Ферру, Антониу
Антониу Ферру |
---|
Анто́ниу Жуаки́н Тава́реш Фе́рру (порт. António Joaquim Tavares Ferro; 17 августа 1895, Лиссабон — 11 ноября 1956, Лиссабон) — португальский политический деятель, поэт, журналист и издатель журнала Orpheu («Орфей»), дипломат, драматург, представитель модернизма в португальской литературе и деятель культуры XX века. Офицер (OC, 1930) и затем гранд-офицер (GOC, 1943) Военного ордена Христа , командор (ComSE, 1931) и гранд-офицер (GOSE, 1941) Португальского ордена Сантьяго.
Биография, творчество, культурная деятельность
Будущий писатель и поэт, журналист и политик, деятель культуры один год учился в лицее Камоэнса (Liceu Camões), где познакомился с Мариу де Са-Карнейру[1][2]. Затем обучался праву на юридическом факультете Лиссабонского университета (1913—1918)[2], но курс не завершил[3], то есть не получил законченного высшего образования. С молодых лет был связан с движением модернизма, был в близких отношениях с Мариу де Са-Карнейру, Алмадой Негрейрушем, Фернанду Пессоа и Луишем де Монталвором (Luís de Montalvor)[3]. Был женат на писательнице Фернанде де Каштру (Fernanda de Castro), а сын от этого брака, Антониу Куадруш (António Quadros), стал известным эссеистом и философом[3]; упоминается Ольгой Овчаренко как исследователь творчества Фернанду Пессоа[4].
Причисляется к так называемому поколению журнала «Орфей» (Geração d’Orpheu, geração de Orpheu), поскольку был его активным сотрудником, хотя его литературные сочинения не были опубликованы ни в одном из двух номеров издания 1915 года. Антониу Ферру несколько раз упоминается в дневниковых записях Фернанду Пессоа за февраль—март 1913 года[5]. По приглашению Пессоа занял пост издателя журнала «Орфей»[2]; по другим источникам, это назначение исходило от Са-Карнейру[3]. В пользу того, что в редакцию «Орфея» Ферру продвинул Са-Карнейру свидетельствует тот факт, что Пессоа, часто именовавший молодого сотрудника «юный Ферру» (menino Ferro или «мальчуган Ферру»), писал коллегам о том, что Са-Карнейру не знал о той незначительной роли, которую исполнял номинальный «издатель»[1]. Однако после закрытия журнала обрела большую важность кипучая деятельность Ферру в распространении духа модернизма, когда он пытался утвердить значение своих соотечественников в европейском авангарде[1].
В 1918 году пребывал в Анголе в качестве военного представителя[2], оставив на время занятия журналистикой и литературой. Вернувшись в 1919 году на родину, возглавил редакцию O Jornal, официального органа сторонников Сидониу Па́иша[2][3]. 1922—1923 годы провёл в Бразилии[2], где участвовал в первых выступлениях модернистов вместе с Сержиу Милле (Sérgio Milliet), Освалдом де Андраде, Мариу де Андради, Роналдом де Карвалю (Ronald de Carvalho) и Мануэлом Бандейрой в их журнале «Клаксон» (Klaxon), в котором опубликовал свой манифест «Мы» (Nós) и поэтическую драму[3].
В последующие годы сотрудничал с периодическими изданиями[3], в 1923 году стал корреспондентом Diário de Notícias[2]. Работая журналистом, ездил в заграничные командировки по Европе (1923—1931) и США (1927), проявил себя как автор интервью с известными деятелями кинематографа, литературы, политики периода между Первой и Второй мировыми войнами: Габриелем Д’Аннунцио (первый большой репортаж данного плана от португальской газеты O Século, 1920[2]), Жоржем Клемансо, Жаном Кокто, Бенито Муссолини (2-й раз в 1926 году), Мигелем Примо де Риверой, Мигелем де Унамуно, Хосе Ортегой-и-Гассетом, Антониу де Салазаром[3]. В личной библиотеке Фернанду Пессоа сохранились книги Антониу Ферру с дарственными надписями автора — две из них с интервью Салазара[6]. Такие репортажи, в частности, были изданы под названием Viagem à Volta das Ditaduras (1927). В 1930 году по заданию редакции прибыл в Мюнхен, где ему при содействии Эрнста Ганфштенгля, навесившему на португальского националиста ярлык «притворный француз» (порт. um francês disfarçado)[7], удалось взять интервью у Адольфа Гитлера. А. Ферру стал первым журналистом, получившим ответы на 3 вопроса, заданные лидеру коричневорубашечников на французском языке[7].
В период Нового государства был назначен главой вновь созданного Секретариата национальной пропаганды (Secretariado da Propaganda Nacional, SPN, 1933—1944[2]), и, работая на данном посту, выдвинул концепцию «политики духа» (Política do Espírito), эклектически совместив в ней идеи себастианизма (sebastianismo), культурного национализма (nacionalismo cultural), модернизма и народного творчества[3]. За время деятельности основал по образцу Русского балета Дягилева труппу португальского балета Grupo de Bailados Verde Gaio (1940)[2] и народный театр, уделял внимание развитию кинематографа, народного искусства и туризма, основывал музеи и литературные премии, организовывал выставки, способствовал проведению исследований в области музыкального искусства. Благодаря усилиям Антониу Ферру, в 1934 году поэтический цикл «Послание» (Mensagem) Фернанду Пессоа был удостоен премией[2]. Однако эта активность в области развития португальской культуры и сотрудничество с выдающимися художниками, писателями, интеллектуалами ограничивалась явными идеологическими и этическими рамками в условиях тоталитарного режима, поскольку секретариат был инструментом пропаганды политики Нового государства[3]. В 1944—1949 годах возглавлял Национальный секретариат по информации, народной культуре и туризму (Secretariado Nacional da Informação, Cultura Popular e Turismo, SNI) с расширением полномочий вновь созданного учреждения, сменившего реорганизованный Секретариат национальной пропаганды[2].
