Железнодорожная линия Чернигов — Овруч

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Участок Чернигов — Овруч»)
Железнодорожная линия Чернигов — Овруч
Технические данные
Перейти к шаблону «Чернигов — Овруч» 
  на Нежин 
105,5
175,5
Чернигов
Репкинская ул.
 на Гомель 
174,6
Пост 175 км
ул. Леонида Пашина
173,9
Подусовка
168,1
Белоус
160,9
Левковичи
157,1
0,0
Жукотки
7,0
Карховка
20,2
Жидиничи
Полигон Гончаровское
150,3
Малейки
145,6
Демейка
139,7
Славутич
бывший р-д. Нерафа
ул. Героев Чернобыля
135,1
Посёлок Лесной
Неданичи-Промышленная
131,1
Неданчичи
122,7
Иолча
118,1
Пересадочная
в районе бывшего о. п. Капоранка
Парк Дезактивации
113
Колыбань
109
Посудово
105
Машеве
97
рзд. Зимовище
91,1
Семиходы
Платформа Семиходы
Автодорога ПрипятьЧернобыль
87
Янов
Янов-Грузовой
79
Шепеличи
76
Буряковка
71
Красница
63
Толстый Лес
57
Кливины
52
Павловичи
44,4
Вильча
Парк Дезактивации
40,5
Ольховая
33,3
Рача
30,5
Тычков
22,8
Нивки
13,8
Гусаровка
12
Грезля
6,1
Поселок
 на Калинковичи 
0,0
Овруч
 на Белокоровичи 
 на Коростень 

Участок Чернигов — Овруч — однопутная железнодорожная линия длиной 177,5 км и шириной колеи 1520 мм, относящаяся к Юго-Западной железной дороге часть широтного хода, связывающего северо-восточные и северо-западные области Украины.

История строительства

Участок строился с 1928 года в рамках программы восстановления, модернизации и развития Юго-Западной железной дороги. В 1930 году было открыто движение поездов по участку[1]. Именно наличие железнодорожной линии Чернигов — Овруч послужило одной из главных причин в выборе площадки под строительство ЧАЭС[источник не указан 939 дней]

Станции участка

По состоянию на 1986 год на участке располагались станции и остановочные пункты в таком порядке:

  • Чернигов (участковая, 1 класса, код ЕСР 325000),
  • Белоус (ныне о. п. Белоус),
  • о. п. Левковичи,
  • Жукотки (промежуточная, 5 класса) с ответвлением на
  • Жидиничи (промежуточная, 3 класса, код ЕСР 324900) и полигон Гончаровское,
  • Малейки (промежуточная, 5 класса, код ЕСР 324807),
  • о. п. Демейка,
  • р-д. Нерафа (ныне станция Славутич, промежуточная, 3 класса, код ЕСР 324718),
  • Неданчичи (промежуточная, 5 класса, код ЕСР 324703),
  • Иолча (промежуточная, 5 класса, код ЕСР 324707),
  • о. п. Капоранка (ныне станция Пересадочная, недействующая),
  • о. п. Колыбань (недействующий),
  • Посудово (недействующая),
  • о. п. Машеве (недействующий),
  • р-д. Зимовище (недействующий),
  • о. п. Семиходы (ныне станция Семиходы, промежуточная, 5 класса, код ЕСР 324704),
  • Янов (недействующая),
  • о. п. Шепеличи (недействующий),
  • о. п. Бураковка (недействующий),
  • о. п. Красница (недействующий),
  • Толстый Лес (недействующая),
  • о. п. Кливины (недействующий),
  • о. п. Павловичи (недействующий),
  • Вильча (промежуточная, 5 класса, код ЕСР 347005),
  • о. п. Вильхова,
  • Рача (промежуточная, 5 класса, код ЕСР 346900, законсервирована),
  • о. п. Нивки,
  • о. п. Грезля,
  • Овруч (участковая, 2 класса, код ЕСР 346806).

