Федеральная таможенная служба

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Федеральная таможенная служба
сокращённо — ФТС России
Флаг ФТС России, 1994Флаг ФТС России, 1994
Общая информация
Страна Россия Россия
Юрисдикция Россия
Дата создания 25 октября 1653 года
2004 год
Предшественники Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Руководство
Подчинено Министерство финансов Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Министерство финансов Российской Федерации
Руководитель врио Давыдов, Руслан Валентинович[1]
Устройство
Штаб-квартира 121087, г. Москва, Новозаводская ул., д. 11/5
55°43′53″ с. ш. 37°36′42″ в. д.HGЯO
Подведомственный орган Региональные таможенные управления, специализированные таможенные управления, таможни, таможенные посты
Ключевой документ Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809)
Сайт https://customs.gov.ru
Комплекс зданий ФТС России

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, мер технического регулирования, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по проведению радиационного контроля, функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля, федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с компетенцией Федеральной таможенной службы, установленной законодательством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений[2].

Военизированная организация с присущими атрибутами — табельное оружие, специальные звания, централизованная военизированная логистика и снабжение. Имеет собственные надзорные органы и органы дознания и административного расследования. Наделена функциями осуществления оперативно-розыскной деятельности для выявления и пресечения уголовных преступлений и административных правонарушений в своей и в смежных областях. Тесно сотрудничает с налоговой инспекцией при помощи синхронизации баз данных.

Функции

Функции и полномочия таможенных органов определены международными договорами (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, законодательством в области оперативно-розыскной деятельности (ФЗ " Об ОРД"), уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КоАП РФ) и другими видами законодательства.

Так, согласно «Положению о Федеральной таможенной службе» таможенные органы:

  • проводят таможенный контроль;
  • взимают таможенные пошлины, налоги;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС;
  • обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;
  • защищают права на объекты интеллектуальной собственности;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • осуществляют оперативно-розыскную деятельность направленную на выявление и пресечение преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • выявляют и пресекают административные правонарушения в области таможенного дела;
  • осуществляют дознание по преступлениям, отнесённым к компетенции таможенных органов (ст. 173, 174, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1);
  • осуществляют контроль за валютными операциями, противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, таможенные органы:

  • содействуют развитию внешней торговли, содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала России, защищают интересы отечественных товаропроизводителей
  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
  • оказывают содействие участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств России в сфере таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;
  • обеспечивают доступ к информации по вопросам таможенного дела;
  • проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Структура Федеральной таможенной службы

Центральный аппарат Федеральной таможенной службы включает Главные управления (организационно-инспекторское управление; организации таможенного оформления и таможенного контроля; федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования; таможенного контроля после выпуска товаров; информационных технологий; по борьбе с контрабандой и др.) и Управления (торговых ограничений, валютного и экспортного контроля; таможенных расследований и дознания; правовое; аналитическое; государственной службы и кадров; по связям с общественностью; по противодействию коррупции; таможенного сотрудничества; медицинское; товарной номенклатуры и др.)

ФТC России подчинены региональные таможенные управления (территориальные и специализированные) и таможни непосредственного подчинения.

В рамках осуществления международного таможенного сотрудничества ФТС России имеет представительства и представителей в 23 странах мира.

ФТС России имеет в ведении Российскую таможенную академию, имеющую филиалы во Владивостоке, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, а также ряд иных подведомственных организаций.

Руководство

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу[10].

История таможенных органов России

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них — Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы — таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

После октябрьской революции 1917 г. в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли. Таможенная служба перешла под контроль созданного в 1918 г. Главного управления таможенного контроля Народного комиссариата (наркомата) торговли и промышленности. В 1920 г. ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. С 1946 г. по 1988 г. входило в систему Министерства внешней торговли СССР.

12 февраля 1986 г. впервые в отечественной истории было создано самостоятельное таможенное ведомство — Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. В 1986—1989 гг. его возглавлял Владимир Базовский.

25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РСФСР (с 25 декабря 1991 г. РФ), который функционировал вплоть до 2004 г. Пост его руководителя в 1991—1998 г. занимал Анатолий Круглов. В 1994 г. за комитетом была закреплена функция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в России.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

15 января 2016 года указом Президента Российской Федерации[17] Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации.

Ранее ФТС России была в ведении Правительства Российской Федерации (2006—2016). В 2004—2006 годах ФТС России подчинялась Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, до 2004 года ГТК подчинялся Правительству Российской Федерации напрямую.

(Подробнее об истории российской таможни читайте на сайте Центрального музея таможенной службы ).

Служба и звания в таможенных органах

Служащие таможенных органов имеют форменную одежду с погонами, специальные звания и классные чины. На основании приказа Федеральной таможенной службы от 23.11.2020 № 1005 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды должностными лицами таможенных органов Российской Федерации" (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62154) и статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» установлены знаки различия по специальным званиям и классным чинам. Классные чины присваиваются по группам 1, 2 и 3 классов на основании статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[18][19][20].

Возрастные ограничения младшего состава 50 лет устанавливает статья 49 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»[21].

