Тюменский судостроительный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тюменский судостроительный завод
Интегра.png
Год основания 1928
Год закрытия 2011
Прежние названия завод № 639, п/я 45, Тюменский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР
Основатели Балтийский завод
Расположение  Россия
 Тюмень
Ключевые фигуры Пётр Потапов, Михаил Метельский
Отрасль Судостроение, оборонная промышленность
Продукция пассажирские теплоходы, наливные танкеры, сухогрузы, буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы, плавучие электростанции, баржи
Число работников 6200 (1964), 700 (1998)
Материнская компания Интегра
Награды
Орден Отечественной войны I степени Государственная премия СССР

Тюменский судостроительный завод (ТСЗ, Тюменский  Ордена Отечественной Войны I степени судостроительный завод имени 60 летия Союза ССР) — бывшее предприятие, входившее в группу «Интегра». Являлся одним из старейших предприятий Тюмени.

Предыстория

Тюмень стала центром судостроения с развитием Второй промышленной революции в России - в конце XIX - начале ХХ века. Также город был главной базой торгового и пассажирского парового флота в бассейне Иртыша[1].

История

Начало работы

Завод основан 5 июня 1928 года, когда на заседании правления Ленинградского судостроительного треста были утверждены проект и сметы на строительство верфи в Тюмени[2].

Однако подготовительные работы для запуска производства начались ранее: за пять лет до этого, в 1923 году, Балтийский завод в Ленинграде получил заказ на изготовление деталей для двух лихтеров грузоподъемностью 2340 тонн. Готовые детали и отдельные узлы были отправлены в Тюмень по железной дороге, где 6 сентября 1923 года поставлены на стапеля для сборки[1].

Сданные Комитету Северного морского пути в конце июня 1924 года лихтеры позволили увеличить грузооборот северной навигации в 2-3 раза[1].

В 1926 году Балтийский завод начал изготовление деталей для второго заказа - буксирного теплохода «М. Фрумкин» мощностью 1 500 лошадиных сил, заложенного 2 сентября 1926 года на стапелях в Тюмени. Теплоход был сдан 27 июля 1928 года, уже после официального открытия завода[1].

В последующие несколько месяцев в районе нынешнего Профсоюзного моста строились новые цеха, расположившиеся на площади в 42 гектара[1].

К концу первой пятилетки (1929–1932 годы) тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж.

До 1941 года на заводе строились баржи для навалочных грузов, пассажирские и буксирные паровые суда, часть из которых поставлялись в другие регионы в разобранном виде[2].

Завод в годы войны

28 августа 1941 года начальник Первого главного управления Наркомата судостроительной промышленности СССР Балаев докладывал заместителю наркома Белову об организации производства торпедных катеров на Тюменской судоверфи: «Годовая программа Тюменской судоверфи предусматривает выпуск 19 единиц торпедных катеров ХI серии-бис. Все монтажные работы по корпусной, механической, электрической и прочими частями корабля будут доводиться в катеросборочном цехе до стопроцентной готовности. Швартовые испытания катеров будут производиться на реке Туре»[3].

Первый эшелон с оборудованием для судоверфи прибыл со станции Понтонной из-под Ленинграда, затем поступил эшелон с оборудованием и  рабочими из Херсона. В этом составе были доставлены корпуса недостроенных торпедных катеров. Затем прибыли судостроители из Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Эвакуированных расселили по квартирам тюменцев, установив норму жилой площади 4 кв.м. на человека. Также спешно строились бараки для расселения прибывших рабочих[3].

Разгрузка эшелонов производилась незамедлительно, станки для механического цеха ставили на временные фундаменты[3].

К осени 1941 года Тюменский судостроительный завод значительно разросся за счёт эвакуации предприятий того же профиля из Москвы, Ленинграда, Керчи, Херсона, Рыбинска и Зеленодольска. Все они были объединены на базе Тюменской судоверфи, которая 31 декабря 1941 года получила наименование «Тюменский завод № 639 Народного комиссариата судостроительной промышленности»[1] со специализацией на выпуске торпедных катеров марки Г-5-Х1-бис конструкции Андрея Туполева[3]. Торпедные катера верфь выпускала единственная среди предприятий оборонной промышленности[1]. Кроме того, вновь образованный завод был ориентирован на производство буксиров, барж, изготовление деталей к снарядам М-13 для «катюш».

