Улан-Батор

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Столица
Улан-Батор
монг. Улаанбаатар?, ᠤᠯᠠᠭᠠᠨᠪᠠᠭᠠᠲᠤᠷ?
Chingisiin Talbai 2014-7-11.jpg
Флаг Герб
Флаг Герб
47°55′ с. ш. 106°55′ в. д.HGЯO
Страна  Монголия
Мэр Сайнбуянгийн Амарсайхан[1]
История и география
Основан 1639
Прежние названия до 1706Урга́ (монг. Өргөө)
до 1911Их-хуре́ (монг. Их хүрээ)
до 1924Ни́йслел-хуре́ (монг. Нийслэл хүрээ)
Площадь 4704,4 км²
Высота центра 1350 м
Тип климата горный с чертами резко континентального
Часовой пояс UTC+8:00
Население
Население 1 405 000[2] человек (2017)
Плотность 297,8 чел./км²
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +976 (0)11
Почтовый индекс 210 xxx
Автомобильный код УА_, УБ_, УН_
Прочее
Белая да́кини Азии
(монг. Азийн цагаан дагина)[3]

ulaanbaatar.mn
 (монг.) (англ.)
Улан-Батор на карте
Улан-Батор
Улан-Батор

Ула́н-Ба́тор (монг. Улаанбаатар[4] [ʊɮɑːŋ.bɑːtʰɑ̆r] Ulaghanbaghatur.svg Ulaganbagator «красный богатырь») — столица Монголии и крупнейший по численности населения город страны — 1 405 000 человек (ноябрь 2017 года[2]), выделенный в самостоятельную административную единицу.

Город расположен в долине реки Туул, на высоте 1300—1350 м над уровнем моря. Площадь города — 4704,4 км²[5]. Граничит с аймаком Туве (Центральный).

Улан-Батор — политический, коммерческий, культурный и научный центр Монголии[6][7], а также важный финансовый центр Центральной Азии[8]. Он является крупным транспортным узлом[9]. Город обслуживается международным аэропортом Чингисхан и двумя аэродромами. Железнодорожный вокзал Улан-Батора является центром регионального и международного железнодорожного сообщения[10].

Туристов привлекают исторический центр Улан-Батора[11][12] и священная гора Богд-Хан-Уул в черте города, внесённая в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО[13].

Площадь Чингисхана

Этимология

Город был заложен в 1639 году и получил название «Урга». Слово «Урга» — русский вариант монгольского Өргөө, означающего «дворец, ставка знатного человека». Сами же монголы называли город Их Хурээ (Хүрээ) — «большой монастырь». Это название появилось в 1778 году, когда главный монастырь окончательно разместился на нынешнем месте, на берегу Толы[14].

В 1911 году, когда Монголия стала независимым государством, Их Хурээ получил статус столицы, поэтому появилось новое название — Нийслэл Хурээ (Хүрээ) — «столичный монастырь».

На заседании 1-го Великого Народного Хуралдана в 1924 г. большинство делегатов высказалось за переименование столицы Монголии в Батор-хото («Город Богатыря», или «Город Героя», неявно подразумевающее фигуру Чингисхана). Тем не менее, по настоянию представителя Коминтерна, советского политического деятеля Т. Р. Рыскулова, ранее не имевшего отношения к Монголии, городу присвоили название Улан-Батор-хото («Город Красного Героя»)[15]. После голосования он выступил с речью:

Чингисхан был народным героем, но он был завоевателем. Теперешняя Народная Монголия не имеет завоевательных целей, она хочет освободиться и развиваться самостоятельно, по революционному пути. Поэтому название Улан-Батор-Хото будет революционным названием, и оно будет понятно всем. Приставка «Улан» (красный) придаёт этому названию революционный характер, будет означать революционную твёрдость монгольского народа в деле защиты своей независимости.

Это предложение было принято единогласно[16].

Кириллическая русская форма названия города сложилась на 20 лет раньше, чем в монгольском языке была принята кириллица, и это привело к тому, что русская форма (по звучанию близкая оригинальному произношению) вошла в ряд иностранных языков. В настоящее время в самой Монголии наблюдается склонность использовать в текстах на русском языке современную монгольскую кириллическую форму названия столицы: Улаанбаатар.

История

Северная Юань: основание города

Город был основан в 1639 году как буддистский монастырь в государстве Монголия, где правила династия Юань, и назывался Өргөө [ɵrgoː] (с монг. — «дворец, ставка»); отсюда произошло название «Урга», применявшееся в русской и европейской литературе до 1924 года)[17]. В 1696 году в районе современного Улан-Батора произошла ключевая битва первой ойратско-маньчжурской войны, получившая название «Битва на Тэрэлже», в которой в десять раз превосходящая[18] цинская армия разгромила монголов. Битва предрешила итог первой ойратско-маньчжурской войны, и Урга была взята под контроль империи Цин[19][20].

Внешняя Монголия в составе империи Цин

Со 2-й половины XVII в. был кочующей (с 1778 года — оседлой) резиденцией Богдо-гэгэна (главы буддистской церкви Монголии). Некоторые исследователи полагают, что Урга была лишь религиозным центром Монголии[21], однако со временем бывшая кочевая ставка превратилась в главный политический и культурно-религиозный центр страны[17].

