Усейнов, Микаэль Алескерович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Микаэль Усейнов
азерб. Mikayıl Useynov
Mikayil Useynov.jpg
Основные сведения
Страна  СССР
Дата рождения 19 апреля 1905(1905-04-19)
Место рождения Баку
Дата смерти 7 октября 1992(1992-10-07) (87 лет)
Место смерти Баку
Работы и достижения
Учёба Азербайджанский политехнический институт
Работа в городах Баку, Гянджа, Душанбе
Награды
Герой Социалистического Труда — 1985
Орден Ленина — 1946 Орден Ленина — 1958 Орден Ленина — 1985
Орден Трудового Красного Знамени — 1939 Орден Трудового Красного Знамени — 1952
Премии
Сталинская премия 2-й степени — 1941 Премия Совета Министров СССР — 1978
Звания
Народный архитектор СССР — 1970 Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР — 1940

Микаэ́ль Алеске́рович (Микаи́л Алеске́р оглы) Усе́йнов (азерб. Mikayıl Ələsgər oğlu Useynov) (19051992) — советский и азербайджанский архитектор, историк архитектуры, педагог.

Академик Академии архитектуры СССР (1957; член-корреспондент 1941). Герой Социалистического Труда (1985). Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) и премии Совета министров СССР (1978). Член Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии.

Биография

Детство и юность

Микаэль Усейнов родился 6 (19) апреля 1905 года в Баку в семье состоятельных родителей. Происходил из первого в Российской империи азербайджанского рода, которому было пожаловано дворянство. Его отец был беком и владел 72 объектами недвижимости, среди которых были казино, гостиницы, жилые дома, фабрики. Также семье Усейновых принадлежало 111 кораблей на Каспийском море, крупнейший из которых именовался «Хан» и в советские годы был переименован в «Сталин»[1].

Родители, в особенности мать, поощряли тягу Микаэля к изобразительному искусству. В детстве он часто болел и много времени проводил, рисуя фантастические здания или создавая из пластилина и кубиков игрушечные домики. Тогда же у него возникла мечта стать архитектором[2]. Ещё учась в средней школе, говорил, что станет архитектором[3]. В 1911 году поступил в Бакинское реальное училище. В 1921 году завершил учёбу в 5-й советской школе II-й ступени. Здесь он познакомился с Садыхом Дадашевым[2]. Позднее поступил в Азербайджанский политехнический институт, в новооткрытый факультет архитектуры[3].

Из-за своего происхождения в период сталинских репрессий в любое время мог быть арестован. Летом 1937 года многие его родственники в количестве 25 человек — братья, сёстры, кузены — были расстреляны. Из взрослых в живых осталось всего четыре человека. От репрессий его спасли большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ[1].

Учась в Азербайджанском политехническом институте, стал автором ряда проектов в обостренно-конструктивистском духе. Часть из них была реализована. У всех его построек были эксплуатируемые крыши, лёгкие перголы, галереи, навесы и козырьки. В студенческие годы увлекался европейской классикой, изучал наследие русского классицизма в архитектуре. Одновременно его интересовал и традиционный азербайджанский стиль[1].

С 1924 года проводил обмеры комплекса сооружений дворца ширваншахов в Баку[1]. В этом ему помогал его школьный друг Садых Дадашев[3]. Результаты этих работ были опубликованы по рекомендации архитектора Алексея Щусева. Одним из его показательных проектов в традиционном стиле (совместно с С. Дадашевым)[3] стал конкурсный проект памятника 1926 года на могиле поэта и мыслителя XII века, классика азербайджанский поэзии Низами Гянджеви в городе Гянджа[1]. За этот проект Усейнов и Дадашев были удостоены награды[3].

