Уар (Шмарин)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Епископ Уар
Епископ Уар
Епископ Липецкий,
викарий Тамбовской епархии
20 августа 1926 — 3 августа 1935
Предшественник викариатство учреждено
Преемник Серафим (Протопопов) в/у

Имя при рождении Пётр Алексеевич Шмарин
Рождение 11 (24) октября 1880(1880-10-24)
село Новоситовка, Липецкий уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Смерть 23 сентября 1938(1938-09-23) (57 лет)
Карлаг, СССР

Епи́скоп Уа́р (в миру Пётр Алексе́евич Шма́рин; 11 октября 1880, село Новоситовка, Тамбовская губерния[1] — 23 сентября 1938, Карагандинская область) — епископ Русской православной церкви, епископ Липецкий, викарий Тамбовской епархии.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года.

Семья

Родился в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных, в которой было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только двое, Пётр и его сестра[2]. После ранней смерти отца с шести лет помогал матери по хозяйству.

Жена — Клавдия Георгиевна, урождённая Стрельникова, из богатой купеческой семьи, скончалась от тифа в 1918 году. В семье было шестеро детей — четверо сыновей и две дочери. Дочь Клавдия Петровна Шмарина (родилась в 1909 году) проживала в городе Воронеж[3] и умерла там в 2012 году[4].

Образование

По рекомендации местного священника и за его счёт окончил четырёхгодичную сельскую школу. Затем священник ходатайствовал перед властями о продолжении обучения талантливого мальчика. Получил образование за казённый счёт в гимназии в Тамбове и в церковно-учительской семинарии в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии.

Окончив учебное заведение, отец Петр не считал полученное им образование достаточным и всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал дома большую библиотеку как духовного, так и светского содержания. Хорошо ориентировался в религиозно-философских течениях своего времени, политике, социальном обустройстве общественной жизни. У него были обширные познания в области медицины и собрана большая библиотека по специальным медицинским вопросам. Он никогда не обращался к помощи врачей и своих детей лечил сам, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений.

Диакон и священник

После окончания учительской семинарии работал преподавателем. С 21 марта 1904 года нёс служение диакона в Саратовской епархии.

В феврале 1910 года священноначалие предложило диакону Петру отправиться для служения или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал служение в Америке, но этому решению воспротивилась жена, а также брат и сестра жены. Отец Петр подчинился желанию родственников, сообщив священноначалию, что готов ехать служить в Финляндию.

С 28 октября 1910 года служил священником Крестовоздвиженского храма на острове Манчинсаари на Ладожском озере (ныне — остров Мантсинсаари, Республика Карелия). Через некоторое время отца Петра перевели в храм в селе Мустамяги неподалеку от Выборга. С 1913 по 1915 годы издавал и редактировал газету «Карельские известия».

После революции, Финляндия отделилась от России, а отец Петр с семьей и все их родственники выехали в Петроград. Из вещей взяли только самое необходимое для детей. Отец Петр отвез жену с детьми в село Новоситовка к своей матери, а сам остался в Петрограде.

С 1918 года служил в церкви Никиты Великомученика в селе Тютчево близ города Лебедянь Тамбовской губернии (ныне — село в Липецкой области). Несколько раз кратковременно арестовывался, в том числе в 1924 году. От него требовали снять сан, предлагая хорошую работу и квартиру, но он каждый раз отвечал отказом: «Того, чего вы от меня добиваетесь, — этого вы никогда не добьётесь. Уж я такой человек: во что верую — тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия».

В 1922—1923 годах активно выступал против обновленческого движения. В Обращении благочинного 4 Лебедянского Церковного Округа священника с. Калинино протоиерея Николая Скрижалина к Патриарху Тихону от 28 июля 1923 года значится: «В помощи Вашего Святейшества мы очень нуждаемся, ибо агенты ВЦУ здесь на местах явно содействием гражданской власти пользуются. Только этим можно объяснить арест и заключение в тюрьму священника с. Тютчева, Лебедянского уезда, Петра Шмарина, который праздновал праздник св. ап. Петра и Павла по старому стилю и в своей проповеди отрекся от ВЦУ, от обновленчества и признал руководителей его еретиками…»[5]

Епископ

20 августа 1926 года священник Петр Шмарин при предварительном пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Сначала он служил в Липецком Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году — в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1932 году был арестован его старший сын, священник Николай Шмарин. После отказа снять сан Николай Шмарин был приговорён к трём годам заключения в сибирском лагере.

25 декабря 1934 г. осведомитель Липецкого горотдела НКВД сообщал[2]: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его все возрастает. Он делается любимцем граждан г. Липецка и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Он является большой объединяющей силой. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников…»

Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 года верующие Христо-Рождественского храма села Студёнки выступили против снятия колоколов с церкви и не допустили до храма бригаду по сбору металлолома. После этого были арестованы священник, диакон, староста храма, наиболее активные прихожане.