Трудовой подвиг

Штат работников преобразованного в военный завода составлял всего 977 человек, или 46% от необходимого; на производство пришли женщины, старики и подростки[1]. Ветеран завода Бибисара Хафизова вспоминала: «Трудились наравне со взрослыми, работая по 12 часов в сутки без выходных и отпусков, а после работы дополнительно 2-3 часа шли на разгрузку топлива или на смазку снарядов солидолом и укладку их  в ящики. С предприятия отпускали только по личному распоряжению директора. И так все четыре года войны. Выполняли производственное задание на сто и более процентов. Если побеждали в социалистическом соревновании, то получали «стахановскую карточку» – дополнительно 100 граммов хлеба в день»[3].

Начало выпуска катеров: через 2 месяца

Оборудование завода прибыло в середине октября, а ввод производства в эксплуатацию запланировали на 15 декабря 1941 года. Ускоренными темпами проводились реконструкция производственных площадей судоверфи и ремзавода, а также строительство цехов. Особенно торопились устроить цех стапелей, монтажный и  торпедный. В недостроенных и недооборудованных цехах завод начал изготовление катеров[3].

Первые 16 торпедных катеров пришлось перевозить на ходовые испытания в район Перми, на реку Каму, так как первые испытания на Туре закончились неудачей: катера были повреждены топляком от сплава брёвен[1]. После этого катера начали отправлять по железной дороге в город Молотов на завод № 344. На железнодорожные платформы устанавливали кильблоки, на которые устанавливали катера. Сверху делали раму и натягивали брезент, формируя маскировочный огромный ящик. С завода платформы уходили всегда ночью. Первый акт на приемку серийного боевого катера Г-5 подписан 30 сентября 1942 года[3].

Кроме торпедных катеров модификаций Г-5 (их было изготовлено 134) и ТК-123 «Комсомолец» (31), завод ремонтировал повреждённые в боях катера, доставлявшиеся по железной дороге. Кроме того, завод изготавливал миномёты, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием[1].

Изобретения

Благодаря изобретению инженеров Андреева и  Шумского, разработавших  в литейно-кузнечном цехе центробежный способ отливки бронзовых гребней винтов в металлический кокиль взамен формовки и отливки в земляные формы, была получена экономия 365 тысяч рублей в год[3].

28 марта 1944 года нарком Носенко премировал мастера пятого цеха, отмечая его ценное изобретение. Впервые в стране было разработано и выполнено приспособление к строгальному станку для  обработки гребных винтов. Приспособление механизировало тяжелый ручной труд винторубщиков, а скорость обработки увеличилась в 5-6 раз[3].

Вклад в победу

На тюменских катерах несли службу 12 Героев Советского Союза на Черноморском флоте, 8 Героев на Балтийском флоте и 2 Героя на Тихоокеанском флоте. Тюменские катера соответственно уничтожили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике - 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца[1].

В 1944 году верфь начала строить именные торпедные катера на средства, собранные тружениками тыла: «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий»[1]. На средства, собранные учениками Тюменской школы № 25, был построен катер «Тюменский пионер»[3].

К 1945 году количество работников выросло почти в 2,5 раза и достигло 2400 человек. За ударный труд коллектив трижды получал переходящее Красное знамя ГКО СССР, которое в 1946 году было оставлено заводу на вечное хранение. 341 работник Тюменского судостроительного завода и 32 прикомандированных к нему сотрудника Байкальской сборочной верфи были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[1].