Зрелый период

См. также Постройки Микаэля Усейнова

Кинотеатр «Низами» в Баку (совместно с С. А. Дадашевым), 1934 год

В 1929 году с отличием окончил Азербайджанский политехнический институт. Первый период творчества молодого архитектора совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Однако, его новаторская линия была далека от теоретических догм конструктивизма. Это было нечто новое, художнический поиск стилистики. Идеологи конструктивизма в своё время пытались бороться с этим, но безуспешно. В этот период, приняв во внимание социальные аспекты архитектуры, разработал коммунальные дома, среди которых можно назвать жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.[1]

Портал Павильона № 14 «Азербайджан» на ВДНХ в Москве.
(Совместно с С. А. Дадашевым), 1939 год.

Значительной его работой в эти годы считается фабрика-кухня в поселке Баилово (1930, ныне родильный дом, известный в советский период как родильный дом имени Н. К. Крупской). Это трёхэтажное здание является классическим примером конструктивизма, что особо заметно в плоскаой крыше-террасе с панорамным видом на море. В этот же период по его проекту(совместно с С. А. Дадашевым) были построены ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома напротив. По словам архитектора Лейлы Мирза, эти симметрично расположенные здания образуют «как бы пропилеи, акцентирующие начало улицы 28 Мая»[1].

До 1946 года архитектор работал в творческом и научном содружестве с С. А. Дадашевым. В 1944 году он совместно с ним создал архитектурную часть памятника Низами Гянджеви перед зданием музея в Баку, и памятника Низами в Кировабаде[4].

В зрелый период творчества он понимает роль и место национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Восточные формы и мотивы, а также национальная азербайджанская архитектура применены им в здании музыкального училища в Баку (ныне — Бакинская музыкальная академия), павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве (за этот проект Усейнов и Дадашев были награждены Сталинской премией), станции метро «Низами» и музея имени Низами в Баку. Архитектор утверждал: «национальная архитектура — это в первую очередь национальная форма, традиция». Полным же переходом на позиции освоения наследия прошлого стало здание общежития Медицинского института 1934 года[1].

Однако, малейшее обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, в те годы сталкивалось с сильной критикой не только в 1934 году, но и позднее. Однако, он продолжал творить в духе национальной традиции. Так, в конкурсном проекте Дома Советов Азербайджанской ССР в Баку 1934 года наглядно сочетаются композиционные приёмы классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры. В 1940-е годы его критиковали за формализм, в 1960-е за излишние украшения, а в 1970-х снова за приверженность к национальной архитектуре[1].

Памятник Самеду Вургуну в Баку.jpg
Гостиница Апшерон 2008.jpg
Работы 1960-х годов: памятник Самеду Вургуну в Баку и старое здание гостиницы «Апшерон»

4 ноября 1955 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР издало постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В постановлении отмечалось, что многие жилые дома и здания в Баку по проектам архитектора Усейнова построены «с большими излишествами», что Усейнов некритически переносил в архитектуру современных зданий «формы средневековой восточной архитектуры». В частности указывалось, что фасады жилых дома треста «Бузовнынефть», объединения «Азнефть» и Академии наук Азербайджанской ССР «перенасыщены сложными аркерами, лоджиями и башенными надстройками»[5].

Первые члены Президиума АН АзССР, 1945 г. Нижний ряд (слева направо, сидят): поэт С. Вургун, учёный-гидравлик И. Г. Есьман, У. Гаджибеков, А. А. Ализаде, президент Академии М. Миркасимов, И. И. Широкогоров, А. А. Гроссгейм, М. А. Топчибашев (учёный, хирург). Стоят: Ю. Мамедалиев, М. А. Ибрагимов, Ш. А. Азизбеков, Г. Н. Гусейнов, Мир-Али Кашкай, С. А. Дадашев, М. А. Усейнов[6]

Сам архитектор на критику и замечания не обращал внимания и продолжал проектировать. Последним его творением до критики стало здание библиотеки имени М. Ф. Ахундова (1960). В результате критики со здания Академии наук были убраны башни, карнизы, декоративные элементы[3]. После очередной же критики он 7 лет не проектировал здания, а создавал только памятники. Среди его работ в этой области можно отметить памятники Самеду Вургуну, Рудаки, Карлу Марксу и др. Позднее же он стал проектировать здания гостиниц: в 1963 году — «Азербайджан», в 1965 году — «Апшерон», в 1967 году — «Москва» и др.[3].