Арест и суд

8 июня 1935 года владыку Уара арестовали. В постановлении о производстве обыска и ареста записано:

Епископ Уар вел антисоветскую агитацию против Советской власти и её мероприятий, используя религиозные предрассудки[6] крестьянской массы. Был активным участником контрреволюционной группы, организовавшей в с. Студенки 19-20 апреля 1935 г. массовое антисоветское выступление женщин для оказания сопротивления органам власти при снятии колоколов с Студеновской церкви.

Уар обвинение отверг, заявив: «Виновным себя я не признаю. Никогда я агитации против советской власти и её мероприятий не вел. Также никакого участия в выступлении женщин, не дававших снимать в селе Студенки колокола, не принимал».

11 сентября 1935 года на выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда епископ Уар осуждён по статьям 58-10-2, 58-11 УК РСФСР и приговорён к восьми годам лишения свободы. Обвинительное заключение полностью повторило постановление об аресте, епископ Уар был обвинён в том, что был идейным руководителем массового выступления женщин в с. Студенки, систематически проводил контрреволюционную агитацию против Советской власти и партии и т. д.

После суда на свидании сказал детям: «Не плачьте и не переживайте. Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное — прожить жизнь достойно».

Тюрьма, лагерь, мученическая кончина

На следующий день после заседания суда 12 сентября 1935 года владыку этапом отправили в тюрьму в город Мичуринска Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года.

В лагере сначала был занят на мощении дорог, позже ввиду физической немощи (после проведения медицинского обследования у него был выявлен миокардит и пляска святого Витта) был переведён счетоводом. В этом же лагере содержалась староста липецкого собора, осуждённая за то же дело, что и Шмарин. Она писала родным:

Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает.

Из лагеря владыка писал родным, стараясь их подбодрить, что живёт —

слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища.

В 1936—1938 годах содержался вместе с политическими заключёнными. В 1938 году переведён на участок под названием Меркеле, в барак, где содержались уголовники. 23 сентября 1938 года после многодневных избиений уголовниками владыка Уар скончался. Похоронен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря[7].

В начале 1991 года дочь владыки Клавдия Шмарина обратилась к Михаилу Горбачёву с просьбой о реабилитации отца.

Постановлением президиума Верховного суда РСФСР от 20 ноября 1991 года Шмарин Петр Алексеевич «за отсутствием состава преступления» реабилитирован.

Почитание

На Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года епископ Уар прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память первого епископа Липецкого священномученика Уара совершается 10/23 сентября в Собор Липецких святых. Празднование установлено 8 июля 2010 года по благословению патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

В Липецке, в новых микрорайонах возводится храм в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого[8]. Решение о строительстве нового храма в Липецке было принято в 2007 году. По проекту, храм будет двухэтажным: нижний придел будет освящён в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, верхний основной — в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Уникальность храма будет состоять в том, что он будет исполнен в греческом, а точнее новоафонском стиле. Пять куполов храма будут греческими полукруглыми. Высота храма составит 36 м.

Примечания

  1. Сейчас Новоситовка — село в Петровском районе Тамбовской области
  2. 2,0 2,1 Здесь и далее: Архив УФСБ РФ по Липецкой обл. Арх. № 25008
  3. Попова Е. В Воронеже живет дочь святого//Газета «Моё» от 25-10-2005, Воронеж. (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2008. Архивировано 26 января 2006 года.
  4. Памяти Клавдии Петровны Шмариной | Липецкая и Елецкая епархия (недоступная ссылка). www.le-eparchy.ru. Дата обращения: 27 декабря 2016. Архивировано 28 декабря 2016 года.
  5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июля 2017. Архивировано 25 августа 2017 года.
  6. Формулировка «религиозные предрассудки» не случайна. Согласно Статье 58-10-2 УК РСФСР «Пропаганда и агитация… с использованием религиозных предрассудков» приравнена по тяжести содеянного к вооруженному восстанию в контрреволюционных целях, захвату власти и т. д. и влечет за собой «высшую меру социальной защиты».
  7. Ныне село Самарка Абайского района (до 23 мая 1997 года Мичуринского района) Карагандинской области.
  8. О приходе храма в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. — Тверь, 2002. — С. 167—183.
  • Дорофеев С., свящ. Служение священномученика Уара, епископа Липецкого // Труды преподавателей и выпускников Воронежской Православной Духовной Семинарии. — 2011. — № 4-5. — С. 207—222.
  • Басова Н. А. Служение священномученика Уара (Шмарина) на острове Мантсинсаари (1910—1916 гг.) // Православие в Карелии : материалы IV научной конференции, посвященной 25-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии (25—26 ноября 2015 года, г. Петрозаводск). — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2016. — 478 с. — ISBN 978-5-8021-2949-4 — C. 243—252
  • Елисеева Т. П., Трохова И. В. Миссионерское служение священника Петра Шмарина, будущего сщмч. Уара, епископа Липецкого, в Финляндской Карелии (1910—1917 гг.) // «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Материалы ХIII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». Под редакцией Н. Я. Безбородовой, Н. В. Стюфляевой (ответственный редактор). 2018. — С. 261—272

Ссылки