Фарсалия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фарсалия

«Фарсалия, или Поэма о гражданской войне» (лат. Bellum civile sive Pharsalia) — эпическая поэма римского поэта Марка Аннея Лукана, рассказывающая о гражданской войне между Цезарем и Помпеем. Осталась незаконченной из-за ранней гибели автора в 65 году, но всё же считается одним из наиболее значительных произведений в истории римского эпоса.

Создание

Точной хронологии написания «Фарсалии» в сохранившихся источниках нет. Известно, что Лукан считал эпоху Первого триумвирата и гражданской войны между Цезарем и Помпеем, о которой решил рассказать в поэме, худшим временем в истории Рима. Политическим идеалом для него была аристократическая республика, в которой сенат контролировал бы принцепса. Поэтому Лукан начал «Фарсалию» с посвящения императору Нерону, с которым связывал надежды на установление такого строя[1].

Первые три книги поэмы автор публиковал по отдельности. Однако между ним и Нероном произошёл личный конфликт; к тому же император, по-видимому, всё чаще замечал аналогии между собой и Цезарем, скрытые в тексте «Фарсалии». Поэтому публиковать последующие части поэмы было запрещено. В 65 году Лукан оказался вовлечён в заговор, его заставили покончить с собой, а «Фарсалия» осталась незавершённой[2]. Её текст обрывается на X книге, действие которой происходит в Египте.

Восприятие

В литературных кругах Рима «Фарсалию» встретили неоднозначно. Многие полагали, что в ней слишком много исторических фактов и слишком мало настоящей поэзии, что отказ Лукана от элемента чудесного в изложении ничем не оправдан. Считается, что на публикацию первых книг «Фарсалии» откликнулся в своём «Сатириконе» Петроний, который ввёл в повествование поэта Эвмолпа. Этот персонаж декламирует поэму о той же гражданской войне, предварительно заявив: «Дело совсем не в том, чтобы в стихах изложить факты, — это историки делают куда лучше; нет, свободный дух должен устремляться в потоке сказочных вымыслов по таинственным переходам, мимо святилищ богов, чтобы песнь казалась скорее вдохновенным пророчеством, чем достоверным показанием, подтверждённым свидетелями»[3]. Исследователи видят здесь выпад против лукановского подхода к эпосу[4].

Ряд более поздних авторов открыто критиковал «Фарсалию». Один из схолиастов пишет: «Лукан потому не считается большинством в числе поэтов, что следует только историкам, что не соответствует поэтическому искусству». Комментатор Вергилия Мавр Сервий Гонорат был уверен, что Лукан «сочинял историю, а не поэму», а потому «не достоин быть в числе поэтов»[5]. Для Квинтилиана Марк Анней был не поэтом, а скорее оратором, хотя и талантливым[6]. В то же время у широкого круга римских читателей «Фарсалия» пользовалась большим успехом: судя по одной из эпиграмм Марциала[7], она прекрасно продавалась[8].

Лукана продолжали читать и в Средние века; сохранились рукописи, относящиеся к IX и X векам. В 1469 году «Фарсалию» впервые издали в печатном виде. Она оставалась популярной и в последующие эпохи, причём её издавали как на латыни, так и на множестве национальных языков. Во Франции во время революции одна строка из «Фарсалии», «Знает ли кто, что мечи нам даны, чтобы не было рабства»[9], была выгравирована на саблях национальных гвардейцев[10].

Историки видят в «Фарсалии» ценный источник данных об античной политической мысли и один из наиболее значительных памятников исторического эпоса[10].

Примечания

Литература