До аварии на Чернобыльской АЭС

Участок Чернигов — Иолча принадлежал Киевскому отделению (НОД-1) Юго-Западной железной дороги. Участок Янов — Овруч принадлежал Коростенскому (НОД-4) отделению Юго-Западной железной дороги.

Тяговое обслуживание

На станции Янов располагался пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), ранее — паровозное депо.

После поступления в 1969 году в локомотивное депо Чернигов тепловозов участок постепенно был переведен на тепловозную тягу и обслуживался тепловозами ТЭ3 и бригадами локомотивного депо Коростень с грузовыми поездами на тяговом плече Коростень — Овруч — Чернигов. Локомотивные бригады депо Чернигов обслуживали тепловозами ТЭ3 сборные поезда на участке Чернигов — Янов. Пассажирские поезда первоначально обслуживались тепловозами ТЭ3, с последующим переходом на ТЭ7 .

Маневровую работу на станциях участка выполняли тепловозы ЧМЭ3 приписки депо Чернигов.

Пригородные поезда обслуживались дизель—поездами ДР1П приписки депо Коростень и локомотивными бригадами депо Чернигов на участке Чернигов — Янов и депо Коростень на участке Янов — Овруч — Коростень.

Грузовая работа

Станция Янов обслуживала подъездные пути ГСП ЧАЭС, складов ОРСа, нефтебазы и др.

На станции Неданчичи был пункт перегрузки с торфовозной узкоколейной железной дороги шириной колеи 750 мм, разветвленная сеть которой располагалась к югу.

К 1988 году комплексным планом экономического и социального развития Юго-Западной железной дороги предполагалось предусмотреть пропуск грузовых поездов повышенного веса и длины на участке Овруч — Коростень (по три соединённых гружёных поезда весом 6 тысяч тонн в обоих направлениях).[1] К 1986 году уже выполнялись экспериментальные поездки.

Пассажирская работа

По участку ходил пассажирский поезд № 191/192 Москва — Хмельницкий

Приб Ст Отпр Станция Приб Ст Отпр
Расписание поезда 191/192 Москва-Хмельницкий графика 1986/1987 годов

Москва-Хмельницкий № 191

Хмельницкий-Москва № 192

Общ. вр. в пути 21:36

Общ. вр. в пути 20:53

ЕЖЕДНЕВНО

15:48

Москва-Пасс.-Киевская

11:31
4:51 0:23 5:14

Чернигов

21:20 0:18 21:38
5:47 0:02 5:49

Малейки

6:13 0:05 6:18

Неданчичи

6:31 0:02 6:33

Йолча

6:50 0:02 6:52

Посудово

7:15 0:05 7:20

Янов

19:43 0:07 19:50
7:45 0:01 7:46

Толстый Лес

8:07 0:02 8:09

Вильча

18:57 0:03 19:00
8:23 0:01 8:24

Рача

18:43 0:01 18:44
8:57 0:03 9:00

Овруч

18:02 0:06 18:08
??:??

Хмельницкий

??:??

Согласно расписанию 1985/1986 годов, действовавшему на момент аварии на ЧАЭС, на участке курсировали пригородные дизель-поезда́:

№ поезда Сообщение Приб Отпр
Расписание пригородных поездов по станции Янов
6852

Янов — Чернигов

4:47
6851

Чернигов — Янов

6:43
6452

Овруч — Янов

7:18
6453

Янов — Овруч

8:00
6854

Янов — Чернигов

9:00
6853

Чернигов — Янов

10:58
6454

Коростень — Янов

11:45
6856

Янов — Чернигов

17:30
6457?

Янов — Коростень

17:45
6855

Чернигов — Янов

19:30
6858

Янов — Чернигов

21:28
6857

Чернигов — Янов

22:30

В период ликвидации

С 29.04.1986 года закрыта для эксплуатации станция Янов[1], поезд № 191/192 Москва — Хмельницкий с 30 апреля [источник не указан 5188 дней]1986 года курсировал изменённым маршрутом через Киев-Пассажирский.

