Учицки, Густав

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Густав Учицки
Gustav Ucicky, 1930.jpg
Профессия кинооператор, кинорежиссёр, монтажёр

Густав Учицки (нем. Gustav Ucicky, в русскоязычных источниках иногда ошибочно «Уцицки» или «Уцики», 6 июля 1899, Вена — 26 апреля 1961, Гамбург) — австрийский кинооператор, кинорежиссёр, который также работал в Германии.

Биография

Родился 6 июля 1899 года в Вене. Его мать, 19-летняя незамужняя уроженка Праги Мария Учицки, работала служанкой в доме художника Густава Климта, которому она также иногда позировала. Сам Учицки впоследствии заявлял, что являлся внебрачным сыном художника. Мать Учицки до 1916 года состояла в переписке с Климтом, в письмах имеется информация о материальной поддержке ребёнка со стороны художника[1]. Учицки вспоминал, что ребёнком бывал в мастерской Климта и наблюдал его за работой. Климт быстро выпроваживал мальчика, вручив ему обычно пару геллеров со словами: «Ты же ничего не понимаешь в живописи, пойди купи себе сладкого»[2]. Во времена Третьего рейха в подтверждение своего арийского происхождения Густав Учицки представил киностудии УФА антропологическое заключение, согласно которому у него было 23 ребра. Об идентичной аномалии у Густава Климта было широко известно[3].

В школьные годы Учицки подружился с одногодкой Карлом Хартлем, который жил по соседству. По окончании школы был учеником графика в Военно-географическом институте в Вене. Первые попытки стать киноактером не увенчались успехом. В 1916 году попытался вместе с Хартлем устроиться на работу на кинофабрику «Саша» австрийского пионера кино графа Александра (Саши) Йозефа Коловрата-Краковского. Хартля приняли ассистентом режиссёра, Учицки — ассистентом оператора. Будучи также начальником отдела кино военной пресс-службы, граф Коловрат помог Учицки избежать призыва в армию и организовал его учёбу на кинооператора.

До 1918 года Учицки снимал хроникальные сюжеты. После войны работал ассистентом оператора и оператором на Саша-Фильминдустри АГ, новой студии Коловрата. В 1919 году его назначили оператором эмигрировавшего из Венгрии режиссёра Михаэля (Михая) Кертеша, с 1926 года известного в США под именем Кертиц.

С 1925 года Учицки работал также в Германии. В 1927 году дебютировал в качестве режиссёра. 31 января 1928 года после смерти графа Коловрата (3 декабря 1927 года) и его матери (4 января 1928 года) в сопровождении Хартля покинул Вену. В Мюнхене устроился на работу режиссёром студии «Эмелька». В 1929 году заключил контракт с УФА в Берлине.

С фильмами «Концерт для флейты в Сан-Суси» (1930) и «Йорк» (1931) ему впервые поручили темы, в которых исторический материал расчетливо сочетался с актуальными политическими намерениями. Тогда как «Человек без имени» (1932) по Бальзаку точно и без всяких претензий изображал частную солдатскую судьбу, в «Рассвете» (1933) солдатское поведение возводилось в ранг национальной обязанности. Этот фильм положил начало сотрудничеству с писателем Герхардом Менцелем, который до 1944 года писал сценарии всех его пропагандистских фильмов, таких как «Беженцы» (1933), «Девушка Йоханна» (1935), «Возвращение домой» (1941), приключенческих фильмов с Хансом Альберсом, в том числе «Отель Савой 217» (1936), действие которого происходит в дореволюционной Москве, и нескольких мелодрам.

В 1936 году закончился его контракт с УФА. В 1938 году он принял участие в съемках пропагандистского фильма НСДАП «Слово и дело», посвященного аншлюсу Австрии. Летом 1939 года вернулся в Вену и работал на «Вин-Фильм ГмбХ», начальником производства которой был Карл Хартль. Большим успехом у зрителя пользовались его фильмы «Материнская любовь» (1939) и «Почтмейстер» (1940) по «Станционному смотрителю» Пушкина с Генрихом Георге в заглавной роли (удостоен Кубка Муссолини за лучший иностранный фильм на 8-м Венецианском кинофестивале 1940 года). В 1941 году Учицки снял пропагандистский фильм «Возвращение домой» о дискриминации этнических немцев в довоенной Польше. Затем последовал ряд мелодрам. В 1944 году цензура запретила его фильм «На краю света». С 1947 года снова работал в Австрии, а с 1952 года в Западной Германии.

Умер во время подготовки к фильму «Последняя глава» 26 апреля 1961 года в Гамбурге в результате апоплексии. Похоронен на Хитцингском кладбище в Вене.

На протяжении всей своей жизни Учицки собрал коллекцию работ Густава Климта, которая включала около десяти картин и более пятнадцати рисунков[4]. Причем некоторые из них он приобрел из «аризированных» еврейских коллекций[5]. В 1961 году в соответствии с договором о наследовании коллекция перешла в собственность его третьей жены, Урсулы Учицки[4]. В 2013 году она передала Фонду Климта четыре картины и десять рисунков. При этом выяснилось, что по крайней мере одна картина — «Портрет Гертруды Лёв» (1902) — имела неоднозначное происхождение[6]. Судебные разбирательства Урсулы Учицки с наследниками бывших владельцев окончательно завершились только в 2015 году[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Horncastle/Weidinger, 2018, Kunst und Antisemitismus, S. 202—203.
  2. kurier.at: Klimts Schwiegertochter: «Der Name Klimt sagte mir nichts» Архивная копия от 8 сентября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  3. Handelsblatt: Versteigerung nach langem Einigungsprozess (нем.)
  4. 4,0 4,1 Der Sammler Gustav Ucicky. Дата обращения: 26 ноября 2020. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  5. «Bildnis Gertrud Loew» ist Raubkunst
  6. Klimt und die NS-Raubkunst

Литература

  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger. Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528.
  • Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984

Ссылки