Тринитарная формула

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Христианский щит Троицы  (англ.) или щит веры — символ веры в Троицу единую и неделимую.
Произношение тринитарной формулы на латыни, завершаемое словом «аминь».

Тринита́рная фо́рмула или формула Троицыбогословская фраза «во имя (Господа) Отца и Сына и Святого Духа» (греч. εἰς τὸ ὄνομα τοῦ Πατρὸς καὶ τοῦ Υἱοῦ καὶ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος, eis tò ónoma toû Patròs kaì toû Huioû kaì toû Hagíou Pneúmatos; лат. ĭn nōmine Pătris ĕt Fīliī ĕt Spīritūs Sānctī) или слова подобного характера, называющие вместе три ипостаси Святой ТроицыБога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Этот символ веры также называется крещальной формулой, — используемой при обряде крещения[1][2]. А. В. Мень отмечает, что «она, по-видимому, употреблялась в первохристианский период при совершении таинства крещения».[3]

Полная тринитарная формула встречается в Новом завете лишь один раз[3][4], — в Евангелии от Матфея:[3] «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). В то же время А. В. Мень отмечает: «Апостол Павел свидетельствует о существовании тринитарного учения в раннехристианских общинах формулой своего благословения: „Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами“ (2Кор. 13:13). Эта формула, при сохранении изначального монотеизма („Господь один“, 1Кор. 12:5) указывает на антиномический характер тринитарного учения. Важнейшим указанием на это учение являются слова в 1Ин. 5:7−8: „Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном“. Хотя приведённые слова находятся только в поздних рукописях (древнейшая из них — 9 в., а наиболее ранняя цитация текста относится к 4 в.), они приняты в церковный канон как боговдохновенные. Толкования их неоднозначны; но поскольку „дух, вода и кровь“, по-видимому, обозначают тварный мир (быть может, человека), неживую природу и жизнь, то слова послания учат об отражении в земном, тварном бытии Бытия Божественного, Триипостасного.»

Примечания

  1. Пархоменко К. Таинство вхождения в церковь. — СПб.: Изд. дом Нева, 2002. — С. 116.
  2. Тринитарная формула // Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарь теологических терминов. — М.: «Республика», 2004.
  3. 3,0 3,1 3,2 Мень, 2002.
  4. Крывелёв, 1966, с. 90.

Литература

См. также