Уложение 1706 года

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Модель 90-пушечного корабля по уложению 1706 года

Уложение 1706 года — первый нормативный документ, стандартизировавший основные размерения кораблей, строившихся для Королевского флота. Специально исключал корабли 1 ранга и малые корабли (ниже 40-пушечных). До него существовали два набора размеров, но они создавались только для отдельных кораблестроительных программ и действовали ограниченное время. В отличие от них Уложение 1706 года должно было стать постоянным.[1]

Происхождение

После стандартизации типов кораблей, закреплённой в системе рангов, у Адмиралтейства естественно возникла идея стандартизировать также их конструкции. При общем росте флота это обещало упрощение постройки и ремонта, и соответственно, экономию.

Первые стандартные размеры кораблей были выработаны для программы «Тридцать кораблей» 1677 года, и если эти размеры не использовались до 1695 года, то только из-за успеха конструкций 1677 года и следовательно, отсутствия необходимости их менять. Затем были установлены размеры для программы «Двадцать семь кораблей» 1691 года, предусматривавшей семнадцать 80-пушечных и десять 60-пушечных двухдечных линейных кораблей, хотя от них отказались прежде, чем программа завершилась. Последние четыре 80-пушечных корабля уже строились трёхдечными.[1]

Истоки создания формализованного Уложения можно проследить к февралю 1705 года, когда принц Георг Датский, тогдашний Верховный лорд-адмирал, приказал Военно-морскому комитету определить набор размерений для кораблей второго ранга. Хотя корабли 2 ранга, по всей видимости, были в центре Уложения, комитету было приказано также рассмотреть размерения кораблей третьего (80 и 70 пушек), четвёртого (60 и 50 пушек) и пятого ранга (40 и 30 пушек). Корабли первого ранга не включались из-за малого их числа и большой мощи, и строились по индивидуальным проектам, а более мелкие корабли были достаточно дешевы, чтобы позволить эксперименты. В качестве основы для своих размерений Военно-морской комитет использовал существующие корабли, считавшиеся лучшими в своём классе.[1]

Выполнение

Военно-морской комитет выпустил размерения для 40-, 50-, 60-, 70-, 80- и 90-пушечных (для 30-пушечных кораблей этого решили не делать). Вместе с изменениями, внесёнными в последний момент адмиралом Джорджем Черчиллем, размерения были разосланы верфям, с приказом строго их соблюдать и применять для перестраиваемых, равно как и для новых кораблей.

С выполнением Уложения — первого из многих — началась пресловутая эра консерватизма в администрации флота. Хотя до следующего века не было никаких значительных технологических изменений, корабельная архитектура 1706 года постепенно устаревала.[1] Поэтому в 1719 году появилось новое уложение, заменившее документ 1706 года.

Отдельные типы кораблей

90-пушечные второго ранга

Основные характеристики для 90-пушечных 2 ранга[1]
Водоизмещение 1551 т (прибл.)
Длина по гондеку 162 фута (49,4 м)
Длина по килю 132 фут (40,2 м)
Ширина 47 фут (14,3 м)
Глубина интрюма 18 футов 6 дюймов (5,6 м)
Экипаж 680 человек
Общее число орудий 96 [2]
Орудий на гондеке 26 полу-пушек (32-фн)
Орудий на мидельдеке 26 кулеврин (18-фн)
Орудий на опердеке 26 полу-кулеврин (9-фн)
Орудий на шканцах 12 × 6-фн
Орудий на баке

4 × 6-фн

  • Кормовая галерея: 2 × 6-фн
  • Семь существующих кораблей второго ранга были перестроены по Уложению 1706 года, в том числе три заказанных в 1704-1705 годах. Эти первые три были Marlborough, 1706 (перестроен из старого Saint Michael ), Blenheim, 1709 (перестроен из старой Duchess ) и Vanguard, спущенный в 1710 году. Остальные четыре корабля: Neptune 1710 года, Ossory 1711 года, Sandwich 1715 года и Barfleur 1716 года.

    Эти корабли изначально были 96-пушечными, по Уложению о пушках (1703). Они были перевооружены в 90-пушечные по Уложению о пушках 1716 года, с тяжелыми 32-фн и 9-фн на гондеке и опердеке (18-фн на мидльдеке остались неизменны), но с надстроек были удалены по одной паре 6-фн, что дало:

    • Шканцы — 10 х 6-фн
    • Бак — 2 х 6-фн
    • Кормовая галерея — нет

    80-пушечные третьего ранга

    Уложение 1706 года
    Основные характеристики для 80-пушечных 3 ранга [1]
    Водоизмещение 1283 29/ 94 т (прибл.)
    Длина по гондеку 156 футов 0 дюймов (47,5 м)
    Длина по килю 127 фут 6 дюйм (38,9 м)
    Ширина 43 фут 6 дюйм (13,3 м)
    Глубина интрюма 17 фут 8 дюйм (5,4 м)
    Экипаж 520 человек (360 в мирное время)
    Общее число орудий 80[2]
    Орудий на гондеке 26 × 24-фн пушек
    Орудий на мидельдеке 26 × 12 фн
    Орудий на опердеке 22 × 6-фн
    Орудий на шканцах 6 × 6-фн