С 1706 года город назывался Их хүрээ (монг. «Великий монастырь»). Начиная с 1778 года он стал резиденцией не только Богдо-гэгэна, но и двух цинских амбаней, после чего стал считаться административным центром Внешней Монголии[22]. В скором времени в нескольких километрах к востоку от города вырос китайский торговый квартал — Маймачен (трад. 買賣城, упр. 买卖). В Урге при многочисленных монастырях и храмах проживало около 10 тыс. лам и монахов[17]. В 1835 году в городе был основан крупнейший по сей день буддийский монастырь — Гандантэгченлин[23].

К началу XX века монгольское население Урги достигало лишь 25 тыс. чел.[24]

Монголия в период правления Богдо-хана (1911—1924)

С 1912 года, после провозглашения независимости Монголии, город назывался Нийслэл хүрээ (монг. «Столичный монастырь»)[25], а в 1924 году был переименован в Улан-Батор[14]. На 1919 год население Урги оценивалось в приблизительно 100 тыс. человек, из которых 30 тыс. составляли монголы (20 тыс. лам и 10 тыс. мирян), а около 70 тыс. составляли китайцы; кроме этого, в Урге проживало до 3 тыс. русских[26].

В стране начался подъём искусства и архитектуры[27][28]. К этому времени относится строительство большинства ныне известных монгольских архитектурных памятников, включая Дворец Богдо-хана[29] и Чойжин ламын сум[30]. В 1913 году в Урге был открыт первый в Монголии зоопарк, заброшенный к 1926 году[31].

В 1919 году Урга была оккупирована десятитысячной китайской армией генерала Сюй Шучжэна. В феврале 1921 года город был захвачен Азиатской дивизией Р. Ф. Унгерн-Штернберга; в Урге был учинён первый и последний в истории Монголии еврейский погром (погибло до 50 человек, или около 10 % евреев, живших в Монголии)[32], вместе с китайским гарнизоном бежала часть китайского и прокоммунистически настроенного населения[33]. Город был оставлен Унгерном для похода в Бурятию против красных; потерпев ряд поражений, он отвёл дивизию с кяхтинского тракта, оставив на дороге на Ургу лишь небольшой заслон. Город 6 июля 1921 года был занят красными в результате монгольской операции объединённых войск Монгольской Народной Армии (во главе с главнокомандующим Дамдином Сухэ-Батором), войск РСФСР и Дальневосточной Республики[34].

1913 a street in Khuree.jpg
1913 a monastery in Khuree.jpg
1913 in Khuree.jpg
June 23, 1913 in Khuree.jpg
1913 The gate of Yellow Palace in Khuree.jpg
Улица в Урге, 1913 год Один из монастырей в городе в 1913 году Гандантэгченлин, 1913 год 23 июня 1913 года, общий вид на Ургу Ворота Жёлтого Дворца в Урге

Монгольская Народная Республика

Во время МНР был спланирован современный Улан-Батор. Центр города расположился на месте разрушенного Восточного Монастыря. 11 июля 1927 года перед бывшей центральной площадью Монастыря открылся народный театр. С 1923—1924 годов площадь стала известна как «площадь Сухэ-Батора» и стала главной площадью нового Улан-Батора[35].

В 1931 году, в ознаменование десятилетнего юбилея революции, на площади был установлен обелиск в честь Сухэ-Батора, 11 июля 1946 года был открыт новый памятник Сухэ-Батору, который не менял свой вид до сих пор. В 1951 году на месте народного театра, полностью уничтоженного во время пожара двумя годами ранее, был построен Дворец правительства. На следующий год перед дворцом был возведён мавзолей Сухэ-Батора и Чойбалсана[35]. В 1957 году недалеко от Улан-Батора была основана обсерватория Хурэлтогоот.

В 1989—1990 годах, в ходе событий демократической революции в Улан-Баторе и других городах Монголии, происходили массовые многотысячные демонстрации и акции неповиновения, приведшие к отставке Политбюро ЦК МНРП в полном составе и образованию Монгольской Республики[36].

Ulan01.jpg
Ulan03-China.jpg
Ulan04-China.jpg
Suhbataar square n mausoleum b.jpg
Dzah.jpg
Снег увозят грузовиком.
Главный проспект Улан-Батора, 1972
Часть (с тех пор ликвидированного)
китайского квартала в Улан-Баторе (1972)
Китайский квартал Мавзолей Сухэ-Батора Блошиный рынок, 1972 год

Современный период

Одно из зданий Улан-Батора
Частный сектор с юртами на фоне высотных новостроек Улан-Батора.

После демократической революции Монголия выбрала многовекторную внешнеэкономическую политику и добилась позитивного сдвига в развитии национальной экономики[37], в связи с чем город сильно изменился.

6 августа 1996 года, гора Богд-Хан-Уул, административно относящаяся к Улан-Батору, наряду с двумя другими священными горами — Бурхан-Халдун и Отгон-Тэнгэр — стала кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО по смешанной категории[13].

В 2004—2006 была проведена реконструкция площади Сухэ-Батора; в 2005 году — демонтирован мавзолей Сухэ-Батора; в 2006 году — окончена масштабная реконструкция комплекса Дворца правительства. Сооружение комплекса велось в период с 28 ноября 2005 года по июль 2006 года[35]. В 2007 году население Улан-Батора превысило миллион человек — он стал первым городом-миллионером в Монголии[38].

