Фавн Барберини

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Barberini Faun front Glyptothek Munich 218 n1.jpg
Скульптор пергамской школы
Фавн Барберини. Ок. 200 года до н. э.
Высота 215 см
Глиптотека, Мюнхен

«Фавн Барберини», или «Пьяный сатир», — мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы около 200 года до н. э. и изображающая заснувшего Фавна. Не исключено, что это римская мраморная копия высокого качества бронзового оригинала второй половины III в. до н. э. Произведение названо по имени кардинала Франческо Барберини, распорядившегося о реставрации скульптуры (с дополнением утраченных частей: скульпторы создали ноги, левую руку и камень, служащий ложем), находившейся в конце XVII века в римском Палаццо Барберини[1].

Статуя была обнаружена в 1620-е годы в Риме близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела) и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини. Винкельман предположил, что эту статую в числе прочих свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 году (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий). Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя, питал слабость к гомоэротическому искусству.

Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII веков, в том числе в 1679 году скульпторами Джузеппе Джорджетти и Лоренцо Оттони по заказу кардинала Франческо Барберини. Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 года статуя располагалась в римском палаццо Барберини, где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги Фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии. Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.

В 1799 году скульптор Винченцо Пачетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую. Барберини оспорили права Пачетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и вопреки запрету на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался Антонио Канова) продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу, который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен, поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся мюнхенской Глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 году «Фавн» и «Аполлон» из барбериниевской коллекции заняли почётное место в Глиптотеке.

По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».

Итальянский художник Лука Джордано при написании картины «Сон юного Вакха» вдохновлялся «Фавном Барберини», эта картина находится в собрании Эрмитажа[2].

Примечания

  1. Власов В. Г.. «Фавн Барберини», или «Спящий сатир» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 13—14
  2. Всеволожская, 2013, с. 90.

Литература

  • Всеволожская С. Н. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XVII века: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — 344 с. — ISBN 978-5-93572-521-1.
  • Francis Haskell and Nicholas Penny, 1991. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture 1500—1900 (Yale University Press). Cat. no. 33, pp 202-05.
  • Brill’s New Pauly: Encyclopaedia of the Ancient World. — Leiden - Boston, 2006. — С. 269—271. — 638 с. — ISBN 90 04 14221 5.