Трубопровод

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Трубопрово́д — инженерно-техническое сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, пылевидных и разжиженных масс[1], а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. В России трубопроводный транспорт считается частью транспортной инфраструктуры.

По данным 2014 года, общая длина трубопроводов в 120 странах мира составляет чуть менее 3,5  млн км. На США приходится 65%, на Россию - 8%, на Канаду - 3%, таким образом, 76% всех трубопроводов приходится на эти три страны[2].

История

Нефтяник из Пенсильвании, Дж. Л. Хатчинсон, первым построил реальный трубопровод в 1862 году, который работал по принципу сифона. В следующем году удалось построить нефтепровод в 3 км, использующий систему насосов. Однако из-за протечек в местах стыка труб многие сомневались в эффективности данной затеи[3].

В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение не было принято.

В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выдвигают идею трубопроводного транспорта, опираясь и на американский опыт и на предложение Менделеева, и в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод от Баку до нефтеперерабатывающих заводов[4].

По инициативе Менделеева в 1896—1906 годах по проекту Шухова был построен первый магистральный трубопровод диаметром 200 мм, длиной 833 км для перекачки керосина из Баку в Батум, который стал самым крупным трубопроводом в мире. В 1910—1913 годах построен нефтепровод «Грозный — Махачкала» диаметром 200 мм, длиной 162 км. После 1925 года построены нефтепроводы диаметром 250 мм: «Баку — Батум» длиной 834 км, «Грозный — Туапсе» длиной 618 км. Батум после 1936 года был переименован в Батуми.

В 1931 году построен продуктопровод диаметром 300 мм «Армавир — Никитовка» длиной 445 км, а к 1941 году — «Махачкала — Грозный», «Гурьев — Орск», «Малгобек — Грозный» и др.[4]

В 1937 году в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии были проведены учения, на которых была осуществлена опытная прокладка трубопровода через реку Суйфун.

В 1938—1943 годах во время Великой Отечественной Войны несколько трубопроводов было построено в западной части Украины, где надземные балочные системы переходов получили широкое распространение[4]. Были построены продуктопровод «Астрахань — Саратов», бензинопровод через Ладожское озеро и др.

В 2004 году контрабандисты из Эстонии и России сумели ввести в нелегальную эксплуатацию «водкопровод».

Классификация трубопроводов

Укладка связанного трубопровода для транспортировки нефтепродуктов
В зависимости от вида прокладки и/или перехода (типа опирания)[5]
В зависимости от транспортируемой среды
Трубопровод на акведуке для рассола в Австрии. Акведук построен в конце XVIII века
  • Аммиакопровод — предназначается для транспортировки аммиака. В России и на Украине функционирует экспортный магистральный аммиакопровод Тольятти — Одесса.
  • Водопровод — предназначен для обеспечения водой населения, промышленных предприятий, транспорта[12]. В зависимости от видов потребления бытовых и промышленных нужд трубопроводы водоснабжения различают по органолептическим свойствам и пригодности для питья: хозяйственно-питьевые, производственные, противопожарные, поливные[12].
  • Газопровод — предназначен для транспортировки попутного нефтяного и природного газа[12]. Газопроводы предназначаются для передачи на дальние расстояния больших объёмов газа.
  • Нефтепровод — предназначен для транспортировки сырой нефти. Нефть при этом подвергается подогреву, препятствующему затвердеванию входящих в её состав парафинов[источник не указан 4653 дня].
  • Паропровод — технологический трубопровод, предназначенный для передачи пара под давлением, используемого для отопления или работы сторонних механизмов[источник не указан 4653 дня].
  • Нефтепродуктопровод — предназначен для транспортировки нефтепродуктов, в том числе бензина и керосина, полученных в результате крекинга. Осуществляется до предприятий, предназначенных для производства нефтепродуктов более высокой переработки. Подобные трубопроводы, чаще всего, применяются в пределах одного предприятия. Для транспортировки нефтепродуктов на большое расстояние, используются специальные автомобильные либо железнодорожные цистерны.
  • Мазутопровод — трубопровод, осуществляющий транспортировку тяжёлых нефтепродуктов, отходов крекинга. Такие продукты могут использоваться в качестве топочного мазута, а также для переработки в дизельное топливо или даже для дальнейшего отделения лёгких углеводородов[источник не указан 4653 дня].
  • Продуктопровод — в общем смысле, трубопровод, предназначенный для транспортировки искусственно синтезированных веществ (в том числе, перечисленных выше), чаще всего — продуктов нефтехимического синтеза. В частном случае может означать систему, предназначенную для доставки по трубам любых пригодных для этого объектов[источник не указан 4653 дня].
  • Массопровод — предназначен для транспортировки гидроторфа на торфоразработках, различных сыпучих материалов на складах и промышленных предприятиях, золоудалители теплоэлектростанций и т. п.[5]
  • Теплопровод — предназначен для передачи теплоносителя (вода, водяной пар) от источника тепловой энергии в жилые дома, общественные здания и промышленные предприятия[12]. По расположению относительно зданий и сооружений разделяются на наружные и внутренние[12]. В зависимости от длины, диаметра и количества передаваемой энергии подразделяются на: магистральные (от источника энергии до микрорайона или предприятия), распределительные (от магистральных до трубопроводов, идущих к отдельным зданиям), ответвления (от распределительных трубопроводов до узлов присоединения местных потребителей тепла)[12].
В зависимости от назначения
  • Магистральные трубопроводы — трубопроводы и отводы от них диаметром до 1420 мм (включительно); единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортировки, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция лёгких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства[13].
  • Трубопроводы специального назначения — дюкеры и тоннели для прокладки внутри них (при пересечении различных преград) трубопроводов, теплосетей, электрокабелей и т. д.; сюда же относятся различные самонесущие и ограждающие функции и другие специальные трубопроводы[5].
Прочие
  • Пневматическая почта — использование воздуха под давлением для перемещения по трубам физических объектов — чаще всего, стандартизированных капсул с объектами небольшой массы и объёма. Используется в рамках одного или близко расположенных зданий, использует механические способы маршрутизации[источник не указан 4653 дня].
  • Канализация — предназначена для отведения загрязнённых промышленных и бытовых стоков через систему трубопроводов с очисткой и обезвреживанием перед утилизацией или сбросом в водоём[12]. По назначению канализационные системы разделяют: бытовые, производственные, водостоки; по расположению: внутренняя и наружная; по типу: напорные (сброс под давлением) и безнапорные (сброс самотёком)[12].
  • Водовыпуск