В июле 2008 года в городе начались массовые беспорядки после заявления Демократической Партии о фальсификации итогов прошедших недавно парламентских выборов. Была сожжена штаб-квартира правящей в то время Монгольской народно-революционной партии, погибло 5 человек. В городе было введено чрезвычайное положение[39]. Некоторые СМИ назвали произошедшее «Революцией юрт»[40] и провели аналогии между событиями в Улан-Баторе и цветными революциями[41].

В 2009 году недалеко от Улан-Батора был открыт горнолыжный курорт «Sky Resort»[42].

В 2012 году было начато строительство нового международного аэропорта Улан-Батора[43][44], который рассчитан на 3 миллиона пассажиров в год[45]. Аэропорт был открыт в 2016 году[46][47]. В том же году городе был открыт постоянный мини-зоопарк, в котором располагается около 100 животных[48][49][50][51][52][53]. В 2014 году зоопарк включён в международную базу данных по зоопаркам; в ней указано, что в зоопарке (на 2014 год) находится более 30 видов животных, и он работает только летом[54].

К 2013 году был одобрен план строительства метрополитена в городе[55][56]. 11 июня 2013 года был день открытия строительных работ[57][58]. Также в 2013 году началось осуществления масштабного плана по строительству шоссе под названием «Туулын хурдны зам» вокруг города[59]. С 8 августа[60] началось строительства первого небоскрёбного квартала Улан-Батора — Hunnu 2222[61].

В 2014 году было принято решение создать на основе существующей железнодорожной инфраструктуры Трансмонгольской железной дороги, проходящей в черте города, городскую железную дорогу. Инициаторами[62] создания линии выступили мэр Улан-Батора Эрдэнийн Бат-Уул (монг. Эрдэнийн Бат-Үүл) и министр транспорта и дорог Монголии Амаржаргал Гансух; официальное начало работы линии Улан-Баторской городской железной дороги (6 июня) приурочено к 65-летию основания Акционерного общества «Улан-Баторская Железная Дорога»[63]. 6 июня Улан-Баторская городская железная дорога, также известная как Улан-Баторский наземный метрополитен[64], была запущена. В начале 2014 года (февраль — май) проходила реконструкция уже существующих станций и постройка новых[65][66]. 6 июня Улан-Баторская городская железная дорога, также известная как Улан-Баторский наземный метрополитен[64], была успешно запущена[67][68][69][70][71][72].

Winter ice skating in Ulaanbaatar Mongolia..jpg
Улан-батор. Вид из гора Зайсан. 2012.JPG
SquareVista.jpg
Expocitytrans 2010, Moscow Metro and Metrovagonmash pavilion, RA-2 railbus (5021070018).jpg
UBTurkish.jpg
Каток на центральной площади, январь 2014 Улан-Батор. Вид с горы Зайсан. Осень 2012 Площадь Чингисхана, 2012 РА2 используется в Улан-Баторском
наземном метрополитене[73]
Здания посольств Турции и Японии

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Улан-Батор расположен в долине реки Туул, притоке Орхона, на высоте 1300—1350 м[74]. Город протянулся примерно на 25-30 км в длину вдоль реки[75]. Через Улан-Батор многочисленными протоками (с востока на запад) протекает Туул[76], а также ряд её правых притоков (Сэлбэ-Гол, Улиастай-Гол, Гачуурт-Гол и др.). Административно к столице Монголии относится горный массив Богд-Хан-Уул, высотой в 2256,3 м, который и является самой высокой точкой города[77]. Площадь города во время МНР составляла 7300 км², ныне она сокращена до 4704,4 км².

Улан-Батор находится в часовом поясе UTC+08:00.

Ulan Bator, Mongolia, Sentinel-2 satellite image, 09-JUL-2017.jpg
Bogdkhan Uul 149199749 62cc3c373c o.jpg
Tuul River Mongolia.JPG
Bogd Khan Uul and Tuul River from Ulan Bator.jpg
Bogd Khan Uul Mount view from Ulan Bator, Mongolia.JPG
Вид города из космоса,
спутник Sentinel-2, съёмка 9.07.2017
Богд-Хан-Уул Туул, национальный парк
недалеко от Улан-Батора
Река Туул в районе новых застроек Вид на северный таёжный склон восточной,
самой высокой части горы
Богд-Хан-Уул из Улан-Батора

Климат

Улан-Батор имеет горный климат с чертами резко континентального. Зима в городе — долгая и суровая, а лето — прохладное. Осадков выпадает мало, в основном — в летний период; зима малоснежная. Большая высота над уровнем моря также сильно снижает температуру в городе, среднегодовая температура составляет −0,4 °C[78]. Среди всех столиц государств, в Улан-Баторе самая низкая среднегодовая температура, самые холодные зимы (холоднее, чем в Москве, Астане и Хельсинки)[79].

Летом средняя температура составляет около 20 °C. Зима в столице Монголии скорее пыльная, чем снежная; несмотря на это, в последнее время в Улан-Баторе выпадает всё больше снега[80]. Самый холодный месяц года — январь, температура которого может опускаться ниже −40 °C[81]. Холод в Монголии переносится значительно легче из-за сухого воздуха: к примеру, температура −20 °C в Улан-Баторе переносится так же, как −10 °C в центральной части России[80].