Описание Погоны среднего, старшего и высшего начальствующего состава Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Рисунок
погона
Praporshik 2021.jpg ST praporshik 2021.jpg Ml leytenant 2021.jpg Leytenant.jpg ST leytenant 2021.jpg Capitan 2021.jpg Mayor 2021.jpg Podpolkovnik 2021.jpg Polkovnik 2021.jpg General mayor 2021.jpg General leytenant 2021.jpg General polkovnik 2021.jpg Deystvitelniy gsts 2021.jpg
Спец.
звание
Прапорщик
таможенной
службы
Старший прапорщик
таможенной
службы
Младший лейтенант
таможенной
службы
Лейтенант
таможенной
службы
Старший лейтенант
таможенной
службы
Капитан
таможенной
службы
Майор
таможенной
службы
Подполковник
таможенной
службы
Полковник
таможенной
службы
Генерал-майор
таможенной
службы
Генерал-лейтенант
таможенной
службы
Генерал-полковник
таможенной
службы
Действительный
государственный
советник таможенной службы

Деятельность

Итоги работы ФТС России в 2020 году

В 2020 году Федеральная таможенная служба перечислила в федеральный бюджет 4751,8 млрд руб.

Создана единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования, которая состоит из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования.

Проведенная ФТС России работа позволила обеспечить достижение к концу 2020 года следующих значений ключевых показателей. установленных Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года :

  • доля электронных деклараций на товары (далее — ДТ), зарегистрированных в центрах электронного декларирования (далее — ЦЭД), составила 97,2 % (плановое значение — 95 %);
  • доля ЦЭД, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, от их общего количества составила 100 % (плановое значение — 100 %);
  • доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на экспортируемые товары составила 99,1 % и на импортируемые товары — 99,3 % (плановые значения — 99 и 99 % соответственно);
  • доля автоматически выпущенных электронных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) низкого уровня риска, на экспортируемые товары составила 93,7 % и на импортируемые товары — 86 % (плановые значения — 80 и 80 % соответственно);
  • доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков, составила 50,13 % (плановое значение — не менее 50 %);
  • доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков составила 90,03 % (плановое значение — не менее 90 %);
  • доля таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России, составила 100 % (плановое значение — 100 %);
  • доля выявляемых оперативными подразделениями таможенных органов преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, составила 96,5 % (плановое значение — 90 %).

В 2020 году таможенными органами возбуждено 2067 уголовных дел. В отношении конкретных лиц возбуждено 1334 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 9,1 т наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих веществ.

Подробнее о результатах деятельности ФТС России за 2020 год можно посмотреть здесь

Стратегия развития ФТС России до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р.

Основными целями Стратегии 2030 являются упрощение и ускорение прохождения процедур для добросовестного бизнеса, повышение прозрачности процесса таможенного администрирования. Достигать их планируется, в том числе, за счет создания интеллектуальных пунктов пропуска, автоматизации таможенных операций, использования интегрированных цифровых платформ, внедрения в работу элементов искусственного интеллекта и развития системы управления рисками.

Стратегия развития ФТС России до 2030 года доступна здесь

См. также

Примечания

  1. Распоряжение Правительства РФ № 301-р от 10.02.2023 г.
  2. I. Общие положения \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 5 апреля 2022 года.
  3. Указ Президента РСФСР от 25.10.1991 г. № 161 «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 17 января 2021 года.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1998 г. № 508 «О Круглове А. С.». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.1998 г. № 434 «О председателе Государственного таможенного комитета Российской Федерации». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.1999 г. № 281 «О Драганове В. Г.». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 26 февраля 2021 года.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1999 г. № 429 «О председателе Государственного таможенного комитета Российской Федерации». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 24 июня 2021 года.
  8. 8,0 8,1 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1999 г. № 566 «О председателе Государственного таможенного комитета Российской Федерации»
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2004 г. № 1012-р «О Ванине М. В.»
  10. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2004 г. № 919-р «О руководителе Федеральной таможенной службы». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.05.2006 г. № 682-р «О Жерихове А. Е.». Дата обращения: 30 сентября 2020. Архивировано 14 октября 2020 года.
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.05.2006 г. № 683-р «О руководителе Федеральной таможенной службы»
  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2016 г. № 1603-р «О Бельянинове А. Ю.»
  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2016 г. № 1604-р «О руководителе Федеральной таможенной службы»
  16. Временно исполняющим обязанности главы ФТС назначен Руслан Давыдов. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  17. Источник. Дата обращения: 24 января 2016. Архивировано 24 января 2016 года.
  18. Приказ Федеральной таможенной службы от 23.11.2020 № 1005 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды должностными лицами таможенных органов Российской Федерации". Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  19. Статья 5. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов. Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано 2 июля 2019 года.
  20. Статья 11. Классные чины гражданской службы (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано 7 октября 2018 года.
  21. Статья 49. Возрастные ограничения, установленные для службы в таможенных органах. Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано 2 июля 2019 года.

Литература

Ссылки