Тюменский судостроительный завод
Тюменский судостроительный завод | |||
---|---|---|---|
Год основания | 1928 | ||
Год закрытия | 2011 | ||
Прежние названия | завод № 639, п/я 45, Тюменский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР | ||
Основатели | Балтийский завод | ||
Расположение |
Россия Тюмень |
||
Ключевые фигуры | Пётр Потапов, Михаил Метельский | ||
Отрасль | Судостроение, оборонная промышленность | ||
Продукция | пассажирские теплоходы, наливные танкеры, сухогрузы, буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы, плавучие электростанции, баржи | ||
Число работников | 6200 (1964), 700 (1998) | ||
Материнская компания | Интегра | ||
Награды |
|
||
Тюменский судостроительный завод (ТСЗ, Тюменский Ордена Отечественной Войны I степени судостроительный завод имени 60 летия Союза ССР) — бывшее предприятие, входившее в группу «Интегра». Являлся одним из старейших предприятий Тюмени.
Предыстория
Тюмень стала центром судостроения с развитием Второй промышленной революции в России - в конце XIX - начале ХХ века. Также город был главной базой торгового и пассажирского парового флота в бассейне Иртыша[1].
История
Начало работы
Завод основан 5 июня 1928 года, когда на заседании правления Ленинградского судостроительного треста были утверждены проект и сметы на строительство верфи в Тюмени[2].
Однако подготовительные работы для запуска производства начались ранее: за пять лет до этого, в 1923 году, Балтийский завод в Ленинграде получил заказ на изготовление деталей для двух лихтеров грузоподъемностью 2340 тонн. Готовые детали и отдельные узлы были отправлены в Тюмень по железной дороге, где 6 сентября 1923 года поставлены на стапеля для сборки[1].
Сданные Комитету Северного морского пути в конце июня 1924 года лихтеры позволили увеличить грузооборот северной навигации в 2-3 раза[1].
В 1926 году Балтийский завод начал изготовление деталей для второго заказа - буксирного теплохода «М. Фрумкин» мощностью 1 500 лошадиных сил, заложенного 2 сентября 1926 года на стапелях в Тюмени. Теплоход был сдан 27 июля 1928 года, уже после официального открытия завода[1].
В последующие несколько месяцев в районе нынешнего Профсоюзного моста строились новые цеха, расположившиеся на площади в 42 гектара[1].
К концу первой пятилетки (1929–1932 годы) тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж.
До 1941 года на заводе строились баржи для навалочных грузов, пассажирские и буксирные паровые суда, часть из которых поставлялись в другие регионы в разобранном виде[2].
Завод в годы войны
28 августа 1941 года начальник Первого главного управления Наркомата судостроительной промышленности СССР Балаев докладывал заместителю наркома Белову об организации производства торпедных катеров на Тюменской судоверфи: «Годовая программа Тюменской судоверфи предусматривает выпуск 19 единиц торпедных катеров ХI серии-бис. Все монтажные работы по корпусной, механической, электрической и прочими частями корабля будут доводиться в катеросборочном цехе до стопроцентной готовности. Швартовые испытания катеров будут производиться на реке Туре»[3].
Первый эшелон с оборудованием для судоверфи прибыл со станции Понтонной из-под Ленинграда, затем поступил эшелон с оборудованием и рабочими из Херсона. В этом составе были доставлены корпуса недостроенных торпедных катеров. Затем прибыли судостроители из Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Эвакуированных расселили по квартирам тюменцев, установив норму жилой площади 4 кв.м. на человека. Также спешно строились бараки для расселения прибывших рабочих[3].
Разгрузка эшелонов производилась незамедлительно, станки для механического цеха ставили на временные фундаменты[3].
К осени 1941 года Тюменский судостроительный завод значительно разросся за счёт эвакуации предприятий того же профиля из Москвы, Ленинграда, Керчи, Херсона, Рыбинска и Зеленодольска. Все они были объединены на базе Тюменской судоверфи, которая 31 декабря 1941 года получила наименование «Тюменский завод № 639 Народного комиссариата судостроительной промышленности»[1] со специализацией на выпуске торпедных катеров марки Г-5-Х1-бис конструкции Андрея Туполева[3]. Торпедные катера верфь выпускала единственная среди предприятий оборонной промышленности[1]. Кроме того, вновь образованный завод был ориентирован на производство буксиров, барж, изготовление деталей к снарядам М-13 для «катюш».