Климат Улан-Батора
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −2,6 11,3 17,8 28,0 33,5 38,3 39,0 34,9 31,5 22,5 13,0 6,1 39,0
Средний максимум, °C −15,6 −9,6 −0,7 9,7 17,8 22,5 24,5 22,3 16,7 7,6 −5 −13,5 6,4
Средняя температура, °C −21,6 −16,6 −7,4 2,0 10,1 15,7 18,2 16,0 9,6 0,5 −11,9 −19 −0,4
Средний минимум, °C −25,9 −22,2 −13,6 −4,3 3,3 9,6 12,9 10,6 3,6 −4,8 −15,7 −22,9 −5,8
Абсолютный минимум, °C −42,2 −42,2 −38,9 −26,1 −16,1 −3,9 −0,2 −2,2 −13,4 −22 −35 −37,8 −42,2
Норма осадков, мм 2 3 4 10 21 46 64 70 27 10 6 4 267
Источник: Погода и климат
Солнечное сияние, часов за месяц[82].
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Солнечное сияние, ч 177 206 267 264 301 270 248 257 246 226 177 155 2794

Административное деление

Районы города Улан-Батора (более темным цветом показана застройка)

Улан-Батор с окрестностями образует самостоятельную административную единицу (официальное название: Улсын нийслэл — «Столица государства»), разделённую на 9 районов (монг. дүүрэг); районы разделены на кварталы-микрорайоны (монг. хороо). Территория, находящаяся под управлением мэрии Улан-Батора, включает в себя, помимо «костяка города», также возникшие после 1990 года новые кварталы застройки, складывающиеся из преимущественно одноэтажных жилых и хозяйственных построек, а также большого количества юрт. Новые районы соединены с центром автобусными линиями и маршрутного такси[83].

Ниже представлена статистика по районам Улан-Батора.

(Данные приведены на 2014 год. Районы распределены по плотности населения)

Цветами в первом столбце таблицы отмечены:

     Район, включающий более 20 микрорайонов     Район, включающий более 10 микрорайонов     Район, включающий менее 10 микрорайонов

дүүрэг («район») хороо шт. Население,
чел. (01.01.2015)[84][85]
Площадь,
км²
Плотность населения,
чел./км²
Ulaanbaatar Bayangol.JPG Баянгол 23 208 898 29,5 7081
FoliageUB7.jpg Чингэлтэй 19 159 514 89,3 1786
Downtown Ulan Bator (6216622435).jpg Сухэ-Батор 20 136 424 208,4 655
Хан-Уул 16 138 368 484,7 286
YurtnederzettingUlaanbaator.jpg Сонгинохайрхан 32 295 827 1200,6 246
CergiinClub.JPG Баянзурх 28 308 672 1244,1 248
Baganuur.jpg Багануур 5 28 333 620,2 46
Nalaikh 02.JPG Налайх 7 34 547 687,6 50
Yurts in Ulan Bator 01.JPG Багахангай 2 3903 140,0 28
Улан-Батор всего 152 1 314 486 4704,4 279

Экономика

Улан-Батор является ключевым городом для монгольской экономики. В городе расположены Улан-Баторская ТЭЦ-1, Улан-Баторская ТЭЦ-2, Улан-Баторская ТЭЦ-3, Улан-Баторская ТЭЦ-4, которые вырабатывают более 85 % электроэнергии страны. Город производит около половины валовой промышленной продукции страны. Имеются: завод автоприцепов, промкомбинат по переработке животноводческого сырья, мясокомбинат, предприятия металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, домостроительной, пищевой и других отраслей промышленности[86]. Поток туристов, посещающих город, ежегодно составляет около 10 % доходов страны[87]. В районе Улан-Батора Налайх добывается бурый уголь[88].

Машиностроение

С 2006 года в Улан-Баторе началось развитие машиностроения и компания «Цахилгаан тээвэр» начала сборку троллейбусов[89], с 2009 года - сборку дуобусов JEA800-E, разработанных монгольскими инженерами. Машины экспортируются в Киргизию и Казахстан. Заказы на это транспортное средство также поступили из Чехии и нескольких стран Азии[90]. К 2018 году «Электротранспорт» планирует запустить производство трамваев на резиновых колесах, которые составляет так называемую «Систему BRT» в монгольской столице. На производство нового вида пассажирского транспорта запланировано выделить 212 млн долларов, которые готов предоставить Азиатский банк развития[91].

Power plant near Ulaanbaatar.jpg
UBtp4.jpg
Stock Exchange Mongolia.jpg
Nalaikh 04.JPG
Улан-Баторская ТЭЦ-3 Улан-Баторская ТЭЦ-4 Здание Монгольской фондовой биржи Налайх

Транспорт

Улан-Батор — крупнейший транспортный узел страны. Город находится в самом центре трансмонгольской железной дороги и республиканских автомагистралей. В Улан-Баторе есть автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт.

Железнодорожный транспорт

В городе имеется вокзал Улан-Баторской железной дороги. Ветвь Транссибирской магистрали из Улан-Удэ до Пекина — Трансмонгольская магистраль — была построена к 1949 году. Было подписано соглашение между МНР и СССР о создании Акционерного общества «Улан-Баторская Железная дорога» на условиях 50:50, соответственно.[92] Поезд из Москвы в Улан-Батор ходит 2 раза в неделю. Есть ежедневные поезда между Иркутском и Улан-Батором.[93] Вокзал Улан-Батора — самый большой вокзал Монголии. Является центром регионального и международного железнодорожного сообщения[94]. В 2014 году на основе существующей железнодорожной инфраструктуры Трансмонгольской железной дороги, проходящей в черте города, создана Улан-Баторская городская железная дорога. Городская железная дорога имеет 8 станций. Внутригородская линия открыта 6 июня 2014 года, междугородная линия открыта 20 октября 2014 года. Междугородная линия связывает город с Дарханом с промежуточной остановкой в Зуунэхараа[95]. Электрификация железных дорог Монголии, по состоянию на 2017 год, составляет 0 %; локомотивная тяга — полностью тепловозная.

