Уилкс, Томас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Томас Уилкс
Основная информация
Страна  Великобритания

Томас Уилкс (англ. Thomas Weelkes; <крещён> 25 октября 1576 — 30 ноября 1623, Лондон) — английский композитор и органист. Более всего известен как автор мадригалов и стиховых антемов.

Очерк биографии

Сведения о рождении и первоначальном музыкальном образовании Уилкса не сохранились. В 1597 г. в Лондоне опубликовал первый сборник («книгу») мадригалов, из предисловия к которой следует, что автор — очень молодой человек. В 1598—1600 гг. Уилкс занимал должность органиста Винчестерского колледжа (старинной школы для мальчиков в Винчестере), продолжая писать музыку. В винчестерские годы вышли в свет ещё две его книги мадригалов (в 1598 и 1600 гг.). С 1601 г. работал органистом и капельмейстером (лат. informator choristarum) в Чичестерском кафедральном соборе. В 1602 г. получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете, в 1603 женился на девушке из богатой чичестерской семьи Элизабет Сэндхем. В 1608 г. опубликовал четвёртую книгу мадригалов, где на обложке он титулован как регулярный член («джентльмен») Chapel Royal; однако, поскольку Уилкс не числится в учётных записях Капеллы, исследователи полагают, что он был лишь внештатным её сотрудником и кандидатом в «джентльмены». Работая в Чичестерском соборе, Уилкс получал неоднократные выговоры от администрации за пьянство, неподобающее поведение во время богослужения и необоснованные отлучки (часто в Лондон), о чём свидетельствуют документы от 1609, 1613 и 1616 гг. К примеру, в докладной записке епископу от 1616 г. он жёстко охарактеризован как «всем известный пьяница и злостный матерщинник»[1]. В 1617 г. декан собора уволил Уилкса, однако в 1619 тот был восстановлен в должности, в которой прослужил до своей смерти в 1623 г.

Творчество

Основная часть наследия Уилкса — вокальная музыка, светская и церковная. Количественно он написал больше церковной музыки (для англиканского богослужения), чем любой композитор его поколения, особенно часто в жанре стихового антема, рассчитанного на скромные исполнительские возможности Чичестерского собора (всего сохранилось около 50 антемов, некоторые из них во фрагментах).

Уилкс также автор около 90 мадригалов (преимущественно на 5 и 6 голосов, иногда встречаются масштабные двухчастные) на английские и (редко) итальянские тексты. Первоначальным интересом к этому жанру он обязан своему другу Томасу Морли, на смерть которого написал элегию (антем?) «Death hath deprived me» (1602), с необычно низкой партией баса, который спускается до D большой октавы. Мадригалы Уилкса интересны экспериментами в области хроматической гармонии («Cease sorrowes now», особенно в позднем «Thule the period of cosmographie»), звукоизобразительности (как в мадригалах «The nightingale, the organ of delight» и «Tan ta ra ran tan tant, cryes Mars»), ритмики (смена тернарной мензуры бинарной и наоборот, как в юмористической песне «Strike it up tabor»).

В вокальной музыке Уилкс показывает себя, с одной стороны, знатоком полифонической техники (антемы «O Lord, arise», мотет «Laboravi in gemitu meo»[2], мадригалы «Three virgin nimphes», «Like two proud armies», заключительный раздел «As Vesta was, from Latmos hill descending»[3]); с другой стороны, вполне владеет новомодной гомофонией, как в баллетто «Harke all ye lovely saints above» (возможно, самое популярное ныне сочинение Уилкса).

Уилкс сочинял также консортную и другую инструментальную музыку, которая ныне почти не исполняется.

Примечания

  1. «…noted and famed for a comon drunckard (sic) and notorious swearer & blasphemer».
  2. Единственное вокальное сочинение Уилкса на латинский текст.
  3. Этот блестящий мадригал не входит ни в одну книгу мадригалов Уилкса. Он был опубликован в сб. Морли «Триумфы Орианы» (1601), в который вошли 25 мадригалов 23 разных композиторов, все посвящены загадочной «Ориане». Большинство учёных полагает, что Ориана — это мифологический эпитет королевы Елизаветы I. Подробней об этом сборнике см. статью The Triumphs of Oriana (англ.).

Литература

  • Shepherd J. Thomas Weelkes: a biographical caution // Musical Quarterly 66 (1980), pp.505-21.
  • Ford W.K. Chichester Cathedral and Thomas Weelkes // Sussex Archaeological Collections, 100 (1962), pp.156-72.
  • The Oxford book of English madrigals, ed. by Philip Ledger. Oxford: OUP, 1978.

Ссылки