Филосторгий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Извлечение Фотия из «Церковной истории» Филосторгия. Британская библиотека. Манускрипт, первая половина 16 века

Филосто́ргий (греч. Φιλοστόργιος) (ок. 368, Борисс, Каппадокия — ок. 439) — античный церковный деятель, богослов и историк-арианин.

Семья Филосторгия была арианской и сам он был убежденным сторонником учения Евномия; Филосторгий был лично знаком с Евномием и посвятил ему хвалебную поэму.

«Церковная история»

В 430—440 годах Филосторгий написал свой главный труд — «Церковную историю», как продолжение «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. «История» Филосторгия не дошла до нас полностью, но имеет большое историческое значение. В ней автор описывал с арианской точки зрения историю христианства IV — начала V века (c 300 по 425 г.). Выдержки из этого произведения сохранились в сокращённом изложении в «Библиотеке» патриарха ФотияСокращение из «Церковной истории» Филосторгия, со слов патриарха Фотия»). Другие отрывки из сочинения Филосторгия включены в анонимную «Жизнь Константина» и в позднюю редакцию «Мученичества святого Артемия» (ΙΧ в.), первоначальное авторство которого в рукописях приписывается Иоанну Дамаскину. («Мучение св. великомученика Артемия» известно было и на Руси). Также отрывки из «Истории» Филосторгия нашли своё отражение в «Сокровище православной веры» («Θησαυρός ὀρθοδοξίας») Никиты Хониата (11551213).

«Историю» Филосторгий разделил на 12 книг по числу букв своего имени — «Φιλοστόργιος». И каждая книга начиналась с соответствующей греческой буквы. Фактически его книга была посвящена истории арианства с начала его существования до 425 года. «История», хотя и сохранившаяся лишь в отрывках, представляет особый интерес, поскольку рисует альтернативную точку зрения на события, которая зачастую резко противоречит точке зрения других, ортодоксальных церковных историков, таких, как Сократ и Созомен.

Филосторгий восхваляет симпатизировавшего арианству императора Констанция II, оправдывая убийство им братьев. Историк рисует положительный образ другого императора-арианина — Валента: в отличие от Аммиана Марцеллина, Филосторгий не считает Валента виновным в поражении римлян при Адрианополе. Ортодоксального Феодосия Великого и его потомков — Аркадия, Феодосия II — Филосторгий рисует в негативном свете, сообщая при этом интересные подробности, о которых умалчивают другие историки. Несколько более положительно он относился к Гонорию.

Значительное место в изложении Филосторгия занимают чудеса и предзнаменования (prodigia), катастрофы (землетрясения, потоп, голод).

Литература

Оригинальные тексты и иностранные переводы

  • PG 65
  • Philostorgios. Kirchengeschichte / Ediert, übersetzt, kommentiert von Br. Blackmann und M. Stern. Paderborn: Ferdinand schöningh, 2015. Bd.I.: Einleitung, Text und Übersetzung. 440 s.
  • Philostorgius. Kirchengeschichte (mit dem Leben des Lucian von Antiochen und den Fragmenten eines arianischen Historiographen) / Hrsg. J. Bidez. — Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913.
  • Philostorgius. Church History / translat. with an Introduction and Notes by Philip R. Amidon. Atlanta: Society of Biblical literature, 2007.
  • Philostorgius. Kirchengeschichte / Hrsg. von J. Bidez, F. Winkelmann. Berlin, 1972.

Русские переводы

  • Фотий, патр. Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием // Христ. чтение. — СПб., 1854. — № 4.
    • Фотий, патр. История церкви Филосторгия. — М.: Посев, 1998
    • Фотий, патр. Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием; Дополнение к «Истории» Филосторгия; Отрывки из Филосторгия // Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием / Подгот. к изд. А. И. Цепковым. — Рязань: Александрия, 2004. — С. 355—441. — (Визант. ист. б-ка). — Алф. указ.: С. 518—553. — ISBN 5-94460-015-2
    • Фотий, патр. Сокращение Церковной истории Филосторгия: [Отрывки] // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. — Т. II: Визант. источники. — М.: РФСОН, 2010. — С. 21—25.
  • Филосторгий. Сокращение «Церковной истории» / Пер. с древнегреч. В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 187—262, 520—584 (коммент.). — (Классики античности и средневековья). — ISBN 978-5-8243-08-34-1

