Фарина, Карло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фари́на (Farina) Карло (ок. 1604, Мантуя — 1639, Вена), итальянский скрипач и композитор. Работал в Германии и Австрии. Его сочинения — яркие образцы барочной программной музыки.

Биография

Обучался скрипичному искусству, возможно, у отца, который работал скрипачом при мантуанском дворе герцога Гонзаги. Совершенствовался, возможно, в Мантуе у Соломона Росси и Джованни-Баттисты Буонаменте. В 1626-28 годах концертмейстер в оркестре курфюрста саксонского Иоганна Георга I в Дрездене, где познакомился с Генрихом Шютцем; участвовал в постановке его оперы «Дафна» (Торгау, 1627). После Дрездена свидетельства биографии Фарины скудны. Вернувшись в Италию, в 1631-32 играл на скрипке в пармской капелле Madonna della Steccata. Участвовал как скрипач в церковных празднествах в Лукке в 1635 году. В 1636-37 скрипач в муниципальном оркестре Данцига (ныне Гданьск), с 1638 служил при дворе императрицы Элеоноры I в Вене, где через год умер (предположительно от чумы).

Творчество

Самыми плодотворными для творческой биографии Карло Фарины были дрезденские годы. В 1626-28 там он опубликовал 5 сборников инструментальной музыки (главным образом, танцевальных жанров) для 2-4 инструментов и цифрованного баса (basso continuo). Названия пьес содержат программные заголовки, указывающие на жанровую и этническую характерность («Цыганка», «Полька»), а также нередко изобразительно-юмористического характера («Кошка», «Собака», «Петух», «Курица» и т. п.).

Наиболее известное сочинение — «Причудливое каприччио» (итал. Capriccio stravagante), сюита развлекательной музыки для скрипки и ансамбля. В скрипичной партии композитор мастерски использовал разнообразные скрипичные приёмы и штрихи, в том числе редчайшие для того времени glissando, pizzicato, col legno, sul ponticello, двойные ноты. Предисловие Фарины к сборнику 1627 года носит инструктивный характер:

Что касается кошачьего мяуканья, его надо представить так: звук, на который показывает нота, надо брать, постепенно подтягивая палец, а те ноты, которые записаны семифузами [шестнадцатыми] вверху, нужно извлекать смычком то впереди, то сзади подставки, так резко и быстро, как только возможно, подражая тому как кошки ранят, а после того как укусят, тут же удирают[1].

Сочинения

  • Причудливое каприччио (Capriccio Stravagante, из сб.: Anderer Theil…, Дрезден, 1627). Сюита содержит части: La Lira. Il Pifferino. La Lira Variata. La Trombetta. La Gallina. Il Gallo. Il Flautino pian piano. Il Tremulo. Il Pifferino della soldatesca. Il Gatto. Il Cane. La Chitarra Spagniola

Скрипичные сонаты с basso continuo:

  • Sonata detta la Polaca (à 3)
  • Sonata detta la Capriola (à 3)
  • Sonata detta la Moretta (à 3)
  • Sonata detta la Franzosina (à 2)
  • Sonata detta la Farina (à 2)
  • Sonata detta la Greca (à 3)
  • Sonata detta la Cingara (à 3)
  • Sonata detta la Fiama (à 2)
  • Sonata detta la Semplisa (à 3)
  • Sonata detta la Desperata (à 2)

Примечания

  1. Was das Katzengeschrey anlanget wird folgender gestalt gemacht, daß man mit einem Finger manchen Ton, da die Noten stehet, mehlichen unterwartz zu sich zeuhet, da die oberen Semifusen (1/16 Noten) geschrieben seyn, muß man mit dem Bogen bald vor, bald hinter dem Stegk auffs ärgste und geschwindeste als man kann faren, auff die weise wie die Katzen letztlichen, nachdem sie gebissen und jetzdo außreissen zu thun pflegen. (нем.)

Литература

  • Kolneder W. Das Buch der Violine. Berlin, 1972.
  • Apel W. Studien über die frühe Violinmusik, II // Archiv für Musikwissenschaft, Bd.XXXI (1974), SS. 185—213.

Ссылки