    Восемь из старого типа двухдечных 80-пушечных кораблей по Уложению 1706 года были перестроены в трёхдечные — Boyne и Humber спущены на воду в 1708 году, Russell в 1709 году, Dorsetshire в 1712 году, Newark и Shrewsbury в 1713 году, Cambridge в 1715 году и Torbay в 1719 году. Кроме того, два новых были построены по этой спецификации в качестве замены кораблей, потерянных в 1707 году — Devonshire и Cumberland, спущенные на воду в 1710 году.

    Корабли были исходно вооружены 80 пушками, согласно Уложению о пушках 1703 года, как показано в таблице. Уложение о пушках 1716 года заменило 24-фн пушки на гондеке на равное число 32-фунтовых. По нему также добавили одну пару 6-фн на опердек, с удалением одной пары 6-фн со шканцев.

    70-пушечные третьего ранга

    Основные характеристики для 70-пушечных 3 ранга[1]
    Водоизмещение 1069 т (прибл.)
    Длина по гондеку 150 футов 0 дюймов (45,7 м)
    Длина по килю 122 фут 0 дюйм (37,2 м)
    Ширина 41 фут 0 дюйм (12,5 м)
    Глубина интрюма 17 фут 4 дюйм (5,3 м)
    Экипаж 440 человек (255 в мирное время)
    Общее число орудий 70[2]
    Орудий на гондеке 24 × 24-фн пушек
    Орудий на опердеке 26 × 9-фн
    Орудий на шканцах 12 × 6-фн
    Орудий на баке

    4 × 6-фн

  • Кормовая галерея: 4 × 3-фн
  • После потери четырёх 70-пушечных в течение одной ночи во время Великого шторма 27 ноября 1703 года, всего лишь три недели спустя Королевским верфям были заказаны четыре замены — Northumberland, Resolution и Stirling Castle были спущены на воду в 1705 году и Nassau в 1707 году. Ещё четыре были заказаны в 1705−1706, опять же на верфях — Elizabeth и Restoration спущены на воду в 1706 году, а другой Resolution и Captain были заложены в 1708 году. Впоследствии ещё два корабля новой постройки (Grafton и Hampton Court) были спущены на воду в 1709, а три перестроены из существующих кораблей 3 ранга (Edgar и Yarmouth в 1709 году, а Orford в 1713) по контракту, и ещё пять были перестроены на Королевских верфях — Royal Oak, Expedition, Suffolk, Monmouth и Revenge.

    Корабли исходно вооружались 70 пушками, согласно Уложению о пушках 1703, как показано в таблице. По Уложению о пушках 1716, на гондеке добавилась тринадцатая пара 24-фн, в то время как полу-кулеврины (9-фн) на опердеке были заменены на 12-фн. Дополнительная пара 6-фн была добавлена на шканцы, в то время как 3-фн с удалены с галереи, чтобы сохранить общее число пушек 70.

    60-пушечные четвёртого ранга

    Основные характеристики для 60-пушечных 4 ранга[1]
    Водоизмещение 914 2/94 т (прибл.)
    Длина по гондеку 144 фута (43,9 м)
    Длина по килю 119 фут (36,3 м)
    Ширина 38 фут (11,6 м)
    Глубина интрюма 15 футов 8 дюймов (4,8 м)
    Экипаж 365 человек (240 в мирное время)
    Общее число орудий 64[2]
    Орудий на гондеке 24 × 18-фн пушек
    Орудий на опердеке 26 × 9-фн
    Орудий на шканцах 10 × 6-фн
    Орудий на баке 4 × 6-фн

    Четыре 60-пушечных корабля были новой постройки — Plymouth заложен в 1708 году, Lion и Gloucester в 1709 году, а Rippon в 1712 году — в то время как четыре существующих 60-пушечных корабля перестраивались по той же спецификации начиная с 1714 года — Montagu, Medway, Kingston и Nottingham.

    По Уложение о пушках 1703, корабли были вооружены 64 пушками, как показано в таблице. По Уложению о пушках 1716 заменили 18-фн на гондеке на 24-фн, а также понизили корабли до 60 пушек, удалив одну пару 6-фн со шканцев и ещё одну пару с бака, что привело к следующему составу вооружения:

      • Гондек: 24 × 24-фн
      • Опердек: 26 × 9-фн
      • Шканцы: 8 × 6-фн
      • Бак: 2 × 6-фн

    50-пушечный четвёртого ранга

    Основные характеристики для 50-пушечных 4 ранга[1]
    Водоизмещение 703 68/94 т (прибл.)
    Длина по гондеку 130 футов (39,6 м)
    Длина по килю 108 фут (32,9 м)
    Ширина 35 фут (10,7 м)
    Глубина интрюма 14 фут (4,3 м)
    Экипаж 280 человек (185 в мирное время)
    Орудий на гондеке 22 × 12-фн пушки
    Орудий на опердеке 22 × 6-фн
    Орудий на шканцах 8 × 6-фн
    Орудий на баке 2 × 6-фн

