Узун-Хаджи
Узун-Хаджи Хайри-хан ас-Салти | |
---|---|
араб. حاخ اذن خير авар. СалтӀаса Узун ХӀажи | |
май 1919 — 19 сентября 1919 | |
Предшественник | Нажмудин Гоцинский |
19 сентября 1919 — 30 марта 1920 | |
Преемник | Дервиш Мухаммад |
|
|
Дата рождения | 1848 |
Место рождения | Салта, Дагестан |
Дата смерти | 30 марта 1920 |
Место смерти | Ведено |
Место погребения | Ведено |
Отношение к религии | ислам суннитского толка, суфизм |
Автограф |
Узун-Хаджи Салтинский (Узун-Хаир Хаджи-Хан) (араб. حاخ اذن خير; 1848, Салта, Северо-Кавказский имамат — 30 марта 1920, Ведено, Чечня) — северокавказский религиозный, военный и политический деятель. Эмир Северо-Кавказского эмирата. Шейх накшбандийского тариката. Член парламента Горской республики.
Активный участник Гражданской войны 1917—1922 годов в бывшей Российской империи, в период военной смуты построил теократическое государство — Северо-Кавказский эмират, просуществовавшее 7 месяцев вплоть до кончины Узун-Хаджи в 1920 году.
До революции
Ранние годы
Родился в аварском селе Салта в 1848 году в семье крестьянина[1]. С 7 лет учился у известных дагестанских алимов[2]. Был мюридом шейха Абдурахмана-Хаджи из Согратля. Узун-Хаджи получил от него благословление на шейхство[3] и после 11-летнего обучения у него для углубления исламских знаний уехал в Османскую империю[4][5]. Был известен как талантливый ученик. Множество раз совершал хадж[6].
Высылки
Став авторитетным религиозным деятелем, Узун-Хаджи выступил участником антироссийского восстания в Чечне и Дагестане 1877 года, получившего название «Малый Газават». После этого был арестован в 1878 году и отправлен в ссылку на 7 лет в Самарскую губернию[7], откуда через 4 года он бежал на родину. Но в 1910 году его снова арестовали[4]. Причиной для второго ареста стала постройка мечети без разрешения властей в его родном селе. После домашнего ареста он был переведён на год в Темир-Хан-Шуру, а позже отправлен пешком в Астрахань. Через год он снова устроил побег и отправился в паломничество в Мекку, в обратной дороге вернулся с чеченскими паломниками в Чечню[7].
До революции скрывался в чеченских горах, агитируя там против царской власти[7]. Узун-Хаджи занимался также религиозной поэзией и сочинял стихотворения[8].
Революция
После случившейся в 1917 году Февральской революции Узун-Хаджи был амнистирован, после чего он вернулся в Дагестан[9]. После этого активно участвовал в политической жизни Северного Кавказа, продвигая шариатистскую и теократическую идеологию[4]. Шейх был одним из организаторов Дагестанского Милли-Комитета, выступившего с инициативой проведения референдума о введении шариатской формы правления в Дагестане, в результате которого все сельские общества Дагестана одобрили шариат[10]. Узун-Хаджи был членом парламента Горской республики[11]. На выступлениях шейх оказывал давление на правительство, требуя отчётов расходования кредита от АДР[11].
Шейх участвовал в съезде горских народов в Анди в августе 1917 года. По его инициативе по земельному вопросу было принято постановление[12]:
- Все земли Дагестана, бывшие в распоряжении царского правительства, вернуть дагестанскому народу.
- Воды Каспийского моря, заключённые в границах Дагестана, передать в распоряжение дагестанского народа как неотъемлемую собственность.
- Все бекские земли передать безвозмездно дагестанскому народу.
- Земли, переданные беками некоторым лицам, также передать в собственность дагестанскому народу безвозмездно.
- Земли, купленные некоторыми лицами у беков, передать дагестанскому народу в собственность, откупив по себестоимости.
Уже к лету в Дагестане был начат процесс национализации школ, где активное участие принял Узун-Хаджи, стоявший на арабизации образования и принятии тюркского языка в качестве межнационального. Языком обучения считался родной, с первого класса вводился урок шариата. Арабский язык изучался с третьего. Высшие начальные школы обучали турецкому языку. Все местные алфавиты переводились на арабскую вязь[13].
