Надар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Феликс Надар»)
Надар
фр. Gaspard-Félix Tournachon Nadar
Автопортрет Надара (около 1855 года)Автопортрет Надара
(около 1855 года)
Дата рождения 6 апреля 1820(1820-04-06)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 21 марта 1910(1910-03-21) (89 лет)
Место смерти Париж, Франция

Нада́р (фр. Nadar; настоящее имя — Гаспар-Феликс Турнашон, фр. Gaspard-Félix Tournachon; 6 апреля 1820 года — 21 марта 1910 года) — французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель.

Крупнейший мастер фотографического портрета[1]. Один из инициаторов программы, связанной с иррациональной и внелогической природой фотографии.[2][3]

Биография

Надар родился в Париже в 1820 году. В 1853 году начал делать первые фотографии, в 1858-м сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре. Им сделаны фотографии Шарля Бодлера, Гюстава Курбе, Сары Бернар, Эрнеста Шеклтона и других. По просьбе великого французского художника-классициста Энгра Надар снимал портреты тех, чью фотографию хотел иметь художник. По свидетельству его биографа, Э. де Мирекура, по этим фотографиям Энгр рисовал свои портреты, не испытывая необходимости в том, чтобы ему позировали. Надара называли «Тицианом фотографии».

Оноре Домье. Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства

Надар обратился к фотокамере благодаря театру — он был театральным драматургом. Как художник, он был уважаемым портретистом. Как журналист, он работал с Домье в качестве карикатуриста в журнале «Шаривари». В 1850 году в возрасте 30 лет Надар был любимцем бульваров, известным своим остроумием, но ни театр, ни художественный салон, ни журнал не давали ему достаточно средств к жизни. В 1852 году он стал совладельцем фотостудии своего брата Адриена, но это партнёрство вскоре окончилось судебным разбирательством.

В 1854 году Надар выпустил в свет «Пантеон Надар», огромную литографию, составленную из 240 карикатур, первую из запланированных четырёх подборок. Он планировал сначала фотографировать своих клиентов, а потом рисовать карикатуры. Он писал: «Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам его характер». Стиль его портретов был простым и строгим. Как правило он снимал людей стоящими, использовал только верхний свет и однотонные фоны. Основное внимание уделял лицу, жестам, позе, стараясь выявить индивидуальные особенности модели. Позже он снимал свои фотографии при электрическом свете. Надар создал серию снимков о катакомбах Парижа.

Гондола аэростата «Гиганта» после аварии.
Надар, автопортрет начала XX века.

Занимался активно Надар также и аэронавтикой. Запатентовал в 1858 году идею фотографирования с воздушного шара, которую сам и воплощал, снимая Париж. В 1861 году он сконст­руи­­ровал аэростат «Гигант» и несколько раз поднимался на нём над Парижем. За самым пер­вым подъёмом аэростата с Марсова поля следили около восьми­десяти тысяч человек. Двухъярусная корзина была размером с небольшой дом, и в ней было всё необхо­димое, включая кухню. Во время одного из полётов в октябре 1863 года аэростат унесло сильным ветром в сторону Германии и неподалеку от Ганновера «Гигант» потерпел кру­шение, в результате чего сам Надар и его жена Эрнестина получили травмы. В 1864 году он выпустил книгу об этих полётах «Воспоминания „Гиганта“».

Во время осады Парижа германскими войсками в 1870 году Надар организовал рекогносцировки передвижений неприятельской армии с помощью воздушных шаров. События Парижской коммуны заметно расстроили финансовое поло­жение Надара. Фотограф переехал в местечко Сенар в сорока километ­рах от Парижа. Оттуда он занимался организацией художествен­ных выставок, а также писал книги.

Несмотря на признание и награды, финансовое состояние семьи Надара оставалось сложным. Он продолжал писать для разных журна­лов, даже про­дает часть своих коллек­ций, но денег всё равно не хватало, и он переехал к сыну Полю. Через какое-то время Надар передал все дела Полю и уехал в Марсель, где устроил свою студию. В 1900 го­ду работы Надара демон­стри­ровались на Всемирной выставке в Париже. Последние годы своей жизни фотограф прожил в Париже, где дописал воспо­минания о Бодлере. Ателье Надара просуществовало до самой смерти Поля в 1939 году.[4]

В 1900 году Надар выпустил книгу воспоминаний о фотографии «Когда я был фотог­рафом»[5]. Умер 21 марта 1910 года, не дожив две недели до 90 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Экспрессии Пьеро

Надар. Фотография из серии Экспрессии Пьеро, 1854, Музей Орсе
Надар. Фотография русского биолога И.И.Мечникова. Начало XX века.