После аварии на станции Вильча с 3 путями развернулись основные грузовые работы. Разгружался цемент, железобетон, трубы, оборудование и механизмы для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Реконструкция станций

После аварии на ЧАЭС для обеспечения перевозочного процесса в образовавшейся зоне, подвоза грузов для ликвидации последствий аварии, доставки персонала атомной станции, работников подрядных организаций был выполнен целый комплекс работ по реконструкции путевого развития участка Чернигов — Овруч.

  • Возведен пункт дезактивации подвижного состава на 42-м километре участка Овруч — Вильча.
  • В районе о. п. Нерафа в новом городе Славутич построена одноименная станция. Введена остановка возле промбазы города — о. п. Пос. Лесной.
  • В районе о. п. Капоранка построена станция Пересадочная с устройствами для дезактивации подвижного состава, пассажирскими платформами для пересадки из электропоездов Славутич — Пересадочная на электропоезда, курсировавшие по участку со значительным радиационным загрязнением Пересадочная — Семиходы. С 1991 года в связи со снижением уровней радиоактивного загрязнения на участке Пересадочная — Семиходы станция Пересадочная закрыта, дезактивационное оборудование демонтировано, а электропоезда курсируют на участке Славутич — Семиходы без пересадки пассажиров.
  • Построен 3 путный разъезд Зимовище.
  • О. п. Семиходы перестроен и в ноябре 1987 года введена в эксплуатацию одноимённая станция с четырьмя путями возле двух платформ в закрытых павильонах для посадки-высадки работников ГСП ЧАЭС и подрядных организаций в электропоезда.

Электрификация

В 1988 году произведена электрификация участка Чернигов — Славутич — Семиходы — Янов на переменном токе. Локомотивное депо Чернигов приспособлено для обслуживания электропоездов, смонтирован моечный комплекс, где, как и на станции Пересадочная, производилась дезактивация электропоездов.

В 1999 году, с завершением электрификации линии Чернигов — Нежин, электрифицированный участок Чернигов — Семиходы перестал быть обособленным[2].

В настоящее время контактная сеть на станции Янов не используется и частично демонтирована на самой станции и на перегоне Янов — Семиходы.

Современное состояние

После аварии на ЧАЭС в составе Киевского отделения НОД-1, а затем Киевской дирекции железнодорожных перевозок ДН-1 Юго-Западной железной дороги находится участок Чернигов — Семиходы. В составе Коростенского отделения НОД-4 (ныне — дирекции железнодорожных перевозок ДН-4) Юго-Западной железной дороги находится участок Вильча-Овруч. Участок Семиходы — Вильча находится в ведении структурного подразделения Администрации зоны отчуждения[3] — Государственного Предприятия «Чернобыльсервис».

Участок Чернигов — Славутич — Семиходы оборудован автоматической блокировкой с АЛСО.

Путевое хозяйство, мосты, в том числе через реки Днепр и Припять, на участке Чернигов — Семиходы обслуживает Черниговская дистанция пути (ПЧ-10), контактную сеть — Черниговская дистанция энергоснабжения (ЭЧ-9). Устройства сигнализации и связи на участке обслуживает Нежинская дистанция сигнализации и связи (ШЧ-11).

Станция Иолча (территория Республики Беларусь) находится в подчинении Юго-Западной железной дороги. На станции установлено дневное дежурство дежурного по станции, на ночь она передается на диспетчерское управление. Работники станции, в том числе начальник, дежурные по станции являются гражданами Украины.

Станция Семиходы находится на диспетчерском управлении.