Аэропорты

Имеется международный аэропорт имени Чингисхана и бывший военный аэродром в Налайхе, использующийся для проведения сезонных чартерных рейсов[96]. Международный аэропорт «Чингисхан» — крупнейший аэропорт Монголии, изначально имевший название «Буянт-Ухаа» (монг. Буянт Ухаа). В мае 2013 года было начато строительство нового международного аэропорта Улан-Батора. Аэропорт был открыт 4 июля 2021 года[46][47].

Наземный городской транспорт

В городе имеется развитая сеть общественного транспорта, в том числе троллейбус (с 1987 года, 4 действующих маршрута и 4 закрытых) и дуобус.

Транспортная проблема в городе усугубляется суровым климатом — более половины дней в году держится отрицательная температура. Движение затруднено из-за «пробок», воздух сильно загрязнён выхлопными газами[97].

С 2013 года, как следствие комплекса координированных мер по улучшению пробок в городе (указ мэра города А/724, указ Собрания общественной палаты г. Улан-Батор #02/08 от 22 Августа того же 2012), состояние на дорогах улучшилось. Так, по первой полосе центральных дорог могут передвигаться только автобусы общественного транспорта и транспортные средства с особым разрешением. Также весь транспорт в городе зависимо от номерного знака не может участвовать в движении по центру города в рабочие дни от 08.00-20.00. Автотранспорт с номерным знаком, заканчивающийся на цифру 1 и 6, не может заходить в центр по понедельникам, 2 и 7 — по вторникам, 3 и 8 — по средам, 4 и 9 — по четвергам, и 5 и 0 — по пятницам. По выходным дням этот указ не действителен. В канун больших праздников и начала учебного года автомашины с номерными знаками заканчивающимися на четные и нечётные цифры чередуются и не могут быть использованы половину недели.

Ulan Bator railway station 2008 1.JPG
Ulan Bator 01.JPG
Ulica w centrum Ułan Bator 01.JPG
ULN Destinations.svg
UBTraffic.JPG
Железнодорожный вокзал Улан-Батора Вход в здание аэропорта Улица в центре Улан-Батора Страны, связанные авиасообщением с Улан-Батором Пробки в Улан-Баторе

Наука и культура

Улан-Батор является центром культурной и научной жизни Монголии. В городе расположена Академия Наук Монголии, множество университетов, в том числе Буддийский университет им. Дзанабадзара, Монгольский международный университет и другие. В городе насчитывается более десяти театров и более тридцати музеев; работают более 20 художественных галерей.

State Opera Theater of Mongolia.jpg
The State Academic Theatre of Drama in Mongolia.jpg
The national gallery of art - Mongolia.jpg
Государственный оперный театр Драматический театр Национальная галерея

Музеи

В городе есть 4 театра, а также многочисленные музеи. Самый первый музей в монгольской столице был открыт при Богдо-гэгэне, то есть в начале XX века. После смерти Богдо-гэгэна в 1924 году всё имущество музея было распродано на аукционе. Ныне к самым известным музяем относятся: храм-музей Чойджин-ламы, Музей изобразительных искусств им. Дзанабадзара, Монгольский национальный исторический музей и Галерея национальной истории[98]. Одним из самых примечательных музеев является Государственный центральный музей Монголии (Музей естественной истории, Музей истории природы), где собрана обширная коллекция экспонатов, в том числе скелеты динозавров, найденные в пустыне Гоби[98].

Важной достопримечательностью Улан-Батора является Дворец провозгласившего независимость Монголии первосвященника — Богдо-гэгэна, построенный по чертежам, подаренным последним российским императором Николаем II. В городе имеются многочисленные буддийские храмы и монастыри; крупнейший из них — центральный монастырь страны Гандантэгченлин[98].

Достопримечательности

  • Музей истории монгольской государственности

Один из новейших музеев города, находящийся внутри здания Монгольского парламента. В нём находятся на дисплее более 2000 экспонатов, включая корреспонденцию ставок Чингисхана и Хубилая с лидерами других стран, географические карты, регалии государственных деятелей.

Храм Чойджин ламы

Чойджин на тибетском языке означает «Оракул». Младший брат последнего Богдо Гэгэна, Лубсанхайдав, считался поистине могущественным оракулом государства Монгольского, и этот храм был построен как его персональная обитель в начале 1900-х. Так как даже монгольские коммунисты побаивались его фигуры, то храм остался не тронутым даже во время репрессий 1930-х. Сейчас это музей с великолепным фондом буддийского искусства.

Расположенная в 40 км к востоку от Улан-Батора статуя сама по себе аттракцион: под одной крышей — 2 музея, ресторан, фотостудия и сама статуя. В одном из музеев находятся старинные бронзовые изделия, найденные по всей территории страны, в другом — находки, принадлежащие к периоду XIII-XIV веков, времени Великого Монгольского государства.