Одним из самых необычных проектов Надара (и ранней фотографии в целом) является серия Экспрессии Пьеро. Она представляет собой серию мимических портретов, где лицо героя выражает радикальные гротескные эмоции. Серия выполнена Надаром в 1854 году и представляет парижского актёра Шарля Дебюро в образе Пьеро. Исследователи обращают внимание, что серия обнаруживает проблему характера и мимики в фотографии[6][7][8]: полагают, что Экспрессии Пьеро ориентировалась на теорию физиогномики Лафатера[7][9], который считал мимику и черты лица отражением врождённого персонального характера.[10][11]

Искусствовед Екатерина Васильева обращает внимание, что серия Надара могла стать прообразом поэтического цикла о Лунном Пьеро Альбера Жиро.[12][2] Моделью серии стал мим Шарль Дебюро, сын Батиста Дебюро — знаменитого актёра и создателя лирического образа Пьеро, получившего широкое распространение в художественной и интеллектуальной культуре XIX века. Считается, что характер, созданный Дебюро, был прототипом лирического героя Альбера Жиро[13] в поэтическом цикле Лунный Пьеро[14], который, в свою очередь был положен в основу одноимённой оперы Арнольда Шёнберга[15]. Конфликтный и пограничный образ Пьеро был поддержан Надаром — он подразумевает сложный и отчуждённый психологический портрет скорее, нежели ориентируется на традиционных персонажей Комедии дель арте. Фотографическая серия Экспрессии Пьеро была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, где получила золотую медаль.

Исследователи полагают, что в своих работах Надар ориентировался на формат салонного портрета.[1]

Надар в исследованиях Розалинды Краусс

Фотографии Надара стали одной из центральных тем исследований крупнейшего американского теоретика современного искусства Розалинды Краусс — в частности, её работы «По следам Надара»[16]. Тексты Краусс изменили устоявшийся взгляд на работы фотографа, которого до того воспринимали как мастера пафосного психологического портрета или естествоиспытателя, снимавшего Париж с воздушного шара. В работах Краусс фотографии Надара представлены в сложном контексте: метафизика Сведенборга, посмертные портреты Гюго, идеи Канта, суеверия Бальзака, физиогномика Лафатера. Все это помещает кадры Надара в непривычный контекст, представляет его не рационалистом, исследователем и предпринимателем, а инициатором и фигурантом тревожных историй о видениях, духах и призраках[17]. Исследования Краусс[18] изменили взгляд на снимки Надара,[1] который, благодаря её наблюдениям стал восприниматься как представитель иррационального взгляда на природу искусства и фотографии[19].

Тексты Надара

  • Felix Nadar. My Life as a Photographer (1900) // October, vol. 5, Photography, Summer 1978, pp. 2-28
  • Надар. Когда я был фотографом. СПб: Клаудберри, 2019

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Васильева Е. 36 эссе о фотографах. СПб.: Пальмира, 2022. 255 с.
  2. 2,0 2,1 Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  3. Krauss R. Tracing Nadar // October, Vol. 5, Photography. (Summer, 1978), pp. 29-47.
  4. Надар: история главного фотографа XIX века в 10 снимках.. Дата обращения: 5 октября 2021. Архивировано 5 октября 2021 года.
  5. Felix Nadar. My Life as a Photographer (1900) // October, vol. 5, Photography, Summer 1978, pp. 2-28
  6. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  7. 7,0 7,1 Krauss R. Tracing Nadar // October, Vol. 5, Photography. Summer, 1978, pp. 29-47
  8. Васильева Е. Характер и Маска в фотографии XIX века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — СПб., 2012. — Серия 15, вып. 4. — С. 179.
  9. Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2012. вып. 4. С. 182.
  10. Lavater J. Von der Physiognomik. Leipzig, 1772.
  11. Lavater J. Vermischte physiognomische Regeln. Leipzig, 1789.
  12. Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2012. вып. 4. С. 175—186.
  13. Избранные стихотворения Жиро в переводах Эллиса и С. Рафаловича // Умственный аквариум: Из поэзии и прозы бельгийского символизма / сост. М. Яснов. — СПб.: Петербург — XXI век, 2003. — С. 186—193.
  14. Giraud A. Pierrot lunaire: rondels bergamasques, 1884.
  15. Васильева Е. Музыкальная форма и фотография: система языка и структура смысла / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — СПб., 2015. — Серия 15, вып. 4. — С. 28—41.
  16. Краусс Р. По следам Надара // Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М. «Ad Marginem», 2014, с. 13-26
  17. Васильева Е. Характер и Маска…
  18. Рыков А. В. Проблемы скульптуры в теории искусства Розалинд Краусс // Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010. С. 430—439.
  19. Сосна Н. Фотография и образ: философский анализ концепций Р. Краусс, М.-Ж. Мондзэн и В. Флюссера. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: Институт философии РАН, 2005

Литература

Ссылки