Узун-Хаджи был ярым сторонником Нажмудина Гоцинского, которого он пытался сделать имамом теократического государства на Кавказе подобного Имамату Шамиля. Противникам имама после его избрания шейх говорил: «Кто не подчинится имаму – тому мы отрубим голову»[14]. Сам шейх занимал место вакила (заместителя) имама[1].
Чтобы опорочить Узун-Хаджи, его оппоненты приписывали ему слова: «я вью верёвку для того, чтобы повесить всех тех, кто пишет слева направо»[К 1]. Шейх ответил на это: «Как я мог сказать такую чушь? Ведь без светской цивилизации нам не обойтись! Если даже мы не имеем специалистов, как например, медиков или инженеров, то их необходимо приглашать из других районов… Как духовное лицо, я хочу восстановить шариат в своей полноте, на что и народ призываю»[15].
Шейх и его сторонники составляли серьёзную военно-политическую силу. В 1917—1918 годах его отряд атаковал Хасавюртовский округ, вследствие чего пострадало множество населённых пунктов, как и сам Хасавюрт[16].
Гражданская война
Последователи шейха начали участвовать в ожесточённых столкновениях с казаками, а также русскими поселенцами в Дагестане и Терской области. В марте 1918 года начинается борьба с частями Красной армии[17].
Весной 1919 года добровольческая армия генерала Деникина начала оккупацию Северного Кавказа[18]. В апреле было созвано заседание Союзного Совета и Правительства Горской республики. Туда же пригласили и духовных лиц таких, как Узун-Хаджи и Али-Хаджи Акушинский. Шейх Узун-Хаджи на заседании выступил с эмоциональным заявлением[19]:
«Если бы мы до сих пор работали, объединено и организованно, то никакой враг не осмелился бы переступить границы нашей Родины. Первые алимы не объединялись, а за ними – вся тёмная масса. Мусульмане начали убивать друг друга. Как бы то ни было, прошлое надо предать забвению. Давайте же хоть теперь, перед общей опасностью… объединимся, и тогда никто нас не сможет победить… Наш святой долг откликнуться на зов наших братьев чеченцев и ингушей, иначе и мы окажемся под пятой казаков… От слов пользы нет, надо перейти к делу… разбудим наш спящий народ… Я и Али-Хаджи, как бы ни были стары, пойдём умирать за народ».
Оба шейха стали собирать отряды для освобождения оккупированных земель Чечни. Они общими усилиями придумали план её освобождения[20].
Однако в ходе гражданской войны религиозные лидеры оказались разобщены из-за разногласий: шейх Али-Хаджи Акушинский для борьбы с Белыми силами, оккупировавшими Северный Кавказ, решился поддержать большевиков, Нажмудин Гоцинский же был сторонником Белых сил и противником Красных. Когда Гоцинский стал сотрудничать с Белыми, Узун-Хаджи сильно разочаровался в нём и отделился от него. Узун-Хаджи противостоял и Белым, и Красным[21]. Распространено мнение, что после разочарования в Нажмудине Узун-Хаджи сказал: «Я хотел сделать из него имама, но он оказался Иваном»[22], однако, как пишет историк Хаджи-Мурад Доного, подтверждения этих слов он не нашёл[23]. Когда Гоцинский предложил с английской поддержкой воевать против большевиков, шейх Узун-Хаджи ответил: «Какая разница, какого цвета свинья – чёрная или белая?»[24].
В конце мая в Ботлихе был собран крупный съезд, где Гоцинского лишили звания имама[17], вместо него имамом Дагестана и Чечни избрали Узун-Хаджи, резиденцией имамата выбрали Ведено[24].
Летом имам неудачно пытался бороться с добровольческой армией в Дагестане, после чего было решено делать это из Чечни. В армии имама находились партизаны практически со всего Северного Кавказа: из Чечено-Ингушетии, Дагестана, Кабарды, Черкесии и Осетии[25].