  • Рынок «Нарантуул»

Раньше, до 1990 года этот рынок был более известен как «Чёрный рынок», но, после того как он был приватизирован и перемещён на новое место, получил название «Нарантуул». Это как блошиный рынок и большой универмаг в одном. Есть как открытые павильоны, так и закрытые. Здесь можно найти как запчасти к старым «Жигули» и комиссионные вещи, так и новую электронику или посуду. Много товаров обихода из Китая и национальных производителей. Также в этом районе концентрированы другие похожие рынки: «Дунжингарав», «Ночной» и «Сделано в Монголии».

Спорт

В Улан-Баторе действует множество спортивных сооружений. Большинство спортивных мероприятий, включая Наадам[99][100], проводятся на Центральном стадионе. Главная спортивная арена Монголии была построена в 1958 году, и имеет 20 000 мест. Однако в дни Наадама на стадионе оборудуется до 15 000 дополнительных мест, а его посещаемость превышает 30 000 человек. Домашним стадионом сборной Монголии по футболу является Футбольный центр МФФ. Этот исключительно футбольный стадион имеет 5000 мест[101] и был открыт 24 октября 2002 года. Другим крупным футбольным объектом является стадион футбольного клуба «Эрчим». 2 декабря 2010 года в городе был открыт многофункциональный крытый спорткомплекс Буянт-Ухаа Арена. Вместимость стадиона — 5045 человек.

Помимо непосредственно сооружений, предоставляющих возможность проведения различных мероприятий, в городе располагается огромное количество спортивных организаций, среди которых выделяются такие футбольные клубы, как «Эрчим», «Улан-Батор», «Сэлэнгэ Пресс», «Хоромхон» и «Университет Улан-Батора»[102].

Улан-Батор принимал ряд крупных спортивных мероприятий. Так, в 2012 году в городе прошёл чемпионат Азии по баскетболу среди юниоров[103], а в 2013 году — чемпионат мира по борьбе[104][105]. В 2016 году город планирует принять чемпионат мира по стрельбе FISU[106].

Ulan Bator 03.JPG
Naadamceremony2006.jpg
WrestlingHouse.JPG
Festiwal Naadam na stadionie narodowym w Ułan Bator 01.JPG
Olympic banner in Ulaanbaatar.jpg
Буянт-Ухаа Арена во время постройки Национальный стадион Монголии Дворец борьбы в Улан-Баторе Наадам в Улан-Баторе Вход в Центральный стадион

Главы

Города-побратимы

У Улан-Батора есть много городов-побратимов. Бо́льшая их часть появилась в 90-х годах XX века. Первыми городами-побратимами стали Хух-Хото и Тяньцзинь в 1991 и 1992 годах соответственно[107].

Панорамы

Panorama von Ulaanbatar.jpg
Вид с мемориала Зайсан в 2005 году
Panorama-Ulan-Bator-2009.jpg
Вид с мемориала Зайсан в 2009 году
Panorama Ulan Bator 2010.jpg
Вид с мемориала Зайсан в 2010 году

