Транспорт в Омской области

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карта автодорог и ж/д линий

Транспорт в Омской области — одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейбусным) транспортом в областном центре — городе Омск.

Важнейшей транспортной магистралью является Транссибирская магистраль, которая соединяется с Средне-Сибирской железной дорогой.

Город Омск является крупным транспортным узлом — в нем находится аэропорт международного значения. В городе шло строительство собственного метрополитена, однако из-за недостатка финансирования и болотистой местности, строительство было отменено.

Виды транспорта

Речной

Речной — исторически наиболее древний вид транспорта в Омске, именно в ходе речного похода был основан Омск, на протяжении своей истории город был тесно связан с рекой. Построенный в 1964 году Речной вокзал стоит в самом центре города: на месте основания Омской крепости. В настоящее время, после кризисных 1990-х годов, Омск вновь связан пассажирским сообщением по Иртышу. ОАО «Иртышское пароходство»[1] осуществляет маршруты на линии Омск-Салехард (через Тобольск, Ханты-Мансийск). На период трёхмесячной навигации по этому маршруту ходят теплоходы «Чернышевский» и «Родина»[2]. На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся речных пассажирских маршрутов в России. На скоростных линиях Омск-Тевриз и Тевриз-Малая Бича работают скоростные суда Восход и Заря.

Речной грузовой порт находится в Ленинском административном округе. Омский речной порт (основан в 1951 году) расположен в черте города по обоим берегам Иртыша у пересечения его с Транссибом, в 1858 км от устья. Омский речной порт — крупнейший перевалочный порт на Иртыше. В 1970-е годы на его долю падал 31 % общего объёма погрузочно-разгрузочных работ в Иртышском бассейне.[3]

Сухопутный

Железнодорожный

Благодаря строительству Транссиба Омск получил дополнительное развитие. В Омске находятся два железнодорожных вокзала, расположенных по соседству и образующих привокзальную площадь: «Омск-Пассажирский» и «Омск-Пригородный». Оба вокзала соответствуют европейским стандартам. Кроме того, железнодорожные вокзалы имеются в Исилькуле, Калачинске и Называевске. На железнодорожном вокзале Исилькуля осуществляется таможенный досмотр.

Населённые пункты Омской области, расположенные на железнодорожных магистралях, обслуживаются пригородными электропоездами. Электропоезда ходят по четырём направлениям: исилькульское, называевское, татарское и иртышское. Оператором пригородных перевозок является ОАО Омскпригород.[4]

В 2008 году в Исилькуле, а в 2012 году в Называевске [5] полностью обновлёны железнодорожные вокзалы.

Основные показатели железнодорожного транспорта:[6].

2000 2005 2008
Эксплуатационная длина железнодорожных путей,тыс. км 775 752 752
Густота железнодорожных путей общего пользования, километров на 1000 кв. км территории 55 53 53

Автомобильный

По территории Омской области проходят автомагистрали[7]:

Длина автомобильных дорог в Омской области составляет 25045,6 км,[8]

  • в том числе общего пользования – 23544,7 км:
  • дороги с твёрдым покрытием – 15000,6 км;
  • из них – общего пользования – 13836,4км;
  • в том числе федерального значения – 730,6 км;
  • в том числе регионального или межмуниципального значения – 7159,1 км;
  • в том числе местного значения – 5946,7 км.

Общественный

Мост через реку Камышловку на трассе Р402. Фото А. Беляева.

В области активно эксплуатируются наземные виды общественного транспорта. В Омске действуют маршруты городских автобусов, троллейбусная и трамвайная системы. Во всех остальных городах Омской области действуют автобусные маршруты, осуществляемые ОАО «Омскоблавтотранс», муниципальными городскими и частными перевозчиками.

Пригородные и междугородние перевозки осуществляются ОАО «Омскоблавтотранс» и частными перевозчиками. Посадка пассажиров в населённых пунктах осуществляется на автовокзалах и автостанциях. Омский автовокзал находится на левобережье, осуществляет обслуживание междугородних и международных рейсов, в других городах зачастую автовокзалы находятся рядом с железнодорожными вокзалами, если таковые имеются. Пригородные маршруты начинаются от крупных конечных городских маршрутов. Расписание и информация о стоимости билетов доступна на сайте ОАО «Омскоблавтотранс».

Авиационный

По состоянию на 2013 год в области функционируют четыре аэродрома, не считая расположенных в Омске, из них три, в Таре, Калачинске и Марьяновке, сохранились с Советских времен, один, в Калачёво, создан в 2000-х годах. Пассажирскими перевозками занимается только аэропорт в Таре, он осуществляет перевозки пассажиров на нефтяные и газовые месторождения Омской, Томской и Тюменской областей

В Омске действует аэропорт «Омск-Центральный». Ведётся поиск инвесторов для продолжения замороженного строительства международного аэропорта «Омск-Фёдоровка» в 30 км от города.

В черте города, в Октябрьском округе, находится построенный ещё в период ВОВ аэродром Омск-Северный. Одно время он даже принимал чартерные рейсы гражданской авиации. В начале 2000-х гг. существовали планы его превращения в крупнейший в Сибири грузовой терминал[9], которые остались неосуществлёнными.

В настоящее время из Омска можно вылететь в Москву, Сургут, Сочи, Краснодар, Хургаду, Новосибирск и Ханты-Мансийск[10].

В 2022 году осуществлялись регулярные рейсы в Анапу, Томск, Красноярск, Нижневартовск, Норильск, Салехард, Якутск, чартерные рейсы в Анталью, Бангкок, Даламан, Ираклион[10].

Примечания

  1. О компании — Иртышское пароходство Архивировано 17 октября 2011 года.
  2. Типы пассажирских судов — Пассажирские перевозки — Иртышское пароходство Архивировано 17 октября 2011 года.
  3. Омск // БСЭ.
  4. ОАО Омск Пригород
  5. В Называевске (Омская обл.) после реконструкции открылся железнодорожный вокзал (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2014. Архивировано 15 января 2014 года.
  6. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА И ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. СПИСОК ОСНОВНЫХ АВТОДОРОГ РОССИИ
  8. Органы исполнительной власти: Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. mszhk.omskportal.ru. Дата обращения: 12 февраля 2016.
  9. Аэродром "Северный" станет международным // АвиаПорт.Дайджест
  10. 10,0 10,1 Рекламное расписание рейсов, вылетающих из аэропорта Омск с 28 марта 2010 года по 30 октября 2010 года (недоступная ссылка)

Литература

  • Иртышское пароходство за 150 лет. Издательство «РИО». Омск. 1996.
  • Иртышское пароходство: годы и люди: учебное пособие. И. И. Яновский, Г. К. Вставский. Издание Дома печати. Омск. 2001.
  • Омский автовокзал: рекламный проспект. Издательство «Омская правда». Омск. 1986.
  • Омский речной порт — 165 лет. Издание Дома печати. Омск. 1999.
  • Омскому троллейбусу 40 лет. Издание «Омич». Омск. 1995.
  • Путь длиною в 100 лет: из истории локомотивного депо Омск (1896—1996 годы). Издание «Омич». Омск. 1996.
  • Трамвайная мозаика: к 60-летию Омского трамвая. К. В. Канаки, О. Т. Ткаченко. Омск. 1996.

Ссылки

}}