Эмират
Узун-Хаджи перебрался в известное чеченское село Ведено, которое вплоть до конца гражданской войны было эпицентром антиденикинского сопротивления на Северном Кавказе. Летом Иналук Арсанукаев принёс фирман от османского султана (вероятно, поддельный[17]). 19 сентября было объявлено о создании теократической монархии под протекторатом Османской империи[26]. Шейх учредил правительство и начал собирать армию. Он имел крупное влияние в Чечне, Ингушетии и Нагорном Дагестане. К осени 1919 года ему была подконтрольна вся горная Чечня[18]. Он также смог частично установить свою сласть на западе Дагестана[26] и в горной Ингушетии[27].
После ряда крупных поражений от Белых сил на Северном Кавказе Красная армия под руководством Гикало была вынуждена отступить в горы Чечни. Узун-Хаджи приютил у себя красноармейцев, чтобы использовать их против общего врага. Из них был сформирован красный повстанческий отряд, подчинённый военштабу Эмирата[28]. Не смотря на оказанную поддержку, большевики плели интриги и вели скрытную подрывную деятельность в Эмирате[29].
Крупные военные успехи делали Узун-Хаджи всё более популярным[30]. На него стали обращать внимание соседние Азербайджан, меньшевистская Грузия, а также Армения. Все они хотели отдалить Россию от своих границ[26]. Грузия пыталась предоставлять военную и материальную помощь[31]. Эмир договорился с Грузией о поставках оружия и признании Эмирата. В обмен он поручил своим войскам блокировать Военно-грузинскую дорогу, отрезав путь для армии Деникина в Грузию[32].
Переговоры с большевиками и смерть
К концу марта 1920 года деникинцы были вытеснены с Кавказа[33]. Советское командование направило тогда уже тяжело больному Узун-Хаджи письмо[34]:
Эмир, не успев дождаться возвращения своих делегатов, через несколько дней, 30 марта 1920 года, при загадочных условиях умер от тифа[27]. До этого Гикало, который был в Эмирате, поступил приказ «нажать сильнее на Узун-Хаджи, если возможно, ликвидировать его»[35]. Противники большевиков утверждали, что шейх был отравлен ими[27].
Его похоронили в хуторе Шамиль-Котар около Ведено на кладбище, где похоронены также дети имама Шамиля. На траурное мероприятие собралось много людей со всего Кавказа[36].
11 мая 1920 года по его предсмертному настоянию был созван съезд горцев, на котором присутствовали турецкие офицеры, находящиеся на Северном Кавказе. Узун-Хаджи, доживая последние дни, в письменной форме завещал продолжать борьбу с Россией и пригласить к власти Камиль-Пашу, сына Шамиля, жившего в Турции. Съезд исполнил волю Узун Хаджи и объявил имамом Камиль-Пашу, которого сразу известили об этом. Последний не смог сам явиться и послал на Кавказ своего сына Саида-Шамиля[37].
Титул эмира принял шейх Дервиш Мухаммад из Инхо, однако спустя пару дней Эмират перестал существовать[38].
Оценки современников
Узун-Хаджи – старичок низенького роста, худощавый с блестящими глазами, сознающий всю свою силу и могуществоАбдул-Рахим Ахвердов[2]
Узун Хаджи в противовес Нажмутдину был действительно природный горец... близкий душе темных горских бедняцких масс
Саид Габиев[39]
Сильной волей, но без хитрости и политического плутовства, подчас до наглости решительный, „беспокойный“ и маленький старик Узун-Хаджи мог бы сыграть ещё много раз большую роль в горах Кавказа, если бы он отличался широтой своего ума и развития, богатством и родовитостью хотя бы Нажмудина Гоцинского, фигура которого намного бледнее фигуры Узун-Хаджи, несмотря на то, что этот последний играл как бы вторую скрипку, второстепенную роль
Саид Габиев[40]
Узуном двигало только сознание внушённого ему и им усвоенного долга мусульманина, который должен сложить свою и чужую головы для того, чтобы воскресить имамат и имама всех мусульман
Aлибек Taxo-Годи[41]
Вдохновителями и руководителями восстания[К 2] являются духовные вожди горцев, всегда шедшие с народом и за народ – Али-Хаджи Акушинский в Дагестане и Узун-Хаджи в Чечне и Ингушетии
Сергей Киров[42]
Память
- В 1922 году в газете «Нефтерабочий» в Грозном была опубликована статья «День памяти Узун-Хаджи». Там написано: «Узун-Хаджи был великим человеком, и память его дорога горцу не только потому, что он вёл священную войну против белогвардейцев, офицеров и генералов-поработителей гор, но и против Красной Армии трудящихся»[43].