В 1949 году отошёл от политической деятельности, был назначен дипломатическим представителем в Швейцарии и Италии, продолжал писать стихи[3]. Эти назначения могут восприниматься двояко: либо как почётная ссылка или почётная отставка, либо как уход на заслуженный отдых. В том же году впервые в Париже представил королеву фаду Амалию Родригеш[2]. Несмотря на значительный вклад в развитие культуры Португалии, бывшие коллеги по журналу Presença («Презенса»), в частности Гашпар Симоенш (Gaspar Simões) и Адолфу Казайш Монтейру (Adolfo Casais Monteiro), отстранились от Антониу Ферру — восхищаясь им как авторитетным модернистом, не смогли простить ему связь с Салазаром, расценивая её как политическое предательство[1].
Награды и звания
- 1930 — 5 октября награждён Военным орденом Христа с посвящением в офицеры (OC)[8]
- 1931 — 23 сентября Португальский орден Сантьяго с посвящением в командоры (ComSE)
- 1941 — 4 марта Португальский орден Сантьяго с посвящением в гранд-офицеры (GOSE)
- 1941 — 4 ноября Большой крест ордена Короны Румынии
- 1943 — 29 октября Военный орден Христа с посвящением в гранд-офицеры (GOC)
- 1949 — 16 декабря Большой крест ордена Сиснероса
- 1955 — избран национальным членом-корреспондентом по литературе Лиссабонской академии наук[2]
Издания
- 1912 — Missal de Trovas (совместно с Аугушту Куньей (Augusto Cunha))
- 1917 — As Grandes Trágicas do Silêncio
- 1918 — O Ritmo da Paisagem"
- 1920 — Árvore de Natal
- 1920 — Teoria da Indiferença
- 1921 — Leviana (новелла)
- 1922 — Nós (манифест)[9]
- 1922 — Gabriele d'Annunzio e Eu
- 1923 — A Idade do Jazz-Band
- 1923 — Batalha de Flores
- 1924 — Mar Alto (театральная пьеса)[9]
- 1925 — A Amadora dos Fenómenos
- 1927 — Viagem à Volta das Ditaduras
- 1933 — Salazar, o Homem e a Obra
- 1941 — Homens e Multidões
- 1954 — D. Manuel II, o Desventurado
- 1957 — Saudades de Mim (посмертное издание)
- Интервью с Гитлером 1930 года
- Ferro A. Agitada e sensacional entrevista com Adolfo Hitler, chefe dos nacionais-socialistas : [порт.] / António Ferro // Diário de Notícias. — 2020. — No. 55162 (30 abril). — P. 1, 4. — ISSN 0870-1954.
Издатель
- Santa Rita Pintor. A Torre Eiffel e o Genio do Futurismo : [порт.] // Orpheu : revista trimestral de literatura / ed. por António Ferro e dir. de Fernando Pessoa e Mário de Sá-Carneiro e com ilustrações de Santa Rita Pintor. — 1915. — No. 1.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Silva, 2008.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Fundação.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Infopédia.
- ↑ Овчаренко О. А. Португальская литература : Историко-теоретические очерки. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — С. 307. — 365 с. — 500 экз. — ISBN 5-9208-0224-3.
- ↑ Diário - Fev.-Abr. 1913 (порт.). Arquivo Pessoa. Дата обращения: 24 июня 2020. Архивировано 6 сентября 2019 года.
- ↑ Ferro, António (порт.). Casa Fernando Pessoa. Дата обращения: 24 июня 2020. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ 7,0 7,1 Ferro, 2020.
- ↑ António Joaquim Tavares Ferro (порт.). Presidência da República Portuguesa. Дата обращения: 24 июня 2020. Архивировано 9 апреля 2018 года.
- ↑ 9,0 9,1 Rosmaninho, 2008, p. 290.
Литература
- Baptista H. de Aço e Borges. António Ferro Vanguardista : Nós, a experiência do teatro-manifesto : [порт.] : Dissertação de Mestrado / Helena Márcia de Aço e Borges Baptista / Orientador Rita Marnoto. — Coimbra : Universidade de Coimbra, 2013. — 88 p.
- Rosmaninho N. António Ferro e a propaganda nacional antimoderna / Nuno Rosmaninho // Estados autoritários e totalitários e suas representações : [порт.] / Coordenação Luís Reis Torgal Heloísa Paulo. — Coimbra : Imprensa da Universidade de Coimbra, 2008. — P. 289—299.
- Silva M. P. da. António Ferro (1895—1956) / Manuela Parreira da Silva // Dicionário de Fernando Pessoa e do Modernismo Português : [порт.] / Coordenado por Fernando Cabral Martins. — Lisboa : Caminho, 2008. — 1086 p. — ISBN 9789722119856.
Ссылки
- Ferro, Mafalda. António Ferro — nota bio-bibliográfica (порт.). Fundação António Quadros. Дата обращения: 24 июня 2020.
- António Ferro (порт.). Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 24 июня 2020.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 17 августа
- Родившиеся в 1895 году
- Умершие 11 ноября
- Умершие в 1956 году
- Поэты по алфавиту
- Поэты Португалии
- Поэты XX века
- Журналисты по алфавиту
- Журналисты Португалии
- Дипломаты по алфавиту
- Дипломаты Португалии
- Драматурги по алфавиту
- Драматурги Португалии
- Драматурги XX века
- Португальские поэты
- Националисты Португалии
- Послы Португалии
- Академики Португалии
- Командоры ордена Сантьяго (Португалия)
- Гранд-офицеры ордена Сантьяго (Португалия)