Уайт, Роберт Майкл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберт Майкл Уайт
Принадлежность  США
Звание Генерал-майор генерал-майор ВВС
Награды и премии
Крест Военно-воздушных сил США U.S. Army Distinguished Service Medal ribbon.svg Silver Star BAR.svg
Орден «Легион почёта» степени легионера Distinguished Flying Cross ribbon.svg Bronze Star Medal ribbon.svg
Air Medal ribbon.svg NasaDisRib.svg Prisoner of War Medal ribbon.svg
American Campaign Medal ribbon.svg European-African-Middle Eastern Campaign ribbon.svg World War II Victory Medal ribbon.svg
National Defense Service Medal ribbon.svg Vietnam Service Medal ribbon.svg Vietnamese Gallantry Cross ribbon.svg
Vietnam Campaign Medal ribbon with 60- clasp.svg

Роберт Майкл Уайт (англ. Robert Michael White; 6 июля 1924 — 17 марта 2010) — американский военный лётчик-испытатель, генерал-майор ВВС США. В 1960-х годах участвовал в испытаниях экспериментального самолёта X-15, на котором много раз побил рекорды скорости и высоты полёта. В дальнейшем был ответственным за разработку нескольких современных военных самолётов.

Биография

Ранние годы и военная служба

Уайт родился в Нью-Йорке 6 июля 1924 года. На военную службу он поступил в ноябре 1942 года в качестве кадета ВВС ВС США, в звании второго лейтенанта выпустился в феврале 1944 года. Во время Второй мировой войны Уайт служил в 355-й группе истребителей, сражавшейся в небе над Европой. С июля 1944 по февраль 1945 года он летал на P-51 Mustang, был сбит над Германией во время своего 52-го боевого вылета, находился в немецком плену до освобождения в апреле 1945 года. В декабре 1945 года Уайт ушёл со службы, оставшись в резерве ВВС приписанным к авиабазе Митчел в Нью-Йорке и занялся своим образованием. В 1951 году он получил степень бакалавра электротехники в Нью-Йоркском университете, позже продолжил обучение и в 1966 году получил степень магистра делового управления в Университете Джорджа Вашингтона.

Уайт вернулся на службу в мае 1951 года, во время Корейской войны. Сначала он служил в 514-м авианосном крыле на авиабазе Митчелл, в феврале 1952 года был переведён пилотом-истребителем в 40-й эскадрон истребителей-перехватчиков на авиабазу Джонсон в Японии. В августе 1953 года Уайт вернулся в США и служил инженером-системотехником в центре развития и исследований Роум на авиабазе Гриффисс в Нью-Йорке.

Лётчик-испытатель

Пройдя обучение в школе лётчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, Уайт стал испытывать новейшие модели самолётов, таких как F-86 Sabre, F-89 Scorpion, F-102 Delta Dagger и F-105 Thunderchief. Он получил должность заместителя начальника дивизии испытательных полётов, позже был назначен помощником начальника подразделения управляемых космических аппаратов.

В 1958 году Уайт был выбран основным лётчиком-испытателем ракетоплана X-15. Свой первый полёт на нём Уайт совершил 15 апреля 1960 года. Через четыре месяца он поднял самолёт на высоту 41,5 км. Уайт был одним из кандидатов в астронавты в рамках программы Man In Space Soonest, однако она и не дошла до финальной стадии и была заменена программой «Меркурий».

В феврале 1961 года Уайт неофициально установил новый рекорд скорости полёта, разогнав свой X-15 до 3660 км/ч. До конца года он улучшал свой рекорд и 9 ноября разогнал самолёт до скорости 6590 км/ч, став первым пилотом, шестикратно превысившим скорость звука. Президент Кеннеди наградил Уайта и трёх других пилотов X-15, Джозефа Уокера, Форреста Питерсона и Скотта Кроссфилда, престижной авиационной наградой — призом Роберта Колье. 17 июля 1962 года майор Уайт поднял свой X-15 на высоту 96 км, тем самым совершив суборбитальный космический полёт по классификации ВВС США.

Последующие годы

В октябре 1963 года Уайт вернулся в Германию, где служил в должности руководителя полётов 22-го эскадрона тактических истребителей, 36-го крыла тактических истребителей и командира 53-го эскадрона тактических истребителей. В августе 1965 года он вернулся в США и поступил в Промышленный колледж ВС в Вашингтоне, который окончил годом позже. С сентября 1966 по май 1967 годов подполковник Уайт руководил отделом тактических систем и руководил испытательной программой F-111.

В мае 1967 года, во время Вьетнамской войны, полковник Уайт был назначен заместителем командующего 355-м крылом тактических истребителей. Он совершил 70 боевых вылетов над Северным Вьетнамом, за бомбардировку моста Поля Думера в Ханое, которую он возглавлял 11 августа 1967 года, Уайт был награждён крестом Военно-воздушных сил. В октябре того же года он был переведён в штаб ВВС в Южном Вьетнаме, руководил наступательными воздушными операциями.

В июне 1968 года Уайт вернулся в США и на авиабазе Райт-Паттерсон работал по программе испытаний истребителя F-15. 31 июля 1970 года Уайт возглавил центр испытательных полётов ВВС на авиабазе Эдвардс, где руководил разработкой лётных испытаний для управляемых и неуправляемых аэрокосмических аппаратов. В ноябре 1972 года он был назначен командующим учебным корпусом резерва ВВС. В марте 1975 года Уайт был назначен начальником штаба Четвертого объединенного тактического авиационного командования. 12 февраля 1975 года он получил звание генерал-майора. 1 февраля 1981 года Уайт вышел в отставку.

Примечания

Ссылки