Улица Зодчего Росси

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Улица Зодчего Росси
Улица Зодчего Росси (современный вид)Улица Зодчего Росси (современный вид)
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Центральный
Протяжённость 220 м
Ширина 22 м
Метро Spb metro line3.svg Гостиный двор
Прежние названия Театральная
59°55′49″ с. ш. 30°20′08″ в. д.HGЯO

Улица Зо́дчего Ро́сси (до 1923 года — Театральная улица) — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга, названная в честь архитектора Карла Росси. Ведёт от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы — по одному зданию. Строгость архитектурных форм фасадов подчёркивают величественность и пышность здания театра. Улица уникальна своим точным следованием античным канонам — её ширина равна высоте её образующих зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

История

Улица Зодчего Росси на старой открытке

В середине XVIII века территорию занимали дворовые постройки и сады Воронцовского дворца и Аничкова дворца. В конце XVIII века часть территории продана под застройку частным лицам. Проектные работы по реконструкции района были начаты в 1816 году Комитетом для строений и гидравлических работ. В 1827 году специальная комиссия при Кабинете его императорского величества произвела оценку участков.

В 1816 году Александр I поручили председателю Комитета строений и гидравлических работ А. Бетанкуру реконструировать усадьбу Аничкова дворца [1]. К проектированию привлекли архитекторов А. К. Модюи и К. И. Росси, состоявших на службе в Комитете строений. Оба зодчих представили свои варианты реконструкции усадьбы Аничкова дворца вместе с полной перепланировкой всей окружающей территории от Аничкова дворца до Садовой улицы. Александр I утвердил проект реконструкции представленный А. Модюи.

Как писал в своих воспоминаниях Ф. Вигель[2]:

Он [Модюи] нашел, однако же, средство быть действительно полезным: этим же летом принялся он за составление проектов для нового устройства внутренних населеннейших частей города. В них было еще много пустырей, обширных кварталов, одними садами и огородами занятых; через них стал он проводить линии и этим способом умножать сообщения и сближать расстояния. Все его планы были одобрены; но, увы, не ему было поручено их исполнение. Например, по его указаниям, по его рисункам, на месте грязного двора перед Аничковым дворцом устроена большая площадь со сквером, с Александрийским театром и с высокими вокруг него зданиями и пробита улица вплоть до Чернышева моста. По его же проекту с Невского проспекта от городской башни открыта новая Михайловская улица, ведущая к новой площади, в глубине коей должен был возвыситься Михайловский дворец и которой однообразные большие строения должны были служить рамой. Все это начато и окончено без него и даже после него.Вигель Ф. Ф., «Воспоминанія Филиппа Филипповича Вигеля», университетское изданіе Каткова и Ко в 7и частяхъ , Москва, 1864 годъ

Реализация предложенного Модюи плана реконструкции была предложена К. Росси. Современный ансамбль улицы Зодчего Росси формировался по проекту К. Росси в 1828—1834 годах (за что и получила своё современное название в 1923 году).

В доме № 1/3 первоначально предполагалось разместить военно-учебные заведения. Однако в итоге там разместились Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел.

На противоположной стороне улицы располагается дом № 2, который изначально был построен как доходный Департамента уделов Министерства императорского двора. В своё время на первом этаже здесь располагались лавки купцов Дейтера, Колпакова, Низовского, фарфоровых, стеклянных и бумажной фабрик. Во втором и третьем этажах устроили гостиницу и жилые помещения[3]. Ввиду протестов купцов Гостиного двора, обратившихся к Николаю I с петицией о защите их от конкуренции, в 1836 году поступил высочайший приказ о передаче здания Дирекции императорских театров. После изменения фасада (аркады были заложены, арки превращены в оконные ниши) и интерьеров, произведённой по проекту архитектора А. К. Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), которое закончили многие выдающиеся мастера театра и балета. Благодаря этому дом № 2 стал одним из центров театральной жизни Петербурга. Долгое время вплоть до 1917 года в части здания, примыкающей к площади Островского располагалась Дирекция Императорских театров, помещения которой в 1918 году занял Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства, действующий поныне. Кроме него сегодня в этой части здания находится Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное в мире собрание материалов по истории театрального искусства. В средней части корпуса расположилась Музыкальная библиотека Мариинского театра, основанная в начале XIX века. В части дома, примыкающей к площади Ломоносова, в 1998 году восстановлен православный храм во имя Святой Троицы. Храм был основан в 1806 году и являлся домовой церковью театрального училища и Дирекции театров. Храм действует, вход в него возможен через помещения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Во дворах находятся здания, построенные и другими архитекторами. Так в 1890—1891 годы во дворе дома номер 2 по проекту архитектора А. Р. Гешвенда был построен склад декораций балетной труппы Дирекции императорских театров.