Трудовой подвиг
Штат работников преобразованного в военный завода составлял всего 977 человек, или 46% от необходимого; на производство пришли женщины, старики и подростки[1]. Ветеран завода Бибисара Хафизова вспоминала: «Трудились наравне со взрослыми, работая по 12 часов в сутки без выходных и отпусков, а после работы дополнительно 2-3 часа шли на разгрузку топлива или на смазку снарядов солидолом и укладку их в ящики. С предприятия отпускали только по личному распоряжению директора. И так все четыре года войны. Выполняли производственное задание на сто и более процентов. Если побеждали в социалистическом соревновании, то получали «стахановскую карточку» – дополнительно 100 граммов хлеба в день»[3].
Начало выпуска катеров: через 2 месяца
Оборудование завода прибыло в середине октября, а ввод производства в эксплуатацию запланировали на 15 декабря 1941 года. Ускоренными темпами проводились реконструкция производственных площадей судоверфи и ремзавода, а также строительство цехов. Особенно торопились устроить цех стапелей, монтажный и торпедный. В недостроенных и недооборудованных цехах завод начал изготовление катеров[3].
Первые 16 торпедных катеров пришлось перевозить на ходовые испытания в район Перми, на реку Каму, так как первые испытания на Туре закончились неудачей: катера были повреждены топляком от сплава брёвен[1]. После этого катера начали отправлять по железной дороге в город Молотов на завод № 344. На железнодорожные платформы устанавливали кильблоки, на которые устанавливали катера. Сверху делали раму и натягивали брезент, формируя маскировочный огромный ящик. С завода платформы уходили всегда ночью. Первый акт на приемку серийного боевого катера Г-5 подписан 30 сентября 1942 года[3].
Кроме торпедных катеров модификаций Г-5 (их было изготовлено 134) и ТК-123 «Комсомолец» (31), завод ремонтировал повреждённые в боях катера, доставлявшиеся по железной дороге. Кроме того, завод изготавливал миномёты, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием[1].
Изобретения
Благодаря изобретению инженеров Андреева и Шумского, разработавших в литейно-кузнечном цехе центробежный способ отливки бронзовых гребней винтов в металлический кокиль взамен формовки и отливки в земляные формы, была получена экономия 365 тысяч рублей в год[3].
28 марта 1944 года нарком Носенко премировал мастера пятого цеха, отмечая его ценное изобретение. Впервые в стране было разработано и выполнено приспособление к строгальному станку для обработки гребных винтов. Приспособление механизировало тяжелый ручной труд винторубщиков, а скорость обработки увеличилась в 5-6 раз[3].
Вклад в победу
На тюменских катерах несли службу 12 Героев Советского Союза на Черноморском флоте, 8 Героев на Балтийском флоте и 2 Героя на Тихоокеанском флоте. Тюменские катера соответственно уничтожили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике - 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца[1].
В 1944 году верфь начала строить именные торпедные катера на средства, собранные тружениками тыла: «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий»[1]. На средства, собранные учениками Тюменской школы № 25, был построен катер «Тюменский пионер»[3].
К 1945 году количество работников выросло почти в 2,5 раза и достигло 2400 человек. За ударный труд коллектив трижды получал переходящее Красное знамя ГКО СССР, которое в 1946 году было оставлено заводу на вечное хранение. 341 работник Тюменского судостроительного завода и 32 прикомандированных к нему сотрудника Байкальской сборочной верфи были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[1].