Литература о Филосторгии

  • Бибиков М. В. Историческая литература Византии. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 54—55.
  • Ващева И. Ю. Еретики и пастыри в «Церковной истории» Филосторгия // Из истории античного общества: Межвуз. сб. науч. тр. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2008. — Вып. 11. — С. 186—212.
  • Ващева И. Ю. Ранневизантийские императоры в «Истории» Филосторгия // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: История. Политология. — 2010. — № 13 (84). — С. 19—27.
  • Ващева И. Ю. Образы императоров в «Истории» Филосторгия // Проблемы истории, филологии и культуры. — М.; Магнитогорск, 2009. — № 3 (25). — С. 24—46.
  • ВащеваИ. Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху Поздней Античности: Дис. … д. ист. н. — Ниж. Новгород, 2013. — 789 с.
  • Зибаев А. В. Восприятие географического пространства в «Церковной истории» Филосторгия // Sholia studiorum: Пространство ист. нарратива: Тез. докл. и сообщ. Всеросс. науч. конф. молодых антиковедов и медиевистов. — Екатеринбург, 2016. — С. 50—51.
  • Зибаев А. В. Источники «Церковной истории» Филосторгия (Hist. eccl. I) в сокращении Фотия // Изв. / Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: История. Междунар. отношения. — 2014. — Т. 14, вып. 4. — С. 51—56.
  • Зибаев А. В. Картина мира в «Церковной истории» Филосторгия: Автореф. дис. … к. ист. н. — Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2019. — 26 с.
  • Зибаев А. В. Картина мира в «Церковной истории» Филосторгия: Дис. ... к. ист. н.: 07.00.00, 07.00.03. — Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2018. — 266 с.
  • Зибаев А. В. Место «Церковной истории» Филосторгия в античной географической традиции // Совр. проблемы науки и образования. — Пенза, 2015. — № 2-2. — С. 656—663.
  • Зибаев А. В. Понятие kosmos у Филосторгия // Клио. — СПб., 2016. — № 10 (118). — С. 53—57.
  • Зибаев А. В. Понятие physis в «Церковной истории» Филосторгия // Ломоносов — 2017: Материалы междунар. молодеж. науч. форума. — М., 2017 (2 с.; электрон. ресурс; тез. докл.).
  • Зибаев А .В. «Церковная история» Филосторгия и некоторые жанры античной географической литературы // Империя ромеев во времени и пространстве: Центр и периферия: Тез. докл. XXI Всерос. науч. сессии византинистов. — М.; Белгород, 2016. — С. 93—95.
  • Лебедев А. П. Церковная историография в главнейших ее представителях с IV по XX в. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 115—120.
  • Перевалов С. М. Филосторгий (Hist. Eccl. XII. 4) о первом браке Атаульфа // Визант. временник. — М.: Наука, 2002. — Т. 61 (86). — С. 88—92.
  • Тимофеев М. А. Христианская историческая мысль в эпоху Поздней римской империи // Филосторгий. Сокрашение «Церковной истории» / Пер. с древнегреч. В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 265—299.
  • Удальцова З. В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: [Кн. 1:] IV – пер. пол. VII в. — М.: Наука, 1984. — Филосторгий: С. 212—223.
  • Удальцова З. В. Филосторгий — представитель еретической церковной историографии // Визант. временник. — М.: Наука, 1983. — Т. 44. — С. 3—17.
  • Marasco G. The Church Historians (II): Philostorgius and Gelasius of Cyzicus // Greek and Roman Historiography in Late Antiquity: Fourth to Sixth Century A. D. / Ed. G. Marasco. — Leiden; Boston: Brill, 2003. — P. 257—288. — 550 p. — ISBN 90-04-11275-8
  • Raymond D., van. Becoming Christian: the Conversion of Roman Cappadocia. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2003.

Сноски