В доме № 2 (кв. 71) в 1935 году и в доме № 3 (кв. 77) в 1936—1941 гг. жил Н. К. Симонов.

В 1999 году городским Комитетом по градостроительству и архитектуре был проведён конкурс проектов на благоустройство улицы Зодчего Росси и площади Островского. В результате работ по благоустройству этой части города по проекту «Архитектурной мастерской — ТРИ» тротуары улицы были вымощены плитами серого и красного гранита, которые составлены в крупные карты. Въезды в подворотни улицы осуществляются по специальным наклонным пандусам, которые выполнены из каменных блоков[4].

В конце 2007 года стало известно, что на здании Академии им. Вагановой могут появиться мансарды[5]. Хотя любые строительные работы, кроме реставрационно-восстановительных, на памятниках архитектуры законодательно запрещены, городские власти утверждают, что мансарды законны и не изменят конфигурацию кровли и общий облик здания[6].

В 2007 году Правительство города запланировало освободить улицу от арендаторов. В том же году здание на улице Зодчего Росси покинуло трамвайно-троллейбусное управление[7]. В настоящее время в доме № 1—3 располагаются Комитет по градостроительству и архитектуры Правительства Санкт-Петербурга, а также Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Примечания

  1. Д. И. Кузнецов. Августин Бетанкур и знаменитый русский архитектор Карл Росси // Известия Петербургского университета путей сообщения: : журнал. — СПб:: Изд-во Петербургского университета путей сообщения (ПГУПС), 2008. — Вып. специальный выпуск. — С. 156-161. — ISBN ISSN 1815-588X. Архивировано 24 января 2022 года.
  2. Вигель Ф. Ф. Записки /Ред. и вст. статья С. Я. Штрайха.— М.: Круг, 1928. — Т. 1. — 378 с.. — Т. 2. — 356 с.
  3. 1 июля 1832 года газета «Северная пчела» опубликовала объявления о сдаче здесь лавок и квартир в наём.
  4. Конкурсный проект на благоустройство ансамбля улицы Зодчего Росси и площадей Островского и Ломоносова (недоступная ссылка). Архитектурной мастерской — ТРИ. Архивировано 17 января 2005 года.
  5. На Вагановке могут появиться мансарды. Фонтанка.ру (19 декабря 2007). Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  6. Смольный утверждает, что строительство мансарды на Вагановском училище законно. Бюллетень недвижимости (22 сентября 2010). Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  7. "Горэлектротранс" выселяют с улицы Зодчего Росси. Фонтанка.ру (14 августа 2007). Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.

Литература

  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. — М.Л., 1951. — 152 с. — (Мастера русской архитектуры).
  • Тарановская М. З. Здание Академического театра драмы имени А. С. Пушкина в Ленинграде (К 250-летию Ленинграда). — Л., 1956.
  • Тарановская М. З. Ансамбли зодчего Росси (к 200-летию со дня рождения великого градостроителя) // Строительство и архитектура Ленинграда. — Л., 1975. — № 3.
  • Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — 224 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 136—137. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 91. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • ул.Зодчего Росси // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 49. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Фомкин А. В. Два века «театральной» церкви. — СПб.: АРБ имени Вагановой, 2003.

Ссылки