См. также

Примечания

  1. Нийслэлийн Засаг дарга бөгөөд Улаанбаатар хотын захирагч С.Амарсайхан. Дата обращения: 28 ноября 2019. Архивировано 30 ноября 2019 года.
  2. 2,0 2,1 “Нийслэл хотын эдийн засаг, нийгмийн байдал” 2017 оны 11-р сарын статистикийн танилцуулга Архивная копия от 24 декабря 2017 на Wayback Machine (на ноябрь 2017)
  3. Кручкин Ю.Н. Большой современный русско-монгольский — монгольско-русский словарь. - М.: АСТ; Восток-Запад, 2006. - с. 670 - ISBN 5-17-039772-0
  4. Mongolia Архивная копия от 4 июля 2016 на Wayback Machine / Geonames.de
  5. Улаанбаатар нэг өдөр 2012 (монг.). Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  6. Улан-Батор. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  7. УЛАН-БАТОР. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 22 июля 2014 года.
  8. Улаанбаатар Азийн Санхүүгийн Төв Болох Уу (монг.). Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 22 июля 2015 года.
  9. Гл. редактор Горкин А.П. Страны и города: Современная иллюстрированная энциклопедия.
  10. [www.rutraveller.ru/place/40954 Фото Железнодорожный вокзал Улан-Батора]. Дата обращения: 9 июля 2014.
  11. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛАН-БАТОРА, МОНГОЛИЯ. Дата обращения: 9 июля 2014. Архивировано 22 июля 2015 года.
  12. Достопримечательности Улан-Батора. Что посмотреть и куда сходить в Улан-Баторе. Дата обращения: 9 июля 2014. Архивировано 9 июля 2014 года.
  13. 13,0 13,1 Mongolia Sacred Mountains: Bogd Khan, Burkhan Khaldun, Otgon Tenger (англ.). UNESCO. Дата обращения: 9 июля 2014. Архивировано 24 января 2012 года.
  14. 14,0 14,1 ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июня 2016. Архивировано 27 мая 2016 года.
  15. Протоколы 1-го Великого Хуралдана Монгольской Народной Республики. Улан-Батор-Хото,1925
  16. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 140
  17. 17,0 17,1 17,2 ИСТОРИЯ УЛАН-БАТОРА (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  18. Баабар. История Монголии: от мирового господства до советского сателлита. — Казань: Татарское книжное издательство, 2010. — ISBN 978-5-298-01937-8 — c. 93
  19. «История Востока» (в 6 т.). Т.3 «Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI—XVIII вв.» — Москва: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. ISBN 5-02-018102-1
  20. Кычанов Е. И. «Властители Азии» — Москва: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. ISBN 5-02-018328-8
  21. УЛАН-БАТОР (В МОНГОЛЬСКОМ НАПИСАНИИ УЛААНБААТАР) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  22. Kohn, Michael Lonely Planet Mongolia 4th edition, 2005 ISBN 1-74059-359-6, p. 52
  23. Позднеев А. М. Очерки быта буддійскихъ монастырей и буддійскаго духовенства въ Монголии въ связи съ отношеніями сего последняго къ народу. СПб., Типография Императорской Академии наук, 1887. — с. 241
  24. Palmer, James The Bloody White Baron 2008, Faber and Faber Limited Press, ISBN 978-0-571-23023-5, p. 45
  25. МОНГОЛ УЛСЫН НИЙСЛЭЛ УЛААНБААТАР ХОТЫН ТҮҮХ (монг.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  26. Монголия. Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 22 июля 2015 года.
  27. M-126. Экскурсионный тур по Монголии (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  28. Архитектура Монголии XVI - начала XX века. Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 17 июля 2014 года.
  29. Majer, Zsuzsa; Teleki, Krisztina. Monasteries and Temples of Bogdiin Khьree, Ikh Khьree or Urga, the Old Capital City of Mongolia in the First Part of the Twentieth Century (англ.) (недоступная ссылка) pg. 36. Budapest: Documentation of Mongolian Monasteries. Дата обращения: 30 января 2009. Архивировано 27 февраля 2009 года.
  30. Түүх соёлын дурсгалууд / Чойжин ламын сүм (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 11 июня 2012 года.
  31. ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ БОГДО ХАНА экскурсия по дворцу Богдо Хана в Улан-Баторе (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  32. Кузьмин С. Л. История барона Унгерна. Опыт реконструкции. Москва: издательство КМК, 2010
  33. Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 222 — ISBN 5-87317-175-0
  34. ХРОНОЛОГИЯ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 14 апреля 2014 года.
  35. 35,0 35,1 35,2 ПЛОЩАДЬ СУХЭБАТОРА (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июня 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  36. Rossabi, Morris. Modern Mongolia: From Khans to Commissars to Capitalists. — University of California Press, 2005. — pp. 1-28. ISBN 0-520-24419-2.
  37. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКЕ. Дата обращения: 9 июля 2014. Архивировано 9 марта 2016 года.
  38. http://review-planet.ru/2012/07/ulan-bator-stolica-mongolii/. Дата обращения: 14 июня 2014. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  39. Недовольные итогами выборов монголы захватили и подожгли штаб правящей партии: много раненых. В Улан-Баторе объявлено чрезвычайное положение. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 4 июля 2008 года.
  40. «Революция юрт» закончилась, не успев начаться? (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 27 февраля 2014 года.
  41. Монгольская оппозиция попыталась разыграть «оранжевый сценарий». Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 3 июля 2008 года.
  42. Mongolia’s first ski resort opens today (недоступная ссылка). Ski Rebel (25 ноября 2009). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  43. Construction Begins on New Airport. Mongol Messenger. Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  44. New Airport Started. Infomongolia.com. Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано 14 мая 2013 года.
  45. Ulaanbaatar airport. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 8 июля 2017 года.
  46. 46,0 46,1 Project Web Site. MCAA. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  47. 47,0 47,1 facebook site. MCAA. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 7 марта 2021 года.
  48. 100 амьтан, 1000 иргэн эсэргүүцлийн жагсаал хийнэ (монг.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  49. 100 амьтан, 1000 иргэн оролцсон эсэргүүцлийн жагсаал хийнэ гэв. Огноо: 2013-04-23 14:14:16 (монг.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 9 декабря 2013 года.
  50. Газрын асуудлыг шийдэхгүй бол 100 амьтан жагсаана гэв (монг.). Дата обращения: 26 июня 2014. (недоступная ссылка)
  51. “Амьтны хүрээлэн үйл ажиллагаа явуулах хууль ёсны эрхгүй” гэв (монг.). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  52. Амьтны хүрээлэнг хууль ёсны эрхгүй гэв (монг.). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 14 июня 2014 года.
  53. Л.Сайнбат: Монголд үүнээс өөр амьтны хүрээлэн байхгүй (монг.). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 15 июля 2014 года.
