Угрюмов, Григорий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Григорий Иванович Угрюмов
Дата рождения 30 апреля (11 мая) 1764(1764-05-11)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 16 (28) марта 1823(1823-03-28) (58 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Жанр
Стиль классицизм
Звания академик ИАХ (1797)
Премии пенсия ИАХ (1787)

Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля [11 мая1764, Москва — 16 [28] марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.

Биография

Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.[2]

В 1770 году принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Г. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 году с малой золотой медалью, полученной за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, Государственный Русский музей), Угрюмов в 1787 году отправился на казенный счёт за границу для совершенствования мастерства живописца. Пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени, он вернулся в Санкт-Петербург в 1790 году. В следующем году ему было поручено преподавание исторической живописи в Академии.

Получил звание «назначенного в академики» (1797)[3]. Звание академика получил в 1797 году за картину «Испытание силы Яна Усмаря»[4] (ГРМ).

Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».

Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 года, в котором повышен в профессоры. С 1800 года стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 году был сделан ректором исторической живописи. Почётный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В продолжение своей деятельности пользовался в России громкой известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и прочие. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного» (1797—1799, Государственный Русский музей) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («Святой Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова (отца писателя В. И. Водовозова) и доктора И. К. Каменецкого.

Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и другим.

Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

Галерея

Примечания

  1. Угрюмов, Григорий Иванович — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Егорова Т. Загадки норской плащаницы. (недоступная ссылка) Северный край
  3. Кондаков, 1915, с. 202.
  4. Кондаков, 1915, с. 203.

Литература