Части трубопроводов

В состав трубопроводов входят: компрессорная станция, газораспределительная станция, краны, трубопроводная арматура, опоры, опорные сёдла, рёбра жёсткости, шпангоуты, бандажи, фланцы, отводы, заглушки, клапаны, дисковые затворы[14].

Контроль состояния и защита трубопроводов

Мониторинг состояния трубопроводов проводится ультразвуковым и инфразвуковым методами, которые позволяют отслеживать коррозию, повреждения, дефекты и деформации труб. Согласно правилам Ростехнадзора трубопроводы должны защищаться от разрушения из-за превышения давления предохранительными клапанами.

В зависимости от типа трубопровода и вида прокладки могут использоваться защитные покрытия[15]:

При открытой прокладке трубопроводов в качестве антикоррозионных изоляционных материалов применяются[15]:

Вид теплоизоляционного покрытия определяется температурой транспортируемой среды, условиями и видом прокладки труб[15].

Для предотвращения быстрого изнашивания труб от механических и других воздействий на переходах через препятствия (реки, озёра, автомобильные дороги, железнодорожные пути и т. д.) их прокладывают в защитных кожухах, то есть прокладка трубы производится внутри другой трубы большего диаметра, не менее чем на 200 мм. В технической литературе кожух также называют «чехлом», «футляром» или «патроном».

Для транспортировки агрессивных сред трубопроводы защищают от коррозии изнутри, покрывая их стойкими материалами: резиной (гуммирование), пластмассами, минеральными эмалями, цементным раствором[15].

Трубопроводы, прокладываемые в траншеях, на дне водоёмов, болот и т. д. защищают специальной антикоррозионной изоляцией в зависимости от коррозионных свойств грунтов и грунтовых вод[15].


Примечания

  1. «Металлические конструкции». В 3-х томах. Том 3. «Специальные конструкции и сооружения»: Учеб. для строит. вузов. Под ред. д. т. н. профессора В. В. Горева. 2-е изд., испр. М.: «Высшая школа», 2002. — 544 с.: ил. ISBN 5-06-003787-8 (т. 3); ISBN 5-06-003697-9. Глава 5 «Трубопроводы». § 5.1 «Общие сведения и классификация трубопроводов». Стр. 72-73.
  2. "The World Factbook — Central Intelligence Agency". www.cia.gov.
  3. Как появился нефтепровод
  4. 4,0 4,1 4,2 И. П. Петров, В. В. Спиридонов. «Надземная прокладка трубопроводов». «Недра». М.: 1965. Тираж 2 475 экз. С. 447. Глава 5. Системы, применяемые при надземной прокладке трубопроводов. § 1 Обзор построенных балочных систем надземных трубопроводов. Стр. 97-117.
  5. 5,0 5,1 5,2 Е. Н. Лессинг, А. Ф. Лилеев, А. Г. Соколов. «Листовые металлические конструкции». Изд-во: Стройиздат, М.: 1970. Тираж: 8 500 экз. — 488 с. Глава 9. Трубопроводы большого диаметра. § Общие положения. Стр. 224—225.
  6. Под редакцией Е. А. Козловского. Надземный трубопровод // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991.. Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
  7. Под редакцией Е. А. Козловского. Арочные трубопроводы // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991.. Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
  8. Под редакцией Е. А. Козловского. Висячие трубопроводы // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991.. Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
  9. Под редакцией Е. А. Козловского. Подземный трубопровод // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991.. Горная энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия». Под ред. Е. А. Козловского. 1984—1991.
  10. Под редакцией Е. А. Козловского. Подводный трубопровод // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991.. Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
  11. Новости Архивная копия от 22 декабря 2014 на Wayback Machine на сайте www.composit.net.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 «Монтаж трубопроводов. Справочник рабочего.». Глава 1 Общие сведения о трубопроводах. § 1 Назначение и классификация. — с. 5-10. А. А. Персион, К. А. Гарус. — К.: Будівельник, 1987. — 208 с. Тираж 10 000 экз.
  13. СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы». Пункт 3 «Термины и определения».
  14. Казакевич М. И., Любин А. Е. «Проектирование металлических конструкций надземных промышленных трубопроводов». — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Будивэльнык, 1889. — 160 с.: ил. — (Б-ка проектировщика). ISBN 5-7705-0188-X. Тираж 4 000 экз. Раздел первый. Глава I. Общие сведения. Унификация. Стр. 5-9.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 «Технология строительного производства». Раздел XII. Прокладка инженерных сетей. Глава 1. Общие сведения. § 2. «Виды прокладки труб», стр. 383—384. Под редакцией профессоров О. О. Литвинова и Ю. И. Белякова. Киев, Головное издательство издательского объединения «Вища школа». Тираж 20 000, 1985—479 с.