  54. Ulaanbaatar Mini ZOO. Worldwide Zoo Database. Дата обращения: 14 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  55. Ulaanbaatar metro project approved (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  56. Ulaanbaatar - Metro tusliin taniltsuulga (монг.). Logo YouTube por Hernando (2005-2011).svgYouTube. Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 11 июня 2014 года.
  57. МЭР : К 2020 ГОДУ ИСЧЕЗНУТ МАРШРУТКИ И ПОЯВИТСЯ МЕТРО. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 22 июля 2015 года.
  58. Ulaanbaatar to have a subway in 2020 (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 19 октября 2013 года.
  59. ТУУЛ, СЭЛБЭ ГОЛЫН ДАЛАНГ ДАГУУЛАН ХУРДНЫ ЗАМ БАРИХ БАРИЛГЫН АЖИЛ (монг.). Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 15 марта 2014 года.
  60. HUNNU 2222 residence. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 1 января 2016 года.
  61. Хүннү 2222 хорооллын онцлог (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 25 июня 2014 года.
  62. Информация о поступлении на Монгольскую железную дорогу первого состава рельсового автобуса РА2-001. (монг.) (недоступная ссылка). Мэдээ.МН. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
  63. Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Монгольской Народной Республики об учреждении советско-монгольского акционерного общества «Улан-баторская железная дорога».. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
  64. 64,0 64,1 В Улан-Баторе рассматривают возможность запуска наземного метро. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  65. City Railbus in service from today (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 22 июля 2015 года.
  66. RAILBUS-ЫГ НУТАГШУУЛАХАД ШИЙДЭХ АСУУДАЛ ОЛОН (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  67. ФОТО: Нийслэлчүүдийг тээвэрлэх “Railbus” ирлээ. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  68. «RAILBUS»-ААР ЗОРЧСОН ТЭМДЭГЛЭЛ. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  69. Инициативные улан-удэнцы предлагают варианты избавления от пробок (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июля 2014. Архивировано 22 июля 2015 года.
  70. В Улан-Баторе запущен наземный метрополитен. ИА "АРД". Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 30 июня 2014 года.
  71. Какие события произошли в мире 6 июня?. Дата обращения: 7 июля 2014.
  72. Информация о подвижном составе. Дата обращения: 7 июля 2014.
  73. Видеорепортаж о первом рейсе рельсового автобуса РА2-001 с вокзала Улан-Батор на станцию Толгойт.. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 7 декабря 2015 года.
  74. На этой странице Онлайн Путеводителя по Монголии Вы можете выбрать видео для просмотра. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 26 июня 2014 года.
  75. Улан-Батор. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 13 июля 2013 года.
  76. Карта Монголии, масштаб 1:6 000 000, Роскартография, 1992/2002 год.
  77. Mongolia Sacred Mountains: Bogd Khan, Burkhan Khaldun, Otgon Tenger — UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 24 января 2012 года.
  78. Информация о Монголии 2000. Da. Gandbold. ADMOND Co.Ltd., Монголия
  79. Улан-Батор: самая холодная столица мира. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 24 июня 2013 года.
  80. 80,0 80,1 КЛИМАТ МОНГОЛИИ (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 3 апреля 2014 года.
  81. КЛИМАТ УЛАН-БАТОРА. Погода и Климат. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.
  82. Гонконгская обсерватория (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 23 октября 2019 года.
  83. [www.tury.ru/resort/id/4299-mongoliya-ulan-bator Улан-Батор [Ulan Bator]]. Дата обращения: 7 августа 2014.
  84. : Нийслэлийн статистикийн газар — Статистик үзүүлэлт — 04. Улаанбаатар хотын суурин хүн ам, дүүргээр, оны эцэст, мянган хүн :. Дата обращения: 13 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  85. : Нийслэлийн статистикийн газар — Нийслэлийн хороо — 2012 он :. Дата обращения: 13 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  86. УЛАН-БАТОР. МОНГОЛИЯ. Дата обращения: 21 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  87. УЛАН-БАТОР СЕГОДНЯ (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2015. Архивировано 22 июля 2015 года.
  88. В Монголии ведётся активная разработка проектов по разжижению угля. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 21 августа 2014 года.
  89. Новости монгольского автопрома. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 12 октября 2013 года.
  90. Монголия > Авиапром, автопром. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 3 октября 2013 года.
  91. В Монголии планируют запустить производство трамваев на колесах (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 19 октября 2013 года.
  92. Информация о истории Монгольской железной дороги (информация размещена на официальном сайте «Монгольской Железной Дороги»). (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 декабря 2015. Архивировано 12 августа 2015 года.
  93. Информация о расписании и стоимости проезда (информация размещена на официальном сайте «Монгольской Железной Дороги»). (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  94. Официальный сайт Улан-Баторской железной дороги. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 21 января 2021 года.
  95. Информация об открытии экспресс-сообщения, расписании и стоимости проезда (информация размещена на официальном сайте «Улан-Баторской Железной Дороги»). (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 22 июля 2015 года.
  96. Налайх. Бывший советский военный аэродром. Жилой городок лётчиков. 2008 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 26 июня 2012 года.
  97. Монголия. Улан-Батор. Часть первая.. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 25 марта 2017 года.
  98. 98,0 98,1 98,2 МУЗЕИ УЛАН-БАТОРА (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 27 августа 2011 года.
  99. Съем хотя бы Наадам-хушуур!. Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  100. Наадам: монгольские "олимпийские игры". Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  101. MFF History (англ.) (недоступная ссылка). MFF. Дата обращения: 9 ноября 2014. Архивировано 20 октября 2014 года.
  102. Үндэсний лигийн клуб (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 7 сентября 2015 года.
  103. 2012 FIBA Asia Under-18 Championship. sportingpulse.com. Дата обращения: 16 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  104. "WORLD CUP 2013" Буянт-Ухаа Спорт Цогцолбор 2013.0302 (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  105. ”Дэлхийн цом” -ын бэлтгэлд 400 сая төгрөг зарцуулаад байна (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  106. The History of Archery in FISU. Дата обращения: 22 июля 2015. Архивировано 21 декабря 2016 года.
  107. Ulaanbaatar.mn: Улаанбаатар хотын ах, дүү хотууд (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 17 февраля 2010 года.

Литература

Ссылки