Утро в сосновом лесу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Shishkin, Ivan - Morning in a Pine Forest.jpg
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий
Утро в сосновом лесу. 1889
Холст, масло. 139 × 213 см
Третьяковская галерея, Москва

«Утро в сосновом лесу»[1][2] — картина русских художников И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. Савицкий написал медведей[1], но коллекционер П. М. Третьяков замазал его подпись, поэтому автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью[3] благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Работа детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

История

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)[4]. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю»[1].

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. По словам коллекционера, в картине всё, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину»[5].

Отзывы критиков

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого)[6].

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году писал так[7]:

«Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в „Медвежье семейство в лесу“… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силён в изображении животных».

В массовой культуре

Обёртка конфеты «Мишка косолапый»

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем, это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»[8][9], созданной художником Мануилом Андреевым. Благодаря этому картина хорошо известна, нередко — под названием «Три медведя» (хотя животных на картине четверо)[10]. Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча[11]. Картина упоминалась в фильме Карнавальная ночь под названием «Медведи на отдыхе», когда речь шла о новогодней декорации театра.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 «Утро в сосновом лесу» в базе данных проекта «Моя Третьяковка»
  2. Ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору»
  3. Пейзажи. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003 г.
  4. Иван Шишкин / Гл. ред. А. Барагамян. Автор текста Л. Мельникова. (Серия «Великие художники») М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009 г. С. 34. ISBN 978-5-87107-181-6
  5. Лидия Туляганова. Статья на Культура.РФ «И я удостоился намалевать там фигурку», Культура.РФ. Архивировано 27 августа 2021 года. Дата обращения 21 апреля 2022.
  6. Мастера русского реалистического пейзажа, том 1. Изд-во Гос. Третьяковской гал(л)ереи, 1953
  7. Михеев, В. М. Русский пейзаж в городской галерее П. и С. Третьяковых // «Артист», 1894, март, № 35, с. 132—133.. Дата обращения: 25 февраля 2017. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  8. Виктория Сальникова. Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой (рус.), РИА Новости (25 января 2017). Архивировано 1 декабря 2017 года. Дата обращения 29 ноября 2017.
  9. Светлана Янкина, Ирина Гордон. В Музее шоколада в юбилей Шишкина раскрыли тайну «Мишки косолапого» (рус.), РИА Новости (25 января 2012). Архивировано 1 декабря 2017 года. Дата обращения 29 ноября 2017.
  10. Генис А. А. Акмеист леса Шишкин // Фантики. — М.: Астрель : CORPUS, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-271-24552-7.
  11. Михеев А. А. «МакКультура» // Иностранная литература. — 1996. — № 1. Архивировано 1 декабря 2017 года.

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. — М.: Молодая гвардия, 1991. — (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII — начала XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966.