Уста истины

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Уста истины
итал. Bocca della Verità
Страна  Италия
Город Рим

«Уста истины» (итал. Bocca della Verità) — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (или Океана), датируемая I веком н. э. и расположенная с XVII века в нартексе церкви Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме. В Средние века с этим диском было связано поверье, что если лжец вставит руку в отверстие, выполненное в виде рта божества, то божество её откусит. Широкую известность в мире эта легенда получила после выхода на экраны американской романтической комедии «Римские каникулы» (реж. Уильям Уайлер, 1953).

История

Маска достигает 1,75 м в диаметре, весит около 1300 кг. Глаза, ноздри и рот изображённого на диске божества выполнены в виде сквозных отверстий. Историки не могут прийти к единому мнению по поводу того, для чего был предназначен диск и как он использовался в Древнем Риме. По одной из версий, он применялся в качестве укрытия водостока в соседнем с церковью Храме Геркулеса, расположенном на территории Бычьего форума. В куполе языческого храма находился окулюс — круглое отверстие в середине крыши, через которое попадали осадки, а через диск происходило их удаление. По другому предположению, торговцы скотом использовали его для слива крови животных, принесённых в жертву Геркулесу. По наиболее распространённой версии, плита с барельефом, вероятнее всего, служила канализационным люком системы древнеримской канализации (см. Большая Клоака) или же являлась составной частью фонтана. Противники версии о принадлежности плиты к канализационному люку в качестве аргумента обычно указывают на её значительный размер. Выдвигались предположения, что на плите представлена маска Тритона (или Океана), или же фавна.

Диск упоминается в средневековом путеводителе для пилигримов Достопримечательности города Рима» (лат. Mirabilia Urbis Romae), созданном в XI веке. Предполагается, что в XIII веке диск был перенесён из храма и установлен у стены церкви Санта-Мария-ин-Космедин, а в XVII веке, в конечном итоге, был размещён внутри портика церкви. С плитой «Уста истины» связывают название площади Бокка делла Верита (итал. Piazza della Bocca della Verità), которая находится прямо перед церковью Санта-Мария-ин-Космедин[1].

Кадр из фильма «Римские каникулы» (1953)

В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её. Такую проверку проходили мошенники и воры, а матери пугали изображённым на плите божеством своих детей. Видимо особенно часто эту процедуру приходилось проходить женщинам, подозреваемым в супружеской измене, о чём свидетельствуют дошедшие до нас легенды и анекдотические истории. Итальянский исследователь и популяризатор науки Альберто Анджела считает, что диск, известный как «Уста истины», использовался в качестве крышки канализационного колодца, которые в Древнем Риме выполнялись в форме головы речного бога; через отверстие в нём дождевые стоки попадали в систему водоотведения. По его мнению, экспонат, выставленный в церкви Санта-Мария-ин-Космедин, «явно является самым фотографируемым канализационным колодцем в мире». Такая известность, прежде всего, связывается с тем, что «Уста истины» фигурируют в одной из сцен в фильме «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн в главных ролях. В этой картине принцесса Анна (Хепбёрн) оказывается одна, инкогнито, на улицах Рима, где знакомится с американским журналистом Джо Брэдли (Пек). Он догадывается о её статусе и, тайно от неё, хочет сделать репортаж о её приключениях в городе. В одном из эпизодов они заходят в церковь, и Брэдли рассказывает ей легенду о том, что «Уста истины» могут откусить лжецу руку. Журналист предлагает принцессе попытаться вложить руку в отверстие диска, однако она не решается и предлагает Брэдли попробовать это самому. Он засовывает руку, после чего начинает кричать и притворяется, что ему действительно защемило конечность. Анна пытается оттащить его от диска, а после того, как журналист освободился, он показывает ей свою руку без кисти. Однако всё это оказывается розыгрышем — Брэдли просто спрятал кисть руки в рукаве пиджака.

В культуре

Лукас Кранах Старший. «Уста истины» (1534). Германский национальный музей

Существует множество копий, реплик и отсылок к плите «Уста истины». Сцену, воспроизводящую проверку верности женщины, изобразил на двух своих полотнах немецкий живописец Лукас Кранах Старший. Так, на его картине «Уста истины» (1534) представлена женщина, подозреваемая в супружеской неверности, которая в присутствии толпы людей вынуждена вложить руку в пасть похожего на льва каменного чудовища.

«Уста истины» – копия работы Брайана Морса, установленная в садах Альта Виста

Полноразмерная копия диска находится в ботаническом саду Альта Виста в Калифорнии. На одной из скульптур Жюля Бланшара, находящейся в Люксембургском саду в Париже, была изображена женщина с рукой во рту скульптуры, которая установлена на небольшой колонне. В виде «Уст истины» оформлялись монетные гадальные автоматы. Около 1900 года композитор Генрих Плацбеккер и писательница Адель Остерло создали оперетту с одноимённым названием.

Примечания

  1. Мертц, Ричард, Мертц, Барбара. Рим. Две тысячи лет истории. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 4. — 368 с. — (Золотые страницы мировой истории).

Литература

  • Henze, Anton. Kunstführer Rom. — Stuttgart: Reclam, 1994. — ISBN 3-15-010402-5.

Ссылки