализировал музыкальные стили и техники своего времени.

После переезда двора в Мюнхен последовал за курфюрстом в 1780 году, но, недовольный приемом его музыкально-драматических сочинений, вскоре оставил место. Переехав в Париж, пропагандировал свои теоретические взгляды, с успехом давал органные концерты в церкви Сен-Сюльпис, его опера была представлена в Версале. Много путешествовал (Испания, Греция, Армения, Азия, Африка, Гренландия), посетил Санкт-Петербург (1788), собирал музыкальный фольклор.

В 1786 году был назначен придворным капельмейстером шведского короля Густава III, вновь открыл музыкальную школу, давал концерты на оркестрионе. В Стокгольме проживал до 1799 года. В 1790 с огромным успехом давал органные концерты в лондонском театре «Пантеон». В качестве виртуозного органиста выступал в Роттердаме, Франкфурте, Берлине, Мюнхене и Вене (где соревновался с Бетховеном в мастерстве импровизации на фортепьяно[1]).

В 1807 году получил место капельмейстера при дворе гессенского ландграфа Людвига I. В Дармштадте открыл свою третью, ставшую наиболее известной музыкальную школу, среди его многочисленных учеников были Вебер и Мейербер, боготворившие учителя, а также Франц Ксавер Гебель[2].

На основе общения с сыновьями И. С. Баха и их воспоминаний Фоглер написал одну из первых книг об этом композиторе (издана в 1802 году). Скончался от апоплексического удара в Дармштадте на 65-м году жизни.

Творчество и значение

Остался в истории музыки как блестящий исполнитель и замечательный педагог. Его собственная музыка (произведения для клавесина, фортепиано, скрипки, флейты, валторны, Реквием, музыка к шекспировскому «Гамлету» и др.) почти не исполняется, хотя фирма «Чандос» выпустила диск с его сочинениями (Chan 10504) в исполнении London Mozart Players под управлением Маттиаса Бамерта. Теоретические подходы Фоглера развивали Готфрид Вебер и Симон Зехтер.

Крайне отрицательно о Фоглере отзывался В. А. Моцарт, называя его «жалким музыкальным паяцем, человеком, который слишком много о себе мнит и немногое может»[3]. Композитор подвёрг резкой критике творчество, теоретические взгляды и личность аббата Фоглера. Вслед за Моцартом о нём отрицательно отзывались многие другие немецкие и австрийские авторитеты. Русский критик А. Д. Улыбышев писал о музыканте также в негативном ключе[4]. Положительный образ композитора как создателя новых миров представлен в стихотворении Роберта Браунинга «Аббат Фоглер[pl]» (1864).

В качестве органостроителя добился уменьшения размеров органов и, соответственно, их удешевления (главным образом благодаря использованию возможностей разностных композиционных тонов)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 ФОГЛЕР • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  2. Финдейзен Н. Ф. Гебель, Франц Ксаверий // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Письмо отцу 4 ноября 1777 г.
  4. «Везде мы видим его стремящимся к эффекту противному хорошим принципам, могущему ослепить и поразить только невежд. Как церковный композитор, он модулирует вкось и вкривь, и бросает свои идеи одну за другою, не развивая их. Как органист, он своим вычурным исполнением искажает характер самого величественного и торжественного инструмента. Как толкователь чужих сочинений он их произвольно изменяет, дополняет, путает и передаёт совсем не так, как хочет автор. Как учитель композиции, он даёт общие правила, делающие сочинение невозможным».

Литература

  • Schafhäutl K.E. von. Abt Georg Joseph Vogler. Hildesheim; New York: Georg Olms, 1979
  • Grave F.K., Grave M.G. In praise of harmony: the teachings of Abbé Georg Joseph Vogler. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987
  • Abbé Vogler — ein Mannheimer im europäischen Kontext. Internationales Colloquium Heidelberg 1999/ Thomas Betzwieser, Silke Leopold (Hrsg.). Frankfurt/Main u. a.: Lang, 2003. ISBN 3-631-50095-5

Ссылки