От завода к городку судостроителей
В послевоенные годы завод переориентировался на выпуск мирной продукции для речного судоходства и судов типа «река - море», сохранив частично и свою оборонную специализацию[2]. С 1958 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1094-53 от 03.10.1958 г. заводу было поручено освоить и организовать серийное производство ряда наземных подвижных средств, входящих в ракетные комплексы. Для этого на заводе было создано Специальное конструкторско-технологическое бюро) в составе 130 человек (постановление СМ РСФСР №1639-195 от 07.10.1959 г.)[4]. Оперативно было принято решение Тюменского совнархоза о срочном строительстве нового блока цехов площадью 12000 м2 с прилегающим к нему трёхэтажным административным зданием (площадью 3500 м2), материально-технические ресурсы поставлялись в срочном порядке по статье «НР» (непредвиденные работы), заказы по которой выполнялись в первую очередь, были определены номенклатура изделий плана 1959 г., а также сроки поставки конструкторской документации и её разработчик[4].
В 1962 году на заводе начала выходить многотиражная газета «Тюменский судостроитель»[2].
В 1960-е годы развитие завода было связано с освоением тюменской нефти. В 1964 году начался серийный выпуск нефтеналивного флота для транспортировки добытого сырья на нефтеперерабатывающие заводы. За четыре года было построено 186 нефтеналивных барж и сорок танкеров общей грузоподъёмностью 406 тысяч тонн, которые поступали в распоряжение РЭБ Главтюменнефтегаза и обеспечили доставку более пяти миллионов т нефти с севера на Омский НПЗ до завершения строительства первого нефтепровода Усть-Балык - Омск[2].
Для обеспечения нефтедобывающих районов электроэнергией на заводе был разработан проект плавучей электростанции «Северное сияние» и построены две станции общей мощностью 48 МВт.[2]
С 1947 по 1992 годы завод построил более двух тысяч судов. Это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.
За вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне указом от 4 мая 1985 года завод на награждён орденом Отечественной Войны I степени[2].
Новые собственники
В 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. В рамках конверсии завод выпускал продукцию для топливно-энергетического комплекса: подъёмные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи.
С середины 1990-х годов завод попал в тяжелейшее финансовое положение и перестал выпускать судостроительную продукцию. Государственного заказа не было, увольнялись квалифицированные рабочие, инженеры, технологи.
В августе 2006 года предприятие вошло в группу «Интегра». Предприятие было перепрофилировано на выпуск тяжелых буровых установок. В течение 2006–2009 годов в восстановление завода «Интегра» инвестировала около 500 млн. рублей, которые были направлены на развитие инфраструктуры предприятия.
Ликвидация завода
30 августа 2011 года «Интегра» объявила на своем сайте о продаже ООО «ТСЗ», в собственности которого находится имущественный комплекс бывшего Тюменского судостроительного завода. Покупателем выступило ООО «Монолит», входящее в Группу компаний «ДОМ», одну из крупнейших девелоперских компаний Тюмени. Сумма сделки составила 773 млн. рублей (26,7 млн. долл. США). Итогом всех этих мероприятий должен стать снос завода и застройка около 42,7 гектара земли многоэтажками гражданского назначения. По оценкам новых владельцев, на подготовку уйдет 1-1,5 года.
В 2017 году был создан сайт для сохранения памяти о Тюменском судостроительном заводе и тех, кто работал на этом предприятии.[5]
Награды
За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.
За вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне указом от 4 мая 1985 года завод награждён орденом Отечественной Войны I степени[2].
Руководители
Потапов Пётр Петрович - с 1953-го по 1955 г, 1960-го по 1989 год.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Тюменский судостроительный завод – ГородТ . gorod-t.info. Централизованная городская библиотечная система г. Тюмени (18 сентября 2019). Дата обращения: 17 января 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Память о Тюменском судостроительном заводе . tsz-memory.ru (1 ноября 2011). Дата обращения: 17 января 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Тюмень – колыбель сибирского судостроения . Тюмень сегодня. Редакция газеты "Тюмень сегодня" (23 января 2015).
- ↑ 4,0 4,1 Тюменский судостроительный завод. Заказы Министерства обороны СССР . davaiknam.ru (2008). Дата обращения: 18 января 2023.
- ↑ Сайт памяти о тюменском судостроительном заводе . Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
- Организации, награждённые орденом Отечественной войны
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Предприятия по алфавиту
- Предприятия, основанные в 1928 году
- Предприятия, закрытые в 2011 году
- Машиностроительные компании России
- Судостроительные предприятия России
- Предприятия Тюмени
- Производители бурового оборудования России
- Судостроение СССР