Уайтхед, Роберт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберт Уайтхед
Robert Whitehead
Robert Whitehead.jpg
Дата рождения 3 января 1823(1823-01-03)
Место рождения Болтон, графство Ланкашир, Великобритания
Дата смерти 14 ноября 1905(1905-11-14) (82 года)
Место смерти Шривенхем, графство Беркшир, Великобритания
Страна  Великобритания
Род деятельности инженерия
Отец Джеймс Уайтхед
Мать Эллен Свифт
Супруг(а) Фрэнсис Мэри Джонсон
Дети Джон Уайтхед, Элис Уайтхед
Здание фирмы Уайтхеда в Фиуме, 1910 год.
Роберт Уайтхед испытывает аккумуляторную батарею новой торпеды (Фиуме, 1875).

Роберт Уайтхед (3 января 1823, Болтон — 14 ноября 1905, Шривенхем) — английский инженер, считающийся изобретателем торпеды[1].

Биография

Роберт Уайтхед родился в Великобритании в городе Болтоне в семье владельца текстильной фабрики Джеймса Уайтхеда. В период с 1829 по 1837 года Роберт получил образование в местной грамматической школе. Роберт ещё в детстве проявил интерес к новым паровым двигателям и локомотивам, и в возрасте 16 лет был отдан в учение к инженерам Ричарду Ормероду и сыну, проживавшим в Манчестере. В 1846 году он женился на Фрэнсис Мэри Джонсон, и в этом же году переехал во Францию, в Марсель, где работал в качестве морского конструктора. С 1856 года он стал работать главным инженером австрийской компании Stabilimeno Technico Fiumano в Фиуме, занимающейся проектированием и постройкой военных кораблей для австрийского (с 1867 года — австро-венгерского) флота[2]. В 1858 году Роберт Уайтхед становится владельцем собственного небольшого механического завода, размещённого там же в Фиуме[3].

Изобретение торпеды

Событием, изменившим жизнь Роберта Уайтхеда, стало последовавшее в 1864 году приглашение его присоединиться к работе по усовершенствованию аппарата для береговой обороны, известного в англоязычном переводе, как «coastsaver» («защитник берега»), изобретенного отставным фрегаттен-капитаном (капитаном 2-го ранга) Императорского Военного Флота Австрийской Империи Джованни Лапписом (более известном в России под немецкоязычной версией своих имени и фамилииЙоганн Луппис). Устройство представляло собой погружаемый в воду длинный сигарообразный аппарат, заполненный взрывчатым веществом и перемещаемый с помощью увеличенного в размерах часового механизма[4][5]. Идея создания подобного аппарата потерпела крах, но она вдохновила Уайтхеда на поиск других решений по созданию нового оружия.

При помощи своего двенадцатилетнего сына Джона Уайтхед в течение последующих двух лет неутомимо занимался созданием и испытанием нового подводного оружия. Результатом двухлетних работ стала представленная в октябре 1866 году в Фиуме вторая в мире (после впервые испытанной в 1865 году самодвижущейся мины И. Ф. Александровского — См. Торпеда Александровского) самодвижущаяся мина (торпеда) с пневматическим приводом. Испытания оказались неудачными ввиду неустойчивости хода торпеды по курсу и глубине[6], но в 1868 году Уайтхед представил новый образец торпеды — с соосными гребными винтами и гидростатом — принятый, после некоторой доработки, на вооружение Австро-Венгерским флотом в 1871 году[7]. Торпеда впоследствии постоянно совершенствовалась Уайтхедом и ещё при его жизни компанией Уайтхеда было создано значительное число вариантов торпед. С 1866 по 1905 года максимальная скорость хода торпед Уайтхеда увеличилась с 6,5 до 32 узлов, а максимальная дальность пуска увеличилась с 200 до 2200 ярдов (со 180-ти до 2000 метров)[8][9][10][11].

В 1868 году, после успешной демонстрации возможностей торпеды, австро-венгерский флот решил разместить заказ на её производство. Роберт Уайтхед при заключении контракта сохранил за собой право продажи торпед другим странам и посвятил всю свою дальнейшую жизнь развитию торпедного оружия. К 1869 году сведения о деятельности Уайтхеда в Фиуме дошли до руководства Королевского Флота Великобритании. За этим последовало приглашение Роберта назад в Великобританию, где он провёл демонстрации своих 14-ти- (355,6-мм) и 16-тидюймовых (406,4-мм) торпед. За демонстрациями последовала покупка права на использование этих торпед британским флотом, а с 1872 года покупка права и на их производство в Вулвичском арсенале (Royal Arsenal).

В течение нескольких последующих лет на фабрику Уайтхеда последовали заказы на приобретение торпед со стороны Франции (1872 год), Германии (1873 год), Италии (1873 год), России (1874 год),[12] Аргентины, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Норвегии, Португалии, Турции, Чили, Швеции и Японии. Россия стала шестым государством мира, принявшим (в 1874 году) на вооружение своего военно-морского флота торпеду.

Примечания

  1. На самом деле торпеду (правда неудачную) изобрел Джованни Лаппис, а в 1865 году русский изобретатель И. Ф. Александровский уже имел ограниченно пригодный для практического использования опытный образец торпеды. Но Уайтхед был действительно первым, кто довел свой образец до принятия на вооружение.
  2. New Page 1 (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 февраля 2009. Архивировано 1 января 2009 года.
  3. Торпеды Российского флота Архивировано 28 июня 2008 года.  (недоступная ссылка — история)
  4. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей / Тарас А. Е. — Минск : Харвест, 1999. — С. 49. — ISBN 985-433-419-8.
  5. Имеющее хождение мнение, что «аппарат Лапписа» перемещался вдоль берега с помощью верёвок, не соответствует действительности.
  6. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей / Тарас А. Е. — Минск : Харвест, 1999. — С. 50. — ISBN 985-433-419-8.
  7. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей / Тарас А. Е. — Минск : Харвест, 1999. — С. 50—51, 55. — ISBN 985-433-419-8.
  8. http://www.users.globalnet.co.uk/~wykedh/rwbook/rwindexpage.htm Архивная копия от 1 января 2009 на Wayback Machine>
  9. A History of the Torpedo The Early Days By Geoff Kirby
  10. Silverstone P. H. The New Navy (1883—1922). — NY.; L., 2006. — ISBN 978-0-415-97871-2.
  11. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей / Тарас А. Е. — Минск : Харвест, 1999. — С. 64. — ISBN 985-433-419-8.
  12. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей / Тарас А. Е. — Минск : Харвест, 1999. — С. 53, 55. — ISBN 985-433-419-8.

Литература

  • Gray, Edwin. The Devil’s Device: Robert Whitehead and the History of the Torpedo, Annapolis: Naval Institute Press, 1991 310pp, ISBN 0-87021-245-1  (нем.)
  • Sternberg, Cecilia. «Es stand ein Schloß in Böhmen (Wanderjahre einer Europäerin», Hamburg, 1980, ISBN 3-404-10164-2  (нем.)

Ссылки