Тяговое обслуживание и грузовая работа

Тепловозное депо ЖДЦ ЧАЭС

Манёврово-вывозная работа на участке Чернигов — Иолча обеспечивается локомотивными бригадами и тепловозами М62, 2М62У депо Чернигов, парк которого пополнился локомотивами указанных серий в 1987 году и в 1988—1990 годах, соответственно, а также тепловозами ЧМЭ3. Манёврово-вывозная работа на участке Овруч — Вильча обеспечивается локомотивными бригадами и тепловозами М62, 2М62 и ЧМЭ3 депо Коростень.

На станции Янов имелось депо, подчиненное Государственному Предприятию «Чернобыльсервис». Локомотивы этого депо выполняли манёврово-вывозную работу на участке Янов — Вильча. В приписном парке Предприятию «Чернобыльсервис» находятся тепловозы серий ТЭМ2, ТЭМ2М, ТЭМ2УМ, ТГМ4 кран на железнодорожном ходу КДЭ. На станции находятся отставленные от эксплуатации в связи со значительным радиоактивным загрязнением тепловозы ТГМ4, ТГМ23, ТГМ23Б, ТЭ7, ТЭМ1, ТГМ1, ТГК2, ТГМ6А. вагоны дизель-поездов ДР1П, краны на железнодорожном ходу КДЭ.

Проведенные мероприятия по ремонту пути на участке от Янова до о.п. Буряковка позволяют его использование для транспортировки РАО с промплощадки Чернобыльской АЭС на ПЗРО «Буряковка». 3 марта 2010 года полностью освобожден склад свежего ядерного топлива (СЯТ) ЧАЭС и 68 ТВС были перегружены в спецсостав на станции Вильча[4].

К станции Неданчичи примыкает подъездной путь от локомотивного депо транспортного цеха ГСП ЧАЭС[5] — ТЧ ЖДЦ ЧАЭС. Депо имеет комплекс устройств для выполнения технического обслуживания 2-го объёма (ТО-2) тепловозам приписного парка. В приписном парке находятся тепловозы серии ТЭМ2У, ТЭМ2УМ, ТЭМ18, ТГМ4, ДМ62. На участке Овруч — Вильча до 2007 года курсировали грузопассажирские поезда.

Пассажирская работа

На участке Славутич — Семиходы для обслуживания персонала ГСП ЧАЭС и подрядных организаций курсируют арендованные Государственным Предприятием «Чернобыльсервис» у депо Чернигов Юго-Западной железной дороги электропоезда серии ЭР9Т сообщением Славутич — Семиходы (2—4 пары в зависимости от дня недели). На участке Чернигов — Неданчичи и Чернигов — Иолча ежедневно курсирует три, а по выходным — четыре пары электропоездов, приписки к депо Чернигов.[6]

Последние данные

9 июля 2021 года линия полностью восстановлена. Завершена прокладка нового пути между станциями Вильча и Янов.

29 июля 2021 года состоялось торжественное открытие движения и проезд тестового поезда по участку.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Юго-Западная железная дорога. Вчера. Сегодня. Завтра. 244 с., Киев, «Транспорт України» 1995 г. ISBN 5-7707-7927-6
  2. «Островные» электрифицированные участки железных дорог (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 января 2014. Архивировано 23 июля 2012 года.
  3. Державний департамент — Адміністрація зони відчуження і зони безумовного (обов’язкового) відселення. Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 16 мая 2014 года.
  4. Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС» — Новости (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2010. Архивировано 13 августа 2009 года.
  5. Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС» — Руководство (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 30 апреля 2010 года.
  6. Расписание движения электропоездов на участке Чернигов — Семиходы на официальном сайте Юго-Западной железной дороги. Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 8 декабря 2015 года.

Литература

  1. Юго-Западная железная дорога. Вчера. Сегодня. Завтра. 244 с., Киев, «Транспорт України» 1995 г. ISBN 5-7707-7927-6
  2. Статья из газеты «Магистраль» — «Фонящий путь» за ноябрь 2007 года
  3. Репортажи из Чернобыльской зоны на сайте lplaces.com

Ссылки

Карты