Уральская резьба по камню

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Скульптура «Данилушка» (В. Коноваленко)

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург[1][2], Нижний Тагил[3], Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур[4], Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

Малахитовые шкатулки, 19 век, Екатеринбург

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX—XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.

Каменное ягодное пресс-папье, до 1860 года, музей им. Ферсмана, Мурзинка

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева[5].

Активное возрождение искусства резьбы по камню началось на Урале во второй половине 80-х годов XX в. В Екатеринбурге сложилось целое поколение талантливых мастеров, профессионально работавших с твердым цветным камнем – Анатолий Жуков[6], Дмитрий Емельяненко[7], Александр Леверов[8]. В конце 90-х годов возникли крупные мастерские, имеющие собственную производственную базу – «Уральская камнерезная мастерская им. Ильи Боровикова»[9], «Екатеринбургская камнерезная мастерская Алексея Антонова»[10]. После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Игоря Сергеева, Дмитрия Емельяненко — «Яхонт и Ко».[11]

К середине 2000-х годов на Урале полностью сформировалась камнерезная школа, имеющая свои особенности и приоритеты. Наряду с уральской школой особого развития достигла и Петербургская школа камнерезного искусства.[12].

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине — тёмный агат, белой смородине — горный хрусталь, княженике — малиновый шерл (турмалин), малине — селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике — сургучная яшма, крыжовнику — сердолик, морошке — янтарь или обожжённый красный коралл, винограду — аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Галерея

Примечания

  1. Мастер камнерезного искусства Д. А. Богомазов. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 14 апреля 2021 года.
  2. Мастер камнерезного дела А. К. Денисов-Уральский. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
  3. Мастерская В. М. Васильева. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
  4. Статьи / КУНГУРСКИЙ КАМНЕРЕЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ :: Энциклопедия «Пермский край». Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  5. Мастер камнерезного искусства В. М. Васильев. Дата обращения: 11 апреля 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
  6. Мастер камнерезного искусства А. И. Жуков. Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 17 июля 2019 года.
  7. Мастер камнерезного искусства Д.Н.Емельяненко
  8. Мастер камнерезного искусства А.М.Леверов
  9. «Уральская камнерезная мастерская им. Ильи Боровикова»
  10. «Екатеринбургская камнерезная мастерская Алексея Антонова»
  11. В. Скурлов. «Художники-камнерезы Урала и Сибири XX—XXI веков». Дата обращения: 28 июня 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
  12. Арцинович М. Петербургский стиль в камнерезном искусстве. СПб.: Артиндекс, 2013. ISBN: 978-5-90373-326-2. Дата обращения: 19 июля 2018. Архивировано 19 июля 2018 года.

Ссылки