Три песни о Ленине

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Три песни о Ленине
Постер фильма
Жанр документальный
пропагандистский
Режиссёр Дзига Вертов
Оператор Дмитрий Суренский
Марк Магидсон
Бенцион Монастырский
Композитор Юрий Шапорин
Кинокомпания «Межрабпомфильм»
Длительность 59 мин
Страна  СССР
Язык Русский
Год 1934

«Три пе́сни о Ле́нине» — советский агитационный кинофильм 1934 года. Снят к десятой годовщине со дня кончины Ленина. Был показан на первом советском Московском международном кинофестивале в 1935 году[1].

Краткое содержание

Фильм о том, как советский народ любит Владимира Ильича Ленина.

Песня «В чёрной тюрьме было лицо моё» — о том, как Ленин преобразил Среднюю Азию. Феодальные и исламские пережитки были уничтожены, на их место пришли современное образование, новая техника и социалистические отношения.

Во второй песне — «Мы любили его…» — показана реакция всех народов Союза на смерть Ленина. Кинохроника похорон и картины жизни во всех уголках Родины перемешиваются, и создаётся впечатление, что смерть Ленина приостановила жизнь во всём Советском Союзе.

Третья песня — «В большом каменном городе» — о том, как народы Союза продолжают дело Ленина и какие громадные достижение произошли в стране после его смерти. Интервью с передовиками производства, кадры великих строек, радость народа — всё это доказывает, что Ленин жил и трудился не зря.

Фильм включает старинные песни Востока.

Съёмочная группа

Фильм перевыпущен в 1970 году на Центральной студии документальных фильмов под руководством Елизаветы Свиловой-Вертовой, вдовы режиссёра, Ильи Копалина и Семирамиды Пумпянской[2].

Монтажные приёмы

Казахский киновед Гульнара Абикеева анализирует как режиссёр достигает эффекта эмансипации женщин советского Востока в первой части картины. Образ «освобожденной женщины Востока» создаётся Вертовым путём монтажа разрозненных кадров. В первых кадрах показана женщина из Хивы (судя по архитектуре) в узбекской парандже. Далее показано строительство железной дороги и туркменская женщина — у неё закрыта по традиции только нижняя часть лица. Последними в эпизоде появляются казахские женщины с открытыми лицами, которые никогда не носили паранджу. Таким образом, манипулируя документальным изображением женщин из разных мест с разными традициями, режиссёр достигает идеологической цели — эффекта снятия паранжи[3].

Обращают на себя внимание приёмы Вертова и во второй части картины, в сцене ленинских похорон, где вождь мирового пролетариата одновременно и жив, и мёртв: «многократно подчеркиваемое противопоставление динамичных хроникальных кадров с живым Лениным и статичного кадра с его телом»[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Щербенок Андрей. Песни о главном. «Три песни о Ленине» // Искусство кино : журнал. — 2009. — Ноябрь (№ 11). Архивировано 29 сентября 2020 года.
  2. Три песни о Ленине (1970). Киноархив net-film. Дата обращения: 2 августа 2022. Архивировано 28 октября 2021 года.
  3. Абикеева Г. История кино Казахской ССР, перестройки и первых лет независимости Казахстана // История национальных кинематографий: советский и постсоветский периоды / Науч. ред. Н. А. Кочеляева, А. П. Николаева-Чинарова, Е. В. Пархоменко. — М.: Фонд «Мир», 2020. — С. 118. — 655 с. — ISBN 978-5-919840-34-3.

Ссылки