От завода к городку судостроителей

В послевоенные годы завод переориентировался на выпуск мирной продукции для речного судоходства и судов типа «река - море», сохранив частично и свою оборонную специализацию[2]. С 1958 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1094-53 от 03.10.1958 г. заводу было поручено освоить и организовать серийное производство ряда наземных подвижных средств, входящих в ракетные комплексы. Для этого на заводе было создано Специальное конструкторско-технологическое бюро) в составе 130 человек (постановление СМ РСФСР №1639-195 от 07.10.1959 г.)[4]. Оперативно было принято решение Тюменского совнархоза о срочном строительстве нового блока цехов площадью 12000 м2 с прилегающим к нему трёхэтажным административным зданием (площадью 3500 м2), материально-технические ресурсы поставлялись в срочном порядке по статье «НР» (непредвиденные работы), заказы по которой выполнялись в первую очередь, были определены номенклатура изделий плана 1959 г., а также сроки поставки конструкторской документации и её разработчик[4].

В 1962 году на заводе начала выходить многотиражная газета «Тюменский судостроитель»[2].

В 1960-е годы развитие завода было связано с освоением тюменской нефти. В 1964 году начался серийный выпуск нефтеналивного флота для транспортировки добытого сырья на нефтеперерабатывающие заводы. За четыре года было построено 186 нефтеналивных барж и сорок танкеров общей грузоподъёмностью 406 тысяч тонн, которые поступали в распоряжение РЭБ Главтюменнефтегаза и обеспечили доставку более пяти миллионов т нефти с севера на Омский НПЗ до завершения строительства первого нефтепровода Усть-Балык - Омск[2].

Для обеспечения нефтедобывающих районов электроэнергией на заводе был разработан проект плавучей электростанции «Северное сияние» и построены две станции общей мощностью 48 МВт.[2]

С 1947 по 1992 годы завод построил более двух тысяч судов. Это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.

За вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне указом от 4 мая 1985 года завод на награждён орденом Отечественной Войны I степени[2].

Новые собственники

В 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. В рамках конверсии завод выпускал продукцию для топливно-энергетического комплекса: подъёмные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи.

С середины 1990-х годов завод попал в тяжелейшее финансовое положение и перестал выпускать судостроительную продукцию. Государственного заказа не было, увольнялись квалифицированные рабочие, инженеры, технологи.

В августе 2006 года предприятие вошло в группу «Интегра». Предприятие было перепрофилировано на выпуск тяжелых буровых установок. В течение 20062009 годов в восстановление завода «Интегра» инвестировала около 500 млн. рублей, которые были направлены на развитие инфраструктуры предприятия.

Ликвидация завода

30 августа 2011 года «Интегра» объявила на своем сайте о продаже ООО «ТСЗ», в собственности которого находится имущественный комплекс бывшего Тюменского судостроительного завода. Покупателем выступило ООО «Монолит», входящее в Группу компаний «ДОМ», одну из крупнейших девелоперских компаний Тюмени. Сумма сделки составила 773 млн. рублей (26,7 млн. долл. США). Итогом всех этих мероприятий должен стать снос завода и застройка около 42,7 гектара земли многоэтажками гражданского назначения. По оценкам новых владельцев, на подготовку уйдет 1-1,5 года.

В 2017 году был создан сайт для сохранения памяти о Тюменском судостроительном заводе и тех, кто работал на этом предприятии.[5]

Награды

За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.

За вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне указом от 4 мая 1985 года завод награждён орденом Отечественной Войны I степени[2].

Руководители

Потапов Пётр Петрович - с 1953-го по 1955 г, 1960-го по 1989 год.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Тюменский судостроительный завод – ГородТ. gorod-t.info. Централизованная городская библиотечная система г. Тюмени (18 сентября 2019). Дата обращения: 17 января 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Память о Тюменском судостроительном заводе. tsz-memory.ru (1 ноября 2011). Дата обращения: 17 января 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Тюмень – колыбель сибирского судостроения. Тюмень сегодня. Редакция газеты "Тюмень сегодня" (23 января 2015).
  4. 4,0 4,1 Тюменский судостроительный завод. Заказы Министерства обороны СССР. davaiknam.ru (2008). Дата обращения: 18 января 2023.
  5. Сайт памяти о тюменском судостроительном заводе. Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.