По его проектам в Баку были построены некоторые станции метрополитена («Нариман Нариманов» (1967), «Низами Гянджеви» (1976), «Элмляр Академиясы» (1985).

Был одним из первых двенадцати академиков Академии наук Азербайджана[1]. Был депутатом Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов (1954—1962).

В 1985 году был избран почётным членом Королевского азиатского общества Англии и Ирландии[3]. Был директором Института архитектуры и искусства (профессор), а также руководителем Союза архитекторов Азербайджана[1]. В 1992 году стал почётным членом Международной академии архитекторов[3].

Из около 250 его проектов более 200 было реализовано[3][1]. Усейнову также принадлежат труды по вопросам архитектуры и градостроительства.

Микаэль Усейнов скончался 7 октября 1992 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения[1].

Личная жизнь

Микаэль Усейнов ещё со времён репрессий 1930-х годов боялся, что и его постигнет та же участь. Он так и не женился, опасаясь того, что жена может потерять его в результате очередной репрессии. На вопрос своей племянницы Саиды Усейновой, почему дядя не женился, отвечал: «Я не был столь смелым как ваш папа»[1].

Сестра Лейла была замужем за его другом, школьным товарищем и коллегой Садыхом Дадашевым, рано, ещё в 1946 году, скончавшимся[3].

Ему хотелось, чтобы племянница также стала архитектором — однако Саида Усейнова стала доцентом физико-математических наук, хотя и увлекалась архитектурой. Так, при ремонте своей квартиры она вместе с дядей работала над дизайном гостиной комнаты. Это было одной из последних работ Микаэля Усейнова[1].

Известные адреса

Баку, проспект Нефтяников, 67 (Жилой дом учёных)

Награды


Галерея работ
Nizami Museum of Azerbaijan Literature, Baku, 2015.jpg Здание Академии наук Азербайджана.jpg Азербайджанская национальная библиотека.jpg Здание Бакинской музыкальной академии.jpg
Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку
(совместно с С. А. Дадашевым)
Здание Национальной академии наук Азербайджана в Баку с вновь воссозданными декоративными элементами Азербайджанская национальная библиотека имени М. Ф. Ахундова в Баку Здание Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова
(совместно с С. А. Дадашевым)
Neftçilər pros. 001.JPG Станция метро «Низами Гянджеви».jpg Станция метро «Элмляр Академиясы».jpg Освобождённая женщина.jpg
Жилой дом учёных в Баку
(совместно с С. А. Дадашевым)
Станция метро «Низами Гянджеви» в Баку Станция метро «Элмляр Академиясы» в Баку Памятник «Освобождённая азербайджанка» в Баку
(скульптор Ф. Абдурахманов, арх. М. Усейнов)[8]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Мирза Л. Новое дыхание национальной архитектуры, или О наследии мэтра Микаэля Усейнова // 1news.az. — 2013. — 19 января. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Мамед-заде, 1989, с. 14.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Əliyeva İ. Uzun ömrün naxışları (азерб.) // Azərbaycan : газета. — 2011. — 24 iyul. — S. 5. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. Дадашев, Садых Алекпер-оглы // Большая советская энциклопедия. — 1952. — Т. XIII. — С. 297.
  5. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР Об устранении излишеств в проектировании и строительстве // Правда : газета. — 1955. — 10 ноября (№ 314). Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Harsh Realities of Student Life by Uzeyir Hajibeyov Архивная копия от 17 августа 2018 на Wayback Machine (пропущен М.-А. Кашкай)
  7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1939 г. «О награждении организаторов, строителей и оформителей Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки».
  8. Эфендизаде Р. Архитектор Шафига Зейналова // Архитектура СССР. — 1979. — № 3. — С. 4.

Ссылки

Литература

  • Мамед-заде К. М. Народный архитектор СССР Микаэль Усейнов. — Б.: Элм, 1989. — 400 с.