Трифонов день

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Трифонов день
Св. Трифон в сопровождении сокола. Русская икона.Св. Трифон в сопровождении сокола.
Русская икона.
Тип народно-христианский
Иначе Трифон-мышегон, Звездопад
Также Предпразднество Сретения (церк.)
Значение Первая встреча весны
Отмечается южными и восточными славянами
Дата 1 (14) февраля
Традиции изгнание мышей (вост. слав.), обряд подрезания лозы (южн. слав.)
Связан с Сретением Господним

Три́фонов день — день в народном календаре славян, приходящийся на 1 (14) февраля; полупраздник[прояснить] у восточных и южных славян, связанный с приближением весны[1]. Особо широко отмечается в Болгарии, Северной Македонии и Сербии, где имеет характер праздника с многочисленными обрядами[2]. Считается предвесенним праздником виноградарей, поскольку святой Трифон считается их покровителем[3]. У русских он выступал в роли покровителя охотников на пернатую дичь[4]. У южных славян первые три дня февраля (Трифонов день, Сретенье, день святого Симеона) считаются рубежом между зимой и весной[3].

Другие названия

рус. Трифон[5], Трифоны Перезимники[6], Трифон Звездистый, Трифон с кошкой[7], День Трифона — заклинателя мышей, Трифон-мороз[8], Трифон Перезимник, Звездопад, Мышегон[9], Предпразднество Сретения[10]; белор. Грамнічны бацька[11]; болг. Три́фун Зареза́н, Три́фоновден, Св. Три́фон, Три́фун Зарезо́й, Трифон пия́ница, Трифон чи́пият (курносый)[12], Зарезановден[13]; серб. Свети Тривун, Свети Трива, Свети Трипо, Трипун-пиjаница, Трифон Орезач, Заризој, Триша[3][14].

В этот день православными славянами почитаются в том числе Трифон Никейский и Пётр Галатийский, чьи имена присутствуют в названиях дня.

Трифон мышегон

Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний[15].

На Руси на Трифона мышей и мышарники заговаривали[16]. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло[17].

Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимал из средины заклинаемого стога по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь прочь[18][16].

Трифону сельские девицы молились о женихах — вероятно потому, что февраль — свадебный месяц[8].

Примечали погоду в этот вечер: если небо будет звёздным, то считали, что зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя[19].

Трифон Зарезан

Св. Трифон с ножом для подрезки виноградной лозы. Икона XVIII в., Сербия

В Болгарии, Македонии и восточной Сербии праздник назван народом Зарезан или Орезач, так как отмечается во время первой обрезки виноградника[3][14]. У южных славян широко распространено предание о Трифоне и Богородице, которой посвящён следующий день и которые считались братом и сестрой. По легенде Богородица прокляла Трифона за оскорбление, нанесённое ей и младенцу по дороге в церковь, после чего святой отрезал себе нос[14]. Есть и иная версия: Трифона называют Зарезаном, потому что когда он подрезал лозу, будучи порядком выпивши, вместо лозы порезал себе нос. Поэтому другое народное название — Трифон-пьяница[20]. Праздник входит в цикл трёх последовательных дней, известных как Трифунцы (1, 2, 3 февраля)[3].

На Трифона в болгарских храмах звучит особая молитва. В ней прихожане называются «лозой Господней», а мольба обращается о том, чтобы «благодать снизошла на каждую лозу», то есть на каждого прихожанина. В храмах освящается вода, в некоторых местах, читают специальную молитву от вредителей[21].

В этот день вино льётся без ограничений. На трапезу каждый несёт флягу с вином, в которую опускаются виноградные веточки. В конце угощения развеселившиеся и хорошо угостившиеся мужчины отправляются в село. В соответствии с обрядом обходят дома, где их снова угощают вином. «Царя» несут на руках, при этом постоянно поливая вином. «Как вино льётся, так пусть лозы растут», — приговаривают все[22][21].

В церковной живописи сербских и болгарских этнических районов святой изображается в виде юноши, который держит специальный нож для подрезания лозы[23][14]. Болгарский праздник виноградарей считается остатком культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия (Диониса)[12]. Болгары про этот день говорят: «Св. Трифон вкладывает голову в землю и она начинает согреваться» (болг. Св. Трифон забива главата си в земята и по този начин я затопля), то есть с этого дня природа начинает готовиться к весне[24].

Поговорки и приметы

  • Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль[25].
  • Начало февраля погоже — весну жди раннюю, пригожую[26].
  • На Трифона звездисто — весна поздняя[27].
  • На Трифона звёзд много — весне длинная дорога[8].
  • Если на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя[28].
  • На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом[29].

См. также

Примечания

  1. Агапкина, 2004, с. 606.
  2. Узенёва, 2012, с. 318–320.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Узенёва, 2012, с. 318.
  4. Башаров, 2005, с. 118.
  5. Агапкина и др., 2012, с. 396.
  6. Коринфский, 1901, с. 128.
  7. Рожнова, 1992, с. 29.
  8. 8,0 8,1 8,2 Усов, 1997, с. 230.
  9. Мясников, 2004, с. 102.
  10. «Зеленая минея». Февраль (по старому стилю). 1 февраля Предпразднство Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа И святаго мученика Трифона (†250). Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 3 марта 2022 года.
  11. Васілевіч, 1992, с. 560.
  12. 12,0 12,1 Колева, 1977, с. 275.
  13. КПОБ, 2000, с. 27.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Петровић, 1970, с. 299.
  15. Котович, Крук, 2010, с. 79-81.
  16. 16,0 16,1 Брудная и др., 1996, с. 115.
  17. Даль, 1880—1882.
  18. Коринфский, 1901, с. 144—145.
  19. Сахаров, 1885, с. 19.
  20. Попов, 1997, с. 17.
  21. 21,0 21,1 День святого Трифона или Трифон Зарезан Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine // О Болгарии по-русски и по-болгарски.
  22. Иванова, 2007, с. 91–100.
  23. Вакарелски, 1977, с. 507.
  24. Попов, 1997, с. 19.
  25. Мясников, 2004, с. 76.
  26. Усов, 1997, с. 208.
  27. Ермолов, 1901, с. 72.
  28. Некрылова, 2007, с. 100.
  29. Некрылова, 1991, с. 100.

Литература

Ссылки