У (царство, Чуньцю)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Королевство
У
吳國/吴国
Нго[1]
Китайско-вьетское государство Нго (Ngô)[1] к юго-востоку от древнекитайских царств периода Вёсен и Осеней в V в. до н. э.Китайско-вьетское государство Нго (Ngô)[1]
к юго-востоку от древнекитайских царств
периода Вёсен и Осеней
в V в. до н. э.
 Flag of None.svg
Flag of None.svg 
до 585 до н. э. — 473 до н. э.
Форма правления монархия

У (кит. трад. , упр. , пиньинь , тж. 干; вьетн. Ngô quốc, Нго[1]) — удельное царство эпохи Весны и Осени (Период Чуньцю) в древнем Китае. Располагалось в нижнем течении реки Янцзы (с центром в совр. Чжэцзян). Археологи свидетельствуют, что местное население имело общее происхождение с народом царства Юэ, то есть было юэсским.

Исторический очерк

С царствования Шоумэна в 585 до н. э. У упоминается в летописях, при этом правитель именуется ваном. Начиная с этого времени, существование всех правителей У (за исключением Фугая — младшего брата Хэлюя, который правил всего несколько месяцев) подтверждено археологически. Эпиграфические свидетельства сообщают о многочисленных родственных связях с правящим домом царства Цай, а также Сун (единичный факт, см. Ляо-ван ниже).

Вся письменная история У, вплоть до завоевания царством Юэ, занимает около 100 лет.

Царство У достигло могущества при князе Хэлюе 闔閭, которого иногда причисляют к гегемонам-ба. В 506 г. до н. э. У совершило нападение на царство Чу и захватило его столицу, Ин 郢. Среди пленённых членов царской семьи оказалась мать чуского вана Чжао. Его отец и братья были убиты, в то время как сам он оказался в изгнании и смог вернуться на престол только при поддержке армии царства Цинь.

В царстве У при Хэлюе служил и написал свой знаменитый трактат известный полководец Сунь-цзы, выходец из царства Ци. Знаменитыми советниками Хэлюя были выходцы из царства Чу: министр Пи и У Цзысюй. Согласно традиционным описаниям, У Цзысюй пошёл на службу в царство У с целью отомстить за смерть своего отца. Среди трёх походов на царство Чу (511, 506, 504 гг. до н.э.) именно второй, возглавленный им, оказался наиболее резонансным. Чжао-ван, снова занявший престол, в 504 г. до н.э. был снова вынужден бежать, перенеся столицу Чу из Ин в Жо 鄀. В том же году наследный принц Чжунлэй одержал морскую победу над царством Чу. Известно, что он был женат на дочери Цзин-гуна из Ци 齐景公, однако умер раньше своего отца.

В 496 г. до н. э. У напало на своего южного соседа, царство Юэ. Из-за местонахождения к югу от центральных регионов Чжоу У и Юэ зачастую упоминаются в паре (吳越 или 干越). Археология свидетельствует, что местное население обоих царств имело общее происхождение, однако народы У и Юэ в традиционных источниках описываются как враждующие.

Решающее сражение произошло в Цзуйли, нападение было отбито. Хэлюй получил ранение, осложнение от которого и стало причиной его скорой смерти. Месть его сына Фучая 夫差 вану царства Юэ Гоуцзяню вместе с её последствиями стали наиболее популярным сюжетом истории этих двух царств. В результате очередной атаки в 494 г. до н.э. Гоуцзянь, окруженный на горе Куайцзи, был пленён, но по совету министра Пи оставлен в живых. У Цзысюй, протестовавший против этого, был вынужден совершить самоубийство. Вопреки совету последнего в царстве Юэ была сохранена автономия.

При правлении Фучая царство У достигло пика своего могущества. Оно одержало победу над царством Ци при Айлине 艾陵 и навязало свои условия Дин-гуну царства Цзинь 晉定公 при подписании соглашения 482 г. до н.э. в Хуанчи 黃池.

В отсутствие Фучая царство Юэ совершило нападение на У. Согласно Цзо чжуань (Ай, 13) Фучай, получивший это известие, от ярости перерезал горло семи присутствующим в его шатре.

В 482 г. до н.э. войска Юэ приблизились к столице У. В 473 до н. э. царство У было завоёвано.

Правители У

Дом Уского Тай Бо. Описан в гл.31 «Исторических записок» Сыма Цяня.

Синификация

Исследование эпиграфических памятников региона свидетельствует, что до правления Фучая в царстве У был распространён «птичий» шрифт няошу, которому отдавалось предпочтение на юго-восточных территориях современного Китая, в том числе в царстве Юэ. С воцарением Фучая в У наступает стилистический перелом: стиль надписей меняется в сторону близости к Серединным Царствам, дистанцируясь от юго-восточного.[2]

Юэцзюэ шу и Гунъян чжуань (англ.) утверждают, что царство У является «варварским», однако оказалось вовлечено в дела Серединных Царств благодаря уважению, выказанному У Цзысюю (吳者,夷狄也,而救中邦).

Ранние литературные источники

Существует только два сохранившихся текста, которые рассказывают историю царства У в обязательном соединении с Юэ: «Юэцзюэ шу» и «Летопись У и Юэ» (У-Юэ чуньцю).

Юэцзюэ шу представляет собой антологию эпохи Хань, включающую материалы ранних периодов. Её ценностью является редакторская беспристрастность и уважение к стилистике первоисточников: составители не пытаются привести к общему знаменателю конфликтующие свидетельства, а также сохраняют лексические особенности более ранних текстов, оставляя примерное хронологическое разделение антологии на её составляющие.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Д. В. Деопик. Центральная и южная части Восточной и Южной части Восточной Азии как культурные очаги во II – I тысячелетиях до н.э. // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. — 1977. — С. 265–277. Архивировано 11 февраля 2020 года.
  2. Olivia Milburn, The Glory of Yue, 2010:33-34.