- Установлена мемориальная доска в селе Салта[44].
- Исследователем Махачем Нахибашевым в 2009 году выпущена книга «Узун-Хаджи Салтинский — общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни», где освещается жизнедеятельность шейха[45].
- На месте могилы открыт зиярат[46]. В 2017 году его посетил глава ЧР Рамзан Кадыров[47].
- В 2017 году Гаджи-Мурадом Какагасановым выпущен сборник документов под названием «Узун-Хаджи Салтинский – политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни (Документы и материалы)»[48].
- Именем эмира названа улица Шейха Узун-Хаджи Салтынского в Буйнакске, Дагестан[49].
Примечания
- Комментарии
- ↑ Арабское письмо пишется справа налево. Таким образом, предполагалось выставить Узун-Хаджи ярым противником немусульманской цивилизации
- ↑ Против добровольческой армии
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 Орешин, 2014, с. 57.
- ↑ 2,0 2,1 Сулаев, 2007, с. 36.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 УЗУН-ХАДЖИ Архивная копия от 16 июля 2022 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); Дата обращения: 15.07.2022
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 52.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 4.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Нахибашев, 2009, с. 55.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 52-53.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 44.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 58.
- ↑ 11,0 11,1 Сулаев, 2007, с. 38.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 69.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 70.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 60.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 57.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 69, 110.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Орешин, 2014, с. 58.
- ↑ 18,0 18,1 Нахибашев, 2009, с. 45.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 63.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 64.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 56.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 61.
- ↑ Доного Х.-М. Нажмуддин Гоцинский и Узун Хаджи . gazavat.ru (1 Апреля 2009). Дата обращения: 15 июля 2022. Архивировано 16 июля 2022 года.
- ↑ 24,0 24,1 Нахибашев, 2009, с. 66.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 68.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 Нахибашев, 2009, с. 85.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 Орешин, 2014, с. 60.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 73.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 71.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 72.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 89.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 5.
- ↑ Сулаев, 2007, с. 41.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 117.
- ↑ Сулаев, 2007, с. 40.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 118.
- ↑ Доного Х. -М. Саид Шамиль. Исторический портрет. Воспоминания. Публицистика. Очерки . gazavat.ru (30 Мая 2009). Дата обращения: 12 июня 2022.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 119.
- ↑ Абдуллаев, М. А. Мыслители Дагестана: досоветский период. — Мх.: Эпоха, 2007. — С. 444. — 776 с. — ISBN 978-5-98390-032-5.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 92.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 143.
- ↑ Какагасанов, 2017, с. 62.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 120.
- ↑ Нахибашев, 2009, с. 163.
- ↑ Нахибашев, 2009.
- ↑ Три зиярта открыты в Чечне в день памяти Кунта-хаджи Кишиева . Кавказский Узел. Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано 16 июля 2022 года.
- ↑ Накануне Дня памяти и скорби народов ЧР Р. Кадыров посетил зиярт шейха Узун-Хаджи . ИА Чечня Сегодня. Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано 16 июля 2022 года.
- ↑ Какагасанов, 2017.
- ↑ Улица Шейха Узун-Хаджи Салтынского, Буйнакск — 2ГИС . 2gis.ru. Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано 16 июля 2022 года.
Литература
- Нахибашев М. Н. Узун-Хаджи Салтинский — общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни / Какагасанов Г. И.. — Мх.: Эпоха, 2009. — 208 с.
- Орешин С. А. Эмират Узун-Хаджи – исламистская модель государственности на Северном Кавказе 1919–1920 гг. // Клио. — 2014. — № 8 (92). — С. 57-61.
- Сулаев И. Х. Шейх Узун-Хаджи Салтинский: штрихи к портрету // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2007. — Вып. 2. — С. 36–42. — ISSN 2687-0770.
- Узун-Хаджи Салтинский – политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни (Документы и материалы) / Какагасанов Г. И. — Мх.: АЛЕФ, 2017. — 254 с.