Ускорение (лозунг)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ускоре́ние — лозунг и политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года, на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курсагласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в Советском Союзе, в 19851991 годах.

Как отмечал Н. И. Рыжков, разработка экономической программы «ускорение» была начата уже в 1983 году, как и сам термин «ускорение», родился в связи с рассмотрением в ЦК предложений Госплана СССР о перспективах развития экономики СССР до 2000 года.

Термином «ускорение» обычно принято называть ранний этап горбачёвских реформ (1985—1987), когда принимаемые меры носили сугубо административный характер.

Целью проводимого курса было ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии[1] от ведущих промышленных государств и стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».

Сам термин впервые был использован Ю. В. Андроповым ещё 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС:

Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряжённые задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.Ю. В. Андропов, «Стратегия ускорения»

Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы:

Нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность

заявил Горбачёв

Это первый лозунг из пакета, в который также входили «перестройка», «гласность» и «демократизация».

Реализация и результаты

Развитие советского машиностроения стало одним из приоритетов ускорения, его сверхзадачей. На XXVII съезде КПСС в начале 1986 г. задачей №1 было признано ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Программа ускорения намечала опережающее (в 1,7 раз) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня уже в конце 1990-х гг. На развитие машиностроения партия выделила 200 млрд.рублей, в два раза больше, чем за предыдущие десять лет.

Однако капиталовложения в тяжёлую промышленность, импортные закупки для неё не давали позитивного эффекта и на товарном и продовольственном рынке не сказывались. Более того, этот рынок стал жертвой «ускорения» развития машиностроения, т.к. импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что привело к росту бюджетного дефицита, скрытой инфляции и товарному голоду[2].

В 1987 году был признан фактический провал политики ускорения, и на смену ей пришла экономическая реформа, предполагавшая существенное расширение самостоятельности государственных предприятий и развитие частного сектора. В дальнейшем была разработана программа «500 дней».

Использование лозунга другими политическими деятелями

Примечания

  1. известная формулировка тех времён при оценке отечественной продукции: «по сравнению с лучшими мировыми аналогами…», и постоянные попытки достичь уровня этих «аналогов»
  2. Проблемы инфляции и дефицита в российской экономике Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine // eexperts.ru
  3. Курс на ускорение по-белорусски.. Дата обращения: 27 марта 2008. Архивировано 12 апреля 2012 года.

Литература

Ссылки