Тулинов, Михаил Борисович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Борисович Тулинов
Место смерти Выползово, Меленковский уезд, Владимирская губерния
Род деятельности фотограф

Михаил Борисович Тулинов (1823—1889) — художник, фотограф.

Биография

Тулинов приобщился к фотографии с момента её появления в России ещё у себя на родине, в Острогожске. В 1850 году, увлёкшись живописью, он «рисовал самоучкой акварелью, занимался, также самоучкой, и фотографией». Для фотографии начала 1850-х годов умение «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты» было обязательным. Сам освоив этот процесс, Тулинов даже обучал своего друга, будущего художника Ивана Крамского; занятия фотографией определили интерес Крамского к психологическому портрету, научили его глубоко и верно судить об искусстве портрета.

Тулинов был первым фотографом Острогожска, который самостоятельно освоил трудоёмкую технологию мокроколлодионного процесса; он сам смастерил себе камеру-обскуру, а объектив к ней вышлифовал из дна рюмки. Известно также, что некоторое время он совершенствовался в искусстве, занимаясь в фотографическом заведении Витта в Воронеже[1]. Предоставил фотографии для «Альбома типов и костюмов Воронежской губернии»[2].

В 1857 году, исследователь Воронежского края Николай Иванович Второв, изучавший его историю, статистику и этнографию, пригласил М. Б. Тулинова в экспедицию фотографом. В том же году Тулинов переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. В столице Тулинов работал помощником фотографа Главного штаба, сотрудничал в журнале «Светопись». Глядя на занимавшегося в Академии художеств Ивана Крамского, Тулинов стал вольноприходящим учеником и в 1858 году за акварельный портрет получил звание неклассного художника, после чего поступил «в фотографию художника Деньера, где в должности главного помощника прожил более трёх лет». После этого он, в товариществе с академиком Щетининым и художником Берестовым, открыл ателье на Невском проспекте в доме № 60 под вывеской «Тулинов и К°».

В 1861 году Тулинов приобрёл заведение у Сергея Зимулина в Москве на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (№ 17)[3]. Сам фотограф позже вспоминал:

Салтыков-Щедрин и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой… Наконец появляются Островский, Писемский, затем Аксаков и Катков

Лев Толстой. 1862 г.
Ф. М. Достоевский.
1861 г.
И. С. Тургенев. 1860-е.

В ноябре 1863 года Тулинов получил аттестат Академии художеств и с начала 1864 года на обороте его бланков и на вывеске ателье появилось слово «художник».

В течение 1864 года М. Б. Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада. В июле 1864 года «во время посещения Государем Императором Зоологического сада в Москве фотограф Русского общества акклиматизации Тулинов имел честь поднести Его Величеству альбом фотографических видов и снимков с животных сада, который всемилостивейше принят». Тулинов облюбовал территорию Зоологического сада для своего второго ателье, которое в конце августа 1865 года уже функционировало. Крамской писал жене в Петербург 28 августа 1865 года: «…пробыл у Тулинова утро, а после обеда (здесь обедают в час) мы поехали с ним в Зоологический сад в фотографию к нему, которую он там ещё выстроил».

Бланк фотоателье Тулинова (ок. 1866)

16 декабря 1865 года в газете «Московские ведомости» (№ 276) Тулинов сделал объявление о новинке, которая появилась в фотографии:

В недавнее время в Англии изобретены выпуклые фотографии, так называемые Фото — Камеи; это очень красивые фотографии, давая лицу выпуклость, прибавляет к верности фотографического снимка рельеф, и тем самым сближает ещё больше его сходство с натурой. Фото — Камеи делаются в моей фотографии по 4 рубля за дюжину

В 1864 году Тулинов отправил в Санкт-Петербург снимки, сделанные им с помощью изобретённого Норбертом Иосифовичем Габричевским объектива. Журнал «Фотограф» писал, что «существовавшие до сих пор фотографические аппараты давали возможность снимать группы почти в одном плане; сущность изобретения заключается в усовершенствованном сочетании стекол фотографического аппарата».

С 1865 года М. Б. Тулинов стал членом-любителем Московского общества любителей художеств, затем — членом Общества распространения технических знаний[4].

