Филипп Канцлер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп Канцлер

Филипп Канцлер (Chancelier Philippe, Philippus Cancellarius; ок. 1160, Париж — 26 декабря, 1236, там же) — французский теолог и поэт.

Очерк биографии и творчества

Внебрачный сын парижского архидиакона Филиппа (ок. 1125 — ок. 1185), Филипп воспитывался в богатой семье, изучал теологию и право в Парижском университете. С 1217 года до конца жизни служил канцлером парижского собора Нотр-Дам[1]. В 1229-31 годах Филипп участвовал в конфликте между университетом (на его стороне) и светской властью. Возможно, именно благодаря его влиянию юрисдикция церкви в Парижском университете была закреплена папской буллой «Parens scientiarum» (13 апреля 1231)[2]. В 1235 выступал против избрания епископом Гильома Овернского, обвиняя его в безмерном стяжательстве бенефициев. Возможно, незадолго перед кончиной вступил в орден францисканцев. Похвалу Филиппу воздал в своей эпитафии «Dit du Chancelier Philippe» французский поэт XIII века Анри д'Андели.

Филипп написал теологический трактат «Summa de bono» (ок. 1225-28), в котором среди прочего он разработал новую философскую теорию трансценденталий[3], оказал влияние на францисканское движение и на Альберта Великого. Помимо Аристотеля, Боэция и других признанных античных авторов, в «Сумме» Филипп опирается на новые имена философов XII и XIII веков. Кроме того, Филипп — автор более 700 проповедей на латинском и французском языках.

Филиппу принадлежат 83 стихотворных латинских текста (6 из них входят в известный сборник Carmina Burana) преимущественно морализующего характера; целый ряд стихов, сохранившихся анонимно, дополнительно приписывают ему литературоведы. Стихи выдают прекрасные познания автора не только в Священном писании, но и в античной классике. Средневековые нотные рукописи позволяют предполагать, что Филипп также писал музыку, особенно в жанре кондукта (см. в этой статье пример поэтического творчества Филиппа). Часть приписываемых ему музыкальных сочинений исследователи атрибуировали как контрафактуры более ранних пьес. Другие представляют собой подтекстовки (т.наз. prosulae) мелизматических отделов композиций Перотина (например, «Beata viscera») и анонимных авторов школы Нотр-Дам; таким образом, Филипп Канцлер стоял у истоков важнейшего средневекового жанра мотета.

Примечания

  1. Собственно церковные привилегии канцлера были незначительны (хранитель печати, библиотекарь, нотариус). Гораздо важнее было то, что канцлер был директором приходской школы, а с расширением образовательной активности в Париже стал выполнять обязанности своего рода инспектора городского образования, надзирателя со стороны церкви. По своему усмотрению канцлер выдавал и отбирал преподавательские лицензции, следил за дисциплиной студентов и профессуры, надлежащей одеждой и т.д.
  2. Подробней об обстоятельствах конфликта см. Parens scientiarum.
  3. Подробнее см. [1] Архивная копия от 14 июля 2010 на Wayback Machine.

Издания сочинений

  • Philip the Chancellor: Motets and Prosulas. Edited by Thomas B. Payne. Madison (Wisconsin): A-R Editions, 2011. xxxvii, 221 pp. ISBN 978-0-89579-694-3 (полное собрание средневековой музыки на тексты Филиппа Канцлера, в том числе приписываемой Перотину)

Литература

  • Dronke P. The lyrical compositions of Philip the Chancellor // Studi medievali, 3rd ser., XXVIII (1987), pp. 563–92.
  • Schneyer J.B. Repertorium der lateinischen Sermones des Mittelalters für die Zeit von 1150–1350. Münster, 1969–90, pp. 818–68.
  • Payne, Thomas B. Poetry, politics and polyphony: Philip the Chancellor's contribution to the music of the Notre Dame. Ph.D. diss., Univ. of Chicago, 1991.
  • Payne, Thomas B. Philip the Chancellor // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2001; содержит полный список его сочинений, как надёжно атрибуированных, так и спорных)
  • Payne, Thomas B. Philip the Chancellor and the conductus prosula: "motetish" works from the School of Notre-Dame // Music in Medieval Europe. Studies in honour of Bryan Gillingham, ed. by T. Bailey and A. Santosuosso. N.Y., L.: Routledge, 2007, p.220-238.

Ссылки