Уфимское моторостроительное производственное объединение

Материал из энциклопедии Руниверсалис
ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение
Ufa motor plant.gif
Тип Публичная компания
Листинг на бирже MCX: UFMO[1]
Год основания 1925
Расположение  Россия: Уфа (Республика Башкортостан), ул. Ферина,2
Ключевые фигуры Семивеличенко, Евгений Александрович (управляющий директор)
Отрасль авиационное двигателестроение
Продукция авиационные двигатели, газотурбинные приводы для газоперекачивающих агрегатов, энергетические установки, узлы вертолётной техники
Чистая прибыль 14517 млн руб. (2019 год)
Число работников 24 876 человек (на 31.12.2019г.)
Материнская компания Объединённая двигателестроительная корпорация
Награды Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Юбилейный почётный знак ЦК КПСС, ПВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС в ознаменование 50-летия образования СССР[2]
Сайт http://www.umpo.ru
Истребитель Су-27 перед отделом кадров УМПО

ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение (юридическое название Публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», ПАО «ОДК-УМПО») — российское предприятие, производитель авиационных двигателей. Основано в 1925 году. В объединении работают более 24 тысяч человек.

Входит в состав ОДК («Объединённая двигателестроительная корпорация»).

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолётной техники. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолётов семейства Су-27 (двигатель АЛ-31Ф), Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), Су-35С (АЛ-41Ф-1С), Су-57 (АЛ-41Ф-1), Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы и агрегаты для вертолётов «Ка» и «Ми».

История

Датой рождения предприятия считается 17 июля 1925 года. В этот день Совет труда и обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего АО «Русский Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.

В 1931 году в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935 году собраны первые 10 двигателей.

К 1940 году Уфимский моторный завод имел всё необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублёром Рыбинского завода по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).

В начале войны на площади Уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский моторный завод номер 26, два ленинградских завода-дублёра (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро В. А. Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода, — моторный (384-й) и дизельный (338-й) объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного — 26-й. В 1943 году на завод передали задачу создания центрифуги для обогащения урана по проекту Ф. Ф. Ланге, необходимого для атомного проекта СССР.

Производство двигателей на заводе № 26 в период 1942—1948 годов:

двигатель \ годы 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 Всего
М-105ПФ 10 048 11 965 8762 4312 687 - - 35 774
ВК-107А 41 208 2111 3191 396 692 550 7189
ВК-108 - - 6 27 16 - - 49
РД-10 - - - - 59 447 833 1339
Всего 10 089 12 173 10 879 7530 1158 1139 1383 44 351

С 1967 года предприятие производило сборку двигателей для автомобилей «Москвич-412»[3].

В дальнейшем предприятие переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «Уфимское моторостроительное производственное объединение»[4].

В августе 2011 года приказом генерального директора «Объединённой двигателестроительной корпорации» Андрея Реуса объединение определено головным предприятием в стране по выпуску двигателей для боевой авиации. В 2012 году у ОАО «УМПО» появляются два филиала: «Опытно-конструкторское бюро имени А. М. Люльки» (Москва, до 2014 года делило площади с Научно-техническим центром его же имени, принадлежавшим ОАО "НПО Сатурн") и «Лыткаринский машиностроительный завод» (Лыткарино).

8 сентября 2017 года переименовано в публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение».

Руководство

Управляющий директор: Евгений Семивеличенко.

Хронологический перечень

Критика

  • На предприятии регулярно происходят несчастные случаи[источник не указан 1918 дней]. Одна из последних смертей — в конце июня 2018 года на заводе погиб 40-летний водитель грузовика иногородней организации-подрядчика; тот, не имея опыта ремонта металлообрабатывающего оборудования и соответствующего допуска, приступил к разборке токарно-карусельного станка и был придавлен деталью станка весом около 2 т[5]. В августе 2019 года работник подрядной организации проломил череп, упав с высоты на площадке УМПО[6].
  • В связи с визитами федеральных чиновников на завод в Уфе перекрывают улицы, и по этой причине образуются пробки продолжительностью более 3 часов[7].
  • С работой предприятия связаны новости о хищениях и убийствах. Топ-менеджер ОДК-УМПО Юрий Яшин был убит в июле 2018 года на парковке многоэтажного дома на улице Маркса. Его тело со следами многочисленных травм головы нашли спустя сутки возле Сафроновского переезда недалеко от железнодорожного вокзала. По версии следствия, топ-менеджера убили подручными средствами и битой четверо наёмников[8].

Примечания

  1. Об исключении ценных бумаг из Списка ценных бумаг, допущенных к торгам, и о прекращении торгов ценными бумагами. Московская биржа (20 января 2015). Дата обращения: 1 мая 2021. Архивировано 1 мая 2021 года.
  2. История уфимского моторостроительного объединения. www.wikidocs.ru. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  3. История. umpo.ru. Дата обращения: 3 июня 2021. Архивировано 3 июня 2021 года.
  4. История предприятия — История ОАО УМПО — Авиационные двигатели АЛ-31Ф, АЛ-31ФП, авиадвигатель Д-436ТП, двигатель АЛ-55, снегоходы «Рысь», мотоблок «Агро», Су-30 и Су-35 (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2011. Архивировано 7 июня 2013 года.
  5. Гострудинспекция Башкирии проводит проверку ЧП на территории ОДК-УМПО. Коммерсантъ (11 июля 2018). Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 25 октября 2021 года.
  6. Рабочий проломил череп, упав с высоты на площадке УМПО в Уфе. ufa.aif.ru (21 августа 2019). Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 21 августа 2019 года.
  7. Ура! Сердюков посетил место работы! Жители Уфы ждали его 5 часов. В пробках…. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  8. Прокуратура проверит ход расследования дела об убийстве топ-менеджера ОДК-УМПО Юрия Яшина. Коммерсантъ (17 декабря 2018). Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 3 апреля 2019 года.

Ссылки