Фигнер, Николай Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Фигнер
Figner.jpg
Основная информация
Полное имя Николай Николаевич Фигнер
Место рождения дер. Никифорово, Тетюшский уезд, Казанская губерния, Российская империя
Профессии оперный певец
Певческий голос тенор
Коллективы Мариинский театр

Никола́й Никола́евич Фи́гнер (9 [21] февраля 1857, Никифорово, Казанская губерния — 13 декабря 1918, Киев) — русский оперный певец (тенор).

Биография

Отец — Николай Александрович Фигнер (1817—1870), штабс-капитан в отставке с 1847 года, служил в Тетюшском уезде Казанской губернии по ведомству Министерства государственных имуществ, получил чин губернского секретаря, затем лесничим в Тетюшском и Мамадышском лесничествах. Был женат на Екатерине Христофоровне Куприяновой (1832—1903). У них было шесть детей: Вера, Лидия, Пётр, Николай, Евгения и Ольга[1].

Юный Николай провалил переходные экзамены в гимназии, после чего был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге, в 1878 году стал морским офицером (участвовал в кругосветном путешествии) и не помышлял о сцене. Если бы не «семейные неисправности» (так называл свою женитьбу на бонне-немке, что было запрещено в офицерском сословии), возможно, он не стал бы артистом.

Оставил службу в чине лейтенанта. Рассказывали, что он дезертировал с судна, на котором служил, в Италии. Там учился пению, был прощён и смог вернуться в Россию благодаря великому князю Владимиру Александровичу[2].

Учился в Петербургской консерваторииИ. П. Прянишникова, Ж. Эверарди), но был изгнан; начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста[3]. Пользуясь субсидиями разных лиц, Фигнер дважды бывал в Италии, где учился в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти, которого вместе с семьёй спас во время пожара в театре, и профессора консерватории, грека по происхождению Э. Дероксаса.

К. Е. Маковский. Портрет Н. Н. Фигнера. 1889

Дебютировал в Неаполе в 1882 году в опере «Филемон и Бавкида» Гуно, в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполняет партию Фауста в одноимённой опере Ш. Гуно. Так в 1882 году начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Фигнера. В 1883 году пел с успехом в Милане в опере «Фра-Дьяволо». Сначала он выступает в театрах Италии, как крупных, так и незначительных, затем поёт в Мадриде, Бухаресте и многих других городах на тех же подмостках, где поют корифеи.

В 1887 году Фигнер впервые выступил в Петербурге, на сцене Императорской русской оперы. В 1887 — 1907 солист Императорских театров.

В 1895 году Фигнер получил звание Солиста Его Величества. С 1912 года — действительный статский советник.

Утратив голос занимал руководящие должности в театральном мире, был директором Народного дома на Выборгской стороне, имея большое влияние, продолжал выступать в нём в самых ответственных ролях[2].

После октября 1917 года оказался на Украине, где преподавал пение вплоть до своей кончины.

Длительное время болел сахарным диабетом. Периодически возникали осложнения — кровотечения. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище (на надгробии помещён портрет артиста в роли Отелло из одноимённой оперы Дж. Верди).

Семья

Из семьи Фигнеров вышли ещё несколько известных деятелей. Среди предков артиста (по боковой линии) — герой Отечественной войны 1812 года А. С. Фигнер (1786—1813), чьи подвиги и некоторые личностные черты отражены в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Сестра Николая — Вера Фигнер — русская революционерка, террористка. В 1883 году она была осуждена на пожизненное заключение в Шлиссельбурге. Лишь через двадцать лет певцу удалось добиться её освобождения. Ещё три сестры артиста, также связанные с народовольческим движением, основанном на терроре, провели долгие годы в сибирской ссылке. Брат Пётр — преуспевающий горный инженер и металлург, руководитель крупных предприятий в горно-металлургической промышленности Российской империи.

Жены и дети

  • Первая жена, Мария-Луиза Кельберг, немецкая еврейка, гувернантка в семье адмирала Шмидта. Будучи морским офицером, Н. Н. Фигнер был вхож в адмиральскую семью, где он встретил и влюбился в свою первую жену. В связи с тем, что родители были против этого брака, молодые тайно обвенчались. В 1878 году родилась дочь София. Н. Н. Фигнер вместе с семьёй переехал в Италию. Оставил семью в Италии, когда учился вокальному искусству. Оказывал материальную помощь бывшей жене и дочери до своей кончины.
  • Вторая жена, с 1889 года Медея Фигнер (урождённая Дзораиде Амедея Мей), — знаменитое русское сопрано, по происхождению — итальянка, которую Н. Н. Фигнер встретил в Италии, когда учился там вокальному искусству. В Италии Николай Николаевич и Медея Фигнер имели виллу, которую часто посещали начинающий Л. Собинов, А. Вяльцева, композиторы Пуччини, Дж. Верди. В 1904 году развелись.
  • Третья жена — Ренэ Ефимовна Радина— русская оперная певица, сопрано.

У Фигнера был ребёнок от первого брака, четверо детей — от второго и двое детей — от третьего.

Шарж работы Поля Робера, 1903

Адреса в Санкт-Петербурге

Творчество

Рассказ Рауля из оперы «Гугеноты» Д. Мейербера в исполнении Фигнера

В 18871903 и в 1907 году пел в Мариинском театре.

Первый исполнитель партий Германа («Пиковая дама») и Водемона («Иоланта») в операх П. И. Чайковского.

Артистическим талантом Фигнера восхищался П. И. Чайковский, посвятивший ему шесть романсов, опус 73. Фигнер первый из русских оперных певцов соединил драматическое, сценическое и вокальное в единую систему оперного действия. Именно так оценивали музыковеды творчество Фигнера в сопроводительной статье к пластинке-гиганту фирмы «Мелодия», изданной в конце 70-х годов прошлого века. По словам выдающегося дирижёра Николая Малько, Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников[3]. Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в партии Германа в «Пиковой даме», которую П. И. Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Пётр Ильич надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

Юрист и общественный деятель А. Кони много позже в своих мемуарах признавал, что был уверен в гениальности Фигнера, показавшего очень правдоподобную картину сумасшествия Германа с навязчивыми идеями. С 1890 по 1900 год в русских театрах, по признанию современников, Фигнера в партии Германа никто не мог превзойти[5]. Актёрский, а не певческий, талант Фигнера отмечал и В. В. Вересаев[2].

Согласно ЭСБЕ, «не обладая выдающимся по красоте голосом, Фигнер <был> одарён большим талантом передавать исполняемое»[6].

Могила на Байковом кладбище.

Память

Примечания

  1. www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=2859 - Сервис регистрации доменов и хостинга *.RU-TLD.RU. www.rusdeutsch-panorama.ru. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 28 июля 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Викентий Викентьевич Вересаев Невыдуманные рассказы о прошлом
  3. 3,0 3,1 Сопроводительная статья к пластинке-гиганту: Николай Фигнер, тенор. Серия: Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. М 10 45313 004. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1983.
  4. Путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам. Петербурговедение, адресные книги.. Дата обращения: 17 сентября 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  5. Надир Ширинский. Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004. Сс. 52-72
  6. Фигнер, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Энциклопедия Санкт-Петербурга, мемориальная доска Н. Н. Фигнеру.. Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 7 января 2017 года.

Литература

Ссылки