На бланке 1866 года сообщалось, что Тулинов был участником Московской мануфактурной выставки 1865 года, на которой «за фотографию пожалован от их Императорских Величеств Государя и Государыни бриллиантовыми перстнями» и медалью «За трудолюбие и искусство».

В 1867 году в его основном ателье на Кузнецком мосту случился пожар и сгорели все негативы и оборудование. И. Н. Крамской в письме от 12 мая 1867 года с грустью писал Тулинову:

Михаил Борисович. Придется, вероятно, тебе сообщить правду относительно денег, которые ты у меня просил. Дело в том, что 1500 руб. серебром для меня такие же немыслимые деньги в настоящее время, как и два года тому назад… Стыдно и неловко мне писать тебе это, особенно теперь, когда тебе нужда, но надо же сказать так, как оно есть. Что делать?

.

Летом этого же года Крамской делал главную роспись купола храма Христа Спасителя и создал портрет Тулинова.

Бланк фотоателье Тулинова (ок. 1872)

С трудом восстанавливал он ателье, пришлось отказаться от филиала в зоосаду[5].

Летом 1867 года в его имении Выползово Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии[6], гостил Крамской с семьей. Здесь он работал над первоначальными вариантами картин «Христос в пустыне» и «Осмотр старого дома».

В 1871 году у Тулинова появился сотоварищ — художник Платон Антонович Шоманский, и до 1873 года фирма называлась «Тулинов и Шоманский».

На Московской политехнической выставке 1872 года за медальонную фотографическую камеру М. Б. Тулинов получил бронзовую медаль.

В 1873—1877 годах он вновь работал один; на банках появился новый адрес: «Фотография Тулинова. Москва, Мясницкая, Вятское подворье против д. Черткова». В мае 1877 года фотография Тулинова перешла к дмитровскому мещанину Ивану Гимеру.

В 1887 году Тулинов по просьбе критика В. В. Стасова написал воспоминания о И. Н. Крамском, которые вошли в книгу «И. Н. Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». — Издание А. Суворина. СПб., 1888. В каталог посмертной выставки произведений И. Н. Крамского 1887 года вошёл портрет Тулинова, но на самой выставке он не экспонировался. И только летом 1987 года к юбилейной выставке, посвященной 150-летию со дня рождения И. Н. Крамского, Третьяковская галерея получила неожиданный подарок — портрет М. Б. Тулинова. Портрет был передан в дар галерее по завещанию внучатого племянника фотографа американского гражданина Джона Рота, проживавшего в Сан-Франциско.

По другим сведениям портрет Тулинова дочь Крамского, Софья, подарила Острогожской картинной галерее, и ныне он хранится в Воронежской картинной галерее имени И. Н. Крамского[1].

Известный исследователь творческой фотографии в России Сергей Александрович Морозов в книге «Русская художественная фотография» отметил: «В художественной портретной фотографии раннего периода заметной была деятельность московских фотографов Тулинова и Панова, петербургского — Бергамаско, одесского — Мигурского, харьковского — Досекина». Говоря о Тулинове С. А. Морозов уточняет, что «Крамской называл Тулинова „химиком“: его больше интересовали техника и химия, чем художественная сторона светописи».

Умер М. Б. Тулинов в своём имении Выползово Владимирской губернии.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Поиски и находки.
  2. Шипова Т. Н. Фотографы Москвы (1839—1930). — М.: «Совпадение», 2006. — С. 227—232. — ISBN 5-903060-09-9.
  3. Сам Сергей Зимулин уехал в Рыбинск, где с поляком А. Сигсоном открыл фотоателье «Рыбинская фотография С. Зимулина и А. Сигсона». Дочь Зимулина, Софья Сергеевна, осталось работать лаборанткой у Тулинова.
  4. В 1875 году он состоял в фотографическом и учебном отделах Общества распространения технических знаний — см. «Адрес-календарь разных учреждений г. Москвы на 1875 г.»
  5. Помещение в зоосаду Тулинов удерживал до 1872 года, надеясь на восстановление дел. В 1872 году здесь открыл свою фотографию М. Г. Гордеев.
  6. Это имение Тулинов купил вместе с собранием русской старины: сундук и чётки Иоанна Грозного, фаянс, картины, подсвечники, люстры и др. Часть этой коллекции приобрели купцы и коллекционеры, братья Щукины — Николай и Петр Ивановичи.

Ссылки