Участник:Vladius32itf/Критерии значимости объектов железнодорожного транспорта

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Шаблон:Проект правила В связи с отсутствием однозначного толкования уже существующих правил Руниверсалиса (РУ:ОКЗ, РУ:ПРОВ и других) по отношению к многочисленным объектам железнодорожного транспорта на протяжении последних пяти лет (с 2013 года), а также в силу отсутствия единого мнения о том, по какой значимости следует оценивать статьи об объектах железнодорожного транспорта — значимости географических объектов или значимости транспортных объектов, сообщество участников Руниверсалиса не может выработать единые критерии значимости объектов железнодорожного транспорта. Также, в связи с отсутствием единого мнения о степени силы применения вышеупомянутых правил, созрела необходимость создания самостоятельных критериев значимости объектов железнодорожного транспорта.

Настоящий проект правил был разработан мной в 2018 году, не нашёл поддержки в сообществе Русской Википедии и после моей бессрочной блокировки в ней был перенесён для обсуждения сюда.

Основные определения

Под объектами железнодорожного транспорта в данных правилах подразумеваются:

  • Раздельные пункты железной дороги (станции, разъезды, обгонные пункты и др.).
  • Прочие географические пункты железной дороги, не имеющие статуса раздельных (остановочные пункты, платформы, путевые посты и др.).
  • Крупные или наиболее известные по публикациям в АИ железнодорожные линии общего пользования (включая ВСМ).
  • Узкоколейные системы или системы ведомственных железных дорог, суммарная эксплуатационная протяжённость которых составляет не менее 20 км. Исключение составляют учебно-производственные системы ДЖД, а также музейные железные дороги.
  • Основные предприятия железнодорожного транспорта (локомотивные, вагонные, моторвагонные депо, вагоноремонтные и локомотиворемонтные заводы, выполняющие заказы систем железных дорог общего пользования или компаний-перевозчиков).
  • Наиболее крупные железнодорожные мосты, тоннели и прочие искусственные сооружения, известные по публикациям в АИ.
  • Системы пригородно-городского железнодорожного сообщения, не связанные с общенациональными железнодорожными операторами, но официально не входящие в систему скоростного внеуличного транспорта крупных городов (Transilien и пр.).

Критерии значимости

Критерии значимости раздельных пунктов железной дороги

В связи с многочисленностью статей о раздельных пунктах предлагается ввести следующие критерии значимости:

  1. Крупная конечная станция железной дороги, на которой расположен известный железнодорожный вокзал или входящая в состав ТПУ. При этом для статей о таковых, к которым относятся крупные вокзалы (в Москве или Санкт-Петербурге, например), статьи о станции как об объекте ЖДТ могут быть отделены от статей о вокзалах как об архитектурных объектах при наличии в них достаточного количества информации.
  2. Станция железной дороги, от которой отходят три или более направления движения, либо тупиковая станция с путевым развитием V-образного типа. Пример: Мичуринск-Уральский.
  3. Главные железнодорожные станции в административных центрах регионов (например, Астрахань I, Пермь II, Екатеринбург-Пассажирский, Ростов-Главный и др.).
  4. Крупные грузовые станции на железнодорожных узлах (Батайск, Обухово, Сызрань I и др.).
  5. Пограничные или передаточные станции (включая передаточные станции на внутренних административных границах дорог РЖД/УЗ, отделений/регионов/дирекций перевозок), а также станции, на которых осуществляется таможенный контроль пассажирских или грузовых поездов перед отправлением на железную дорогу соседнего государства или после прибытия с неё.
  6. Станции, на которых расположены пункты перестановки тележек между колеями разной ширины (Брест-Центральный, Ахалкалаки, Шяштокай, Джульфа-Иранская и др.).
  7. Станции, на которых осуществляется погрузка/разгрузка вагонов с железнодорожной паромной переправы (Крым — Кавказ, Баку-Товарная — Туркменбаши I, Ванино — Холмск-Сортировочный и др.).
  8. Станции, получившие известность в связи с известными историческими событиями, для которых станции стали основным или одним из ключевых пунктов действия данного события (например, во время крупных сражений ВОВ или аварий/катастроф и пр.).
  9. Конечные пункты пригородного или дальнего пассажирского сообщения в объёме не менее одной официально установленной графиком пары поездов дальнего следования и двух пар пригородных поездов; конечные пункты железнодорожного сообщения типа «город—аэропорт—город».
Примечания
  1. В случае административной реорганизации станции (ликвидация без закрытия линии, на которой она расположена, присоединение к соседней станции на правах парка путей, преобразование в остановочный пункт и др.) обоснование самостоятельной значимости станции осуществляется на основании источников по периоду самостоятельности станции. В противном случае значимость предмета статьи признаётся утраченной, и такая статья подлежит вынесению на ВП:КОБ (при административном присоединении к другой станции) или ВП:КУ (при остальных вышеописанных случаях).
  2. В случае закрытия станции в связи с физическим уничтожением линии, на которой она была расположена, вышеописанное положение об утрате значимости не применяется на основании РУ:ПРОШЛОЕ.
  3. Для не вошедших в вышеприведённый перечень критериев раздельных пунктов применяются общие положения РУ:ОКЗ.

