Удел Богородицы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Уде́л Богоро́дицы — в православном предании, «жребий» Божией Матери на земле — священная земля, которая почитается Поместными православными церквями как великая святыня, находящаяся под особенным покровительством и небесным управлением Божией Матери.

Известны четыре удела Богородицы:

Первый удел: Иверия (современная Грузия)

Икона «Слава Грузинской Православной Церкви» с изображением покровительства Богородицы

Когда в 44 году от Рождества Христова иудейский царь Ирод Агриппа начал преследовать христиан и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим, а перед этим решили бросить жребий, дабы определить кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии[1]. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в своё время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословения Иверии[2][3]. Впоследствии, в IV—VI веках, Грузия стала христианским государством.

Второй удел: Святая Гора Афон

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон

Вторым уделом стал Афон: когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешённого Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение.

Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:

«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».[4][5]

Третий удел: Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра. Открытка XIX века

В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговского княжества. Матерь Божия открыла игумену монастыря Эсфигмен, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, на Русь, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь[6], впоследствии ставший лаврой. При строительстве в лавре церкви Успения Божией Матери был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы[7].

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

Троицкий (слева) и Преображенский (справа) соборы Серафимо-Дивеевского монастыря

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее:

«Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но, как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю.

Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгком сне вновь увидела Божию Матерь:

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

Примечания

  1. «Житие преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской» (недоступная ссылка). Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 2000. - 63 с.. st-nikolas.orthodoxy.ru (22 декабря 2004). Дата обращения: 22 августа 2007. Архивировано 21 марта 2012 года.
  2. «История Церкви. Крещение грузин.» (недоступная ссылка). Грузинская Православная Церковь. georgia.orthodoxy.ru. Дата обращения: 22 августа 2007. Архивировано 11 августа 2007 года.
  3. «Кириллица онлайн», «Грузия», № 8 (18) 2000 (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  4. П. Ю. Малков, «Житие Пресвятой Богородицы» (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129—131) (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2007. Архивировано 1 февраля 2009 года.
  5. «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». «Православный календарь 2007» со ссылкой на «Журнал Московской Патриархии», 1979, №3.. pravoslavie.ru. Дата обращения: 27 сентября 2007. Архивировано 1 декабря 2011 года.
  6. Журнал «Русский Дом», «Без Царя, но с Царицей», Март 2007 (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  7. Н.Замятина, «Крестный ход о спасении России и Украины 3, 4, 5 января 2005 года» (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2007. Архивировано 9 июня 2021 года.

Ссылки