Транспорт в Нижегородской области

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Железная дорога появилась в 1862 году, а первый автомобиль — в 1896 году. В настоящее время Нижний Новгород — крупный транспортный узел. В областном центре расположены: железнодорожный вокзал, речной вокзал, грузовой порт, затон, несколько причалов для перевалки грузов. До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из крупных государственных пароходств — Волжское объединённое речное пароходство, в дальнейшем приватизированное и распавшееся на несколько самостоятельных судоходных компаний. Кроме того, в городе расположено руководство Горьковской железной дороги (ГЖД), станция Нижний Новгород-Сортировочный и крупнейший на ГЖД контейнерный терминал Костариха[1]. Проходит новый пассажирский ход Транссибирской магистрали[2]. С 30 июля 2010 года по маршруту Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург начали курсировать высокоскоростные поезда «Сапсан»[3].

Через город проходят автодороги федерального М7, Р158[4][5] и регионального значения: Р125, Р152 и Р159[4]. Трасса М7 является частью второго панъевропейского коридора[6].

На территории Автозаводского района расположен международный аэропорт Стригино. Таможенное оформление грузов осуществляется отделом на станции Костариха и на таможенном посту ГАЗ[7].

Автомобильный транспорт

Канавинский мост
Понтонный, Борский и железнодорожный мосты

Первый автомобиль появился в Нижнем Новгороде в 1896 году[8]. По данным ГИБДД на 2010 год в Нижнем Новгороде зарегистрировано 326 тыс. автомобилей, что составляет 37% от общего числа автомобилей зарегистрированных в Нижегородской области[9].

По территории Нижегородской области проходят федеральные:

и региональные автомагистрали:

Содержанием и строительством автомобильных дорог занимается «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» (ГУАДНО)[10].

В настоящее время через город проходят две автодороги федерального значения М7 и Р158, Южный обход Нижнего Новгорода и разрабатывается проект северного обхода. Вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферного воздуха города составляет 83 %[11]. Движение автомобильного транспорта затруднено на мостах через Оку и прилегающих улицах.

По состоянию на 2006 год плотность сети дорог составляла 1,6 км/км², что в два раза меньше нормы[12].

В 2007—2008 годах были разработаны проекты строительства надземных пешеходных переходов, которые, по мнению мэра, позволят сократить число установленных светофоров[13], при этом на 2008 год в Нижнем Новгороде насчитывалось 412 светофорных объектов[14].

В апреле 2008 года начала работать служба эвакуации автомобилей.

Мосты

Нижний Новгород находится на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. Наибольшее естественное препятствие представляет Ока (изначально город закладывался как крепость на крутых берегах Оки и Волги) — она разделяет город на две приблизительно равные части. Автомобильные пробки на мостах и подходах к ним являются основной проблемой транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода[15].