    По Уложению 1706 года были построены одиннадцать новых 50-пушечных кораблей (все в качестве замены кораблей четвёртого ранга, потерянных в годы войны, с 1703 года) -Salisbury спущен на воду в 1707 году, Falmouth, Ruby, Chester и Romney в 1708 году, Pembroke в 1710 году, Bristol, Gloucester и Ormonde в 1711 году, Advice в 1712 году и Strafford в 1715 году. Другие, существующие восемь кораблей были перестроены по той же спецификации — Dragon в 1707 году, Warwick и Bonaventure в 1711 году, Assistance в 1713 году, Worcester в 1714 году, Rochester, Panther и Dartmouth в 1716 году.

    Эти корабли были исходно 54-пушечными по Уложение о пушках 1703 (см. таблицу). По Уложению о пушках 1716, они были переклассифицированы в 50-пушечные со следующим вооружением:

      • Гондек: 22 × 18-фн
      • Опердек: 22 × 9-фн
      • Шканцы: 4 × 6-фн
      • Бак: 2 × 6-фн

    40-пушечные пятого ранга

    Основные характеристики для 40-пушечных 5 ранга[3]
    Водоизмещение 531 6/94 т (прибл.)
    Длина по гондеку 118 футов (36,0 м)
    Длина по килю 97 фут 6 дюймов (29,7 м)
    Ширина 32 фут (9,8 м)
    Глубина интрюма 13 фут 6 дюйм (4,1 м)
    Экипаж 190 человек (130 в мирное время)
    Общее число орудий 42[2]
    Орудий на гондеке 18 × 9-фн пушек
    Орудий на опердеке 20 × 6-фн
    Орудий на шканцах 4 × 6-фн

    Пятнадцать 42-пушечных кораблей были новой постройки с размерами по Уложению 1706 года — Ludlow Castle, Gosport, Portsmouth и Hastings спущены на воду в 1707 году, Pearl, Mary Galley, Sapphire и Southsea Castle в 1708 году, Enterprise, Adventure и Fowey в 1709 году, Charles Galley В 1710 году, Launceston в 1711 году, Faversham в 1712 году и Lynn в 1715 году. Два аналогичных корабля были построены инициативно подрядчиком Уильямом Джонсоном в Блэкуолле и закуплены Военно-морским комитетом — Looe в 1707 году и Diamond в 1708 году. Ещё один 40-пушечный корабль, построенный номинально по той же спецификации — Royal Anne Galley 1709 года — оказался длиннее и уже, чем остальные.

    Корабли были исходно вооружены согласно Уложению о пушках 1703 (см. таблицу). По Уложению о пушках 1716, они стали 40-пушечными, со следующим вооружением:

      • Гондек: 20 × 12-фн
      • Опердек: 20 × 6-фн
      • Шканцы: нет
      • Бак: нет

    30-пушечные пятого ранга

    Хотя Уложение 1706 года никаких официальных рекомендаций для 30-пушечных кораблей не сделало, де-факто был принят набор размерений, которые использовались для постройки двух новых 32-пушечных кораблей пятого ранга (Sweepstakes в 1708 году и Scarborough в 1711), а Bedford Galley была перестроена в 1709 году в несколько меньших размерах:

    • Водоизмещение: 416 17/94 тонн (прибл.)
    • Длина: 108 футов (по гондеку)
      90 футов (по килю)
    • Ширина: 29 фут 6 дюйм
    • Глубина интрюма: 12 фут
    • Экипаж: 145 человек (110 в мирное время)
    • Вооружение: 32 пушки[2]
      • Гондек: 4 × 9-фн
      • Опердек: 22 × 6-фн
      • Шканцы: 6 × 4-фн
      • Бак: нет

    Уложение о пушках 1716 года понизило их вооружение до 30 пушек:

      • Гондек: 8 × 9 фунтов
      • Опердек: 20 × 6-фн
      • Шканцы: 2 × 4-фн
      • Бак: нет

    Примечания

    1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 B. Lavery. The Ship of the Line — Volume 1. — P. 68-69, 167-168.
    2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 По Уложению о пушках 1703 года
    3. Fincham, John. Naval Architecture (неопр.). — Harvard University, 1851. — С. 72.

    Литература

    • Lavery, B. The Ship of the Line. The development of the battlefleet 1650-1850. — Conway Maritime Press, 2003. — Vol. I. — ISBN 0-85177-252-8.
    • Winfield, Rif. British Warships in the Age of Sail. — Chatam-St.Paul: Seaforth Publishing, 2009. — Vol. I / 1603—1714: Design, Construction, Careers and Fates. — 384 с. — ISBN 978-1-84832-040-6.