Критерии значимости прочих географических пунктов железной дороги

Критерии значимости железнодорожных линий и магистралей

  1. Отсчёт километража на линии осуществляется от одного из головных вокзалов крупных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга) или иных государств (столиц стран Балтии и др.).
  2. Линия является или входит в состав изолированной железнодорожной системы (Норильская железная дорога и пр.).
  3. Линия является частью или полностью исторически значимой железнодорожной магистралью (определённые участки Транссиба, БАМа, Турксиба и пр.).
  4. Линия используется для высокоскоростного пассажирского сообщения (Синкансен, LGV и пр.).

Критерии значимости узкоколейных или ведомственных железнодорожных систем

  1. Ведомственная или узкоколейная железнодорожная система, используемая известным военным, промышленным или стратегическим объектом (кроме внутризаводских узкоколейных систем), обладающим энциклопедической значимостью, и о котором может быть написана отдельная статья.
  2. Ведомственная железнодорожная система, суммарная эксплуатационная протяжённость линий которой составляет более 200 км (Монзенская железная дорога и пр.). Для узкоколейных систем данный порог устанавливается на отметке 20 км.
  3. Ведомственная или узкоколейная железнодорожная система, используемая для пассажирских перевозок (Новоафонская пещерная железная дорога и пр.).
  4. Ведомственная или узкоколейная железнодорожная система, ранее входившая в сеть железных дорог общего пользования либо переданная таковой.
  5. Учебно-производственная железнодорожная система (ДЖД и пр.).
  6. Изолированная музейная железнодорожная система (Переславский музей, музей в Лавасааре и др.).

Критерии значимости предприятий железнодорожного транспорта

  1. Депо является головным предприятием на территории административно-территориальной единицы подвижного состава по обслуживанию отдельных типов подвижного состава. При этом филиалы и подменные пункты данного депо не должны иметь отдельных статей (достаточно разделов в статье о головном предприятии).
  2. Депо, введённое в эксплуатацию до 1918 года.
  3. Депо, обслуживающее пассажирские поезда в пригородном железнодорожном сообщении по крупным железнодорожным узлам.
  4. Депо, обслуживающее уникальный для данной дороги/страны подвижной состав (как правило, такое депо является единственным в стране/регионе обслуживания, эксплуатирующим такой тип ПС).
  5. Депо, обслуживающее поезда скоростного и высокоскоростного сообщения (Металлострой, Подмосковная и пр.).
  6. Локомотиво- и вагоноремонтные заводы, осуществляющие заказы железнодорожных перевозчиков/собственников ПС.

Критерии значимости искусственных объектов, связанных с железнодорожным транспортом

Критерии значимости фирменных пассажирских поездов

Использование отдельных источников для обоснования значимости

  • Использование материалов с «Сайта о железной дороге» С. Д. Болашенко допускается в случае отсутствия иных исторических материалов, а также для обоснования значимости ведомственных и узкоколейных железнодорожных систем. Также допускается использование статей соратников Болашенко (Антона Кротова и пр.) в случае отсутствия иных вторичных источников. Обязательным условием является степень информативности используемой в качестве источника статьи. В случае низкой информативности статьи по описываемому предмету её не следует широко использовать в данной статье.
  • Использование материалов сервисов онлайн-расписания допускается для отображения текущей стабильно существующей интенсивности пассажирского сообщения. При этом поезда, осуществляющие на станции техническую остановку, упоминать в статье не следует (за исключением особо оговоренных консенсусом Т:Железнодорожный транспорт) случаев. Допускается использование статей и обзоров архивных расписаний, если таковые имеют историческую значимость.
  • При отсутствии иных источников допускается использование различных типов карт для доказательства существования станций и о. п. Приоритет отдаётся профессиональным печатным картам, при их отсутствии допускается использование картографических интернет-сервисов [в следующем порядке:?].
  • Все остальные источники, признанные общеустановленными АИ, могут использоваться без ограничений.