Тышлер, Александр Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Тышлер
Александр Тышлер.jpg
Имя при рождении Александр Григорьевич Тышлер
Жанр сценограф
Учёба Киевское художественное училище
Стиль авангард
Награды
Орден «Знак Почёта» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Звания
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943)
Премии
Сталинская премия — 1946
Беседа с А. Г. Тышлером, записанная В. Д. Дувакиным. Оригинал аудио и полная расшифровка текста на сайте Фонда «Устная история»

Александр Григорьевич Ты́шлер (14 [26] июля 1898, Мелитополь, Таврическая губерния — 23 июня 1980, Москва) — советский живописец, график и театральный художник, скульптор. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).

Биография

Родился в семье потомственного еврейского ремесленника (Тышлер на идише значит «столяр»). В 1912—1917 годах учился в Киевском художественном училище, в 1917—1918 годах — в студии Александры Экстер[1].

В 1919 году добровольцем вступил в РККА; служа при управлении Южного фронта, делал плакаты для окон РОСТА, иллюстрировал первые буквари на калмыцком, мордовском, татарском языках, а также на идиш. В 1921 году, после демобилизации из армии, поступил во ВХУТЕМАС, учился в мастерской Владимира Фаворского[1]. До 1924 года увлекался беспредметной живописью; в 1925 году вступил в Общество станковистов.

В 1927 году дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. Среди спектаклей, оформленных А. Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп». Премьера состоялась 15.02.1930. В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра[2]. В «Лирическом цикле» 1928 г. и других полотнах того времени создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов».

В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. С середины 30-х годов, начиная с «Короля Лира» в ГОСЕТе и «Ричарда III» в Ленинградском БДТ (оба — 1935 год), центральное место в театральном творчестве Тышлера занял Шекспир. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра[2]. В 1940 году осуществил постановку оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева.

В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Б. Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Р. К. Щедрина в ГАБТ (1962). Как художник так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались[3].

В военные годы эвакуировался с театром в Ташкент, где ему не раз позировала Анна Ахматова. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова)[4] в квартире на Мясницкой, а с 1950-х — на Верхней Масловке. Вторая жена — искусствовед Флора Сыркина (04.08.1920 — 19.08.2000), дочь академика Якова Сыркина; шурин — востоковед, византинист, индолог, филолог-санскритолог, переводчик Александр Сыркин. В 1950-е годы увлёкся созданием сказочных скульптурных образов из веток, найденных в лесу[3]. В последние годы жизни создавал повторения своих ранних абстрактных работ. Умер в 81 год и был похоронен на Кунцевском кладбище.

Признание

Персональные выставки

  • 2017 — «Александр Тышлер. Игра и лицедейство». Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского, Воронеж, затем ГМИИ им. Пушкина, Москва.
  • 1998 — «Александр Тышлер и мир его фантазии». Музей личных коллекций на Волхонке, Москва.
  • 1988 — «Александр Тышлер. Ретроспективная выставка». Кузнецкий мост, 11, Москва.
  • 1981 — «Александр Тышлер. 1898—1980». Дворец искусств им. К. С. Станиславского, Ленинград.
  • 1978 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва.
  • 1974 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва.
  • 1969 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва.
  • 1966 — «Александр Тышлер». ГМИИ им. Пушкина, Москва.
  • 1964 — «К 400-летию со дня рождения В. Шекспира. А. Г. Тышлер. Выставка эскизов к шекспировским спектаклям». Центральный Дом литераторов, Москва.
  • 1956 — Ленинградский Дом работников искусств им. К. С. Станиславского, Ленинград.
  • 1943 — Выставочные залы Ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР, Ташкент.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Тышлер Александр — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. 2,0 2,1 2,2 М. П. Тышлер, Александр Григорьевич // Театральная энциклопедия / Под ред. С. С. Мокульского. — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  3. 3,0 3,1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА :: ОТДЕЛ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ | Наследие Александра Григорьевича Тышлера | О коллекции. Дата обращения: 29 июля 2017. Архивировано 16 августа 2017 года.
  4. Авдеенко С. И. Александр Тышлер и аэроплан // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 98-100

Литература

Ссылки