Феста, Костанцо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Костанцо Феста

Костанцо Фе́ста (итал. Costanzo Festa, Constantio Festa; ок. 1490 — 10 апреля 1545, Рим) — итальянский композитор. Феста — крупнейший композитор-итальянец на своей родине в первой половине XVI века. Один из родоначальников итальянского мадригала.

Жизнь и творчество

С 1517 до конца жизни работал певчим в Сикстинской капелле. Сохранились письма Фесты к Филиппо Строцци, в которых он жалуется на нужду. К тому же Феста страдал хроническими приступами подагры[1].

Феста считается одним из двух (наряду с Филиппом Вердело) родоначальников итальянского мадригала (XVI века). Часть мадригалов Фесты (всего более 120, в основном, на четыре голоса[2]) написана в старогомофонной моноритмической фактуре, часть — в технике имитационной полифонии. Феста — автор четырёх месс, более 40 мотетов, 12 магнификатов, гимнов (в том числе Ave maris stella, Ut queant laxis, Veni creator Spiritus, Vexilla regis prodeunt, Te Deum), 8 ламентаций (на Страстную седмицу) и другой духовной музыки.

Наибольшую известность Фесте принесло инструментальное сочинение «Испания» (La Spagna), которое представляет собой сборник 125 вариаций на одноимённую танцевальную тему (в жанре bassadanza), в функции cantus firmus[3]. Помимо всевозможных контрапунктических превращений темы (простой, двойной и тройной каноны, строгий и свободный стиль, сегментирование и сквозная имитация, ракоход) Феста показывает также остинато, кводлибет, обрабатывает тему на разное количество голосов (от 2 до 11), сочетает различные мензуры (см. Мензуральная нотация) в одновременности. Некоторые пьесы из «Испании», имеющие выраженно экспериментальный характер, рассчитаны на то, чтобы продемонстрировать блеск учёности их создателя. Вместе с тем, сочинение очевидно задумывалось с дидактическими целями, так как не содержит указаний на специфику какого-либо определённого инструмента.

Полное собрание вокальных сочинений Фесты опубликовано в академической серии Corpus mensurabilis musicae, том 25.

Рецепция

Свидетельство европейской известности Фесты — его появление в книге Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в прологе к Книге 4 (напечатана в 1552 году). В анекдоте о просеке, который рассказывает Приап Юпитеру, Феста упоминается в компании с другими крупными композиторами старшего поколения (Жоскеном Депре, Окегемом и Обрехтом), поющими непристойную песенку.

Примечания

  1. См.: Agee R. Filippo Strozzi and the early madrigal // Journal of the American Musicological Society 38 (1985), p.231 ss.
  2. Точное число мадригалов Фесты назвать невозможно, поскольку авторство некоторых из них исследователи также приписывают Якобу Аркадельту.
  3. Это фундаментальное сочинение ранее приписывалось итальянскому композитору Дж. М. Нанино (1544—1607). В рукописи из Болонской муниципальной библиотеки (I-Bc C36), составленной в 1602 году, к 125 вариациям Фесты добавлены 28 канонов Нанино и 4 пьесы неидентифицированного композитора – все на тему «La Spagna». Оригинальный заголовок в рукописи: Cento cinquantasette contrapunti sopra del canto fermo intitolato la Base di Cons. Festa (157 контрапунктов на cantus firmus). Подробнее см. статью R.J.Agee (библиографические описание — в списке литературы).

Литература

  • Crawford, David. A Review of Costanzo Festa’s Biography // Journal of the American Musicological Society 28 (1975), pp. 102-111.
  • Einstein, Alfred. The Italian Madrigal. 3 vls. Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1949. ISBN 0-691-09112-9.
  • Main A. Costanzo Festa: the masses and motets. Dr.Ph. diss. New York University, 1960.
  • Musch M. Costanzo Festa als Madrigalkomponist. Baden-Baden, 1977.
  • Agee, Richard. Filippo Strozzi and the early madrigal // Journal of the American Musicological Society 38 (1985), pp.227-237.
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Agee R. Costanzo Festa’s Gradus ad Parnassum // Early Music History 15 (1996), pp.1-60.