Ушинский, Константин Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Дмитриевич Ушинский
Konstantin Dmitrievich Ushinskii .jpg
Дата рождения 19 февраля (3 марта) 1824(1824-03-03)
Научная сфера Педагогика
Место работы Демидовский юридический лицей (1846—1849)
Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий МВД Российской империи (1852—1854)
Гатчинский Сиротский институт (1854—1859)
Смольный институт благородных девиц (1859—1862)
Журнал Министерства народного просвещения (1860—1863)
Четвёртое отделение Собственной Е.И.В. канцелярии (с 1862)
Альма-матер Московский университет
Известен как основоположник научной педагогики

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (3 марта1824, Тула — 21 декабря 1870 (2 января 1870), Одесса) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Биография

Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского[1] — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Карпинская) умерла, когда сыну было 12 лет.[2]

Современными российскими исследователями установлено, что Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года (по старому стилю). Эта дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца, показаниях под присягой повивальной бабки, присутствовавшей при рождении и крещении Константина. Соответствующие документы хранятся в государственном архиве Тульской области. Соответственно настоящая дата рождения К. Д. Ушинского — 3 марта 1823 года по григорианскому календарю (новый стиль). Однако дата 1824 год содержится в Постановлении Совета Министров РСФСР № 398 от 25 июня 1946 года, которым было утверждено описание медали К. Д. Ушинского — официальной награды Министерства образования и науки РФ. <…> В результате кропотливой работы в 60-х — 80-х годах XX века исследователей — историка-архивиста А. А. Петухова, профессора Ярославского университета А. Н. Иванова и др. в Государственном архиве Тульской области были найдены документы, относящиеся к биографии К. Д. Ушинского, позволяющие точно определить его дату рождения. Однако после того, как при подготовке 11-томного издания трудов Ушинского в 40-х годах XX века В. Я. Струминский указал дату рождения К. Д. Ушинского — 3 марта 1824 года, она продолжает считаться канонической датой его рождения, и все официальные чествования памяти К. Д. Ушинского исходят из этой даты. <…> Советские исследователи биографии К. Д. Ушинского, настаивавшие на истинности даты его рождения в 1824 году, исходили из предположения, что родители при оформлении свидетельства о рождении Константина в Туле пошли на заведомый обман, указывая дату его рождения годом раньше, чтобы ускорить его поступление в гимназию[3]. Что, однако, с точки зрения современных исследователей не выдерживает критики, так как трудно предполагать, что Д. Г. Ушинский, называя в разных документах точные даты рождения всех своих детей, всё время лгал относительно даты рождения Константина.

[4]

После назначения 20 марта 1824 года отца Константина Дмитриевича в Полтавскую казенную палату, судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Памятный знак Константину Дмитриевичу, который учился в Московском Университете (Аудиторный корпус (ныне факультет журналистики), Моховая, д.9

Получал хорошую домашнюю подготовку от своей матери, после смерти которой в 1835 году он был зачислен сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии, об обучении в которой писал:

Воспитание, которое мы получили <…> в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Н-ской гимназии, старике профессоре, имя которого известно и ученой литературе, — Илье Федоровиче Тимковском.

После окончания в 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Грановский и профессор философии государства и права Редкин.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции[5], Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Дом, по соседству с которым Ушинский жил в Ярославле
Внешние изображения
Ушинский К. Д. бронзовый портрет. Скульптор: Александр Павлович Скобликов народный художник УССР
Константин Ушинский в 1840-е годы

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на Стрелецкой улице (ныне — ул. Ушинского), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора привели к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. В Министерство народного просвещения в 1849 году начальник Ярославской губернии генерал-майор Бутурлин докладывал, что профессора лицея Ушинский и Львовский «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». Из-за обвинений в неблагонадёжности в сентябре 1849 года Ушинский оставил лицей, подав прошение об увольнении в Петербург или Москву для совещания «с тамошними медиками о болезни». Почётный попечитель лицея Демидов писал о нём: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Уже в 1855 году он стал инспектором классов Гатчинского сиротского института. В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

Ушинский в 1859 году

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии»[6].

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 147[7] изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.

При Симферопольской казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.[8]

Мемориальная доска в Одессе
Могила Константина Ушинского

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать[9]. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.

Семья

С 1851 года был женат на Надежде Семёновне Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгороде-Северском. Их дети:

  • Павел (1852—1870);
  • Вера (1855—1922), в замужестве Пото; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского;
  • Надежда (1856—1944) — в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу;
  • Константин (1859—1919);
  • Владимир (1861—1918);
  • Ольга (1867—1960), художница. Замужем за камергером М. А. Суковкиным.

Основные педагогические идеи

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»[10].

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».

«…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…»[11]

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»[12]

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем педагога названы:

Учебные заведения:

В России
На Украине
в других республиках
  • средняя школа им. К. Д. Ушинского в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области (Казахстан)
  • Школа № 210 в городе Ташкенте
в т.ч. ныне закрытые или поменявшие название

Улицы:

Награды:

Памятники и памятные доски:

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1854—1859 — Гатчинский сиротский институт — Гатчина, проспект 25-го Октября, 2;
  • 1859—1862 — Тульский переулок, 3;
  • 1864 год — квартира Л. Н. Модзалевского в доходном доме Кононова — Фурштатская улица, 33;
  • 1867—1870 — доходный дом Ожеровского — Большая Московская улица, 8.

Библиография

Примечания

  1. Настоящая фамилия его была Вшинский, однако, в силу того, что фамилия звучала неблагозвучно, он поменял её на Ушинский.
  2. Адвокат Олег Сурмачёв Юрист – Учитель Константин Ушинский в Вологде! Архивная копия от 12 февраля 2022 на Wayback Machine У Константина Ушинского были старшие братья: Александр, который родился [12.04.1817 г., г. Новгород-Северский – ?], и Владимир [3.02.1819 г., г. Новгород-Северский – ?], Константин родился в Туле, а в Вологде, в доме на углу Обуховской и Власьевской, в семье Ушинских родились сын Сергей [28.07.1829 г. - ?] и дочь Екатерина [24.11.1831 г. - ?], что подтверждается метрическими книгами церкви, хранящимися в Государственном архиве Вологодской области. Г.А. Милорадович в своём исследовании указывает, что была и сестра София, которая родилась в 1843 году, она была рождена от брака с Натальей Васильевной Ушинской, урождённой Гербель.
  3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 11. — 1952. — С. 239.. Дата обращения: 5 августа 2019. Архивировано 5 августа 2019 года.
  4. К. Д. Ушинский российский педагог, основоположник научной педагогики в России. НПБ им. К.Д. Ушинского РАО. Дата обращения: 25 апреля 2014. Архивировано 26 апреля 2014 года.
  5. Лучшим из выпуска 1844 года был только В. Черкасский, а кроме него и Ушинского кандидатами в этом выпуске стали ещё двое: Владимир Требинов и Николай Воронцов-Вельяминов.
  6. Педагогическая поездка по Швейцарии К.У. // Журнал Министерства народного образования. — № 1863, Ч.117, №3 (март). — С. 444—468.
  7. Ушинский К. Д. «Родное слово». Петроград, 1915 г.. Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 28 января 2022 года.
  8. Широков В. А., Широков О. В. Симферополь: «Улицы рассказывают». — Симферополь: Таврия, 1983. — 208 с. — 50 000 экз.
  9. НПБ им. К. Д. Ушинского РАО. Дата обращения: 25 апреля 2014. Архивировано 26 апреля 2014 года.
  10. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988. — С. 30
  11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 461
  12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 475
  13. Аудиторный корпус Московского университета на Моховой — Летопись. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 7 ноября 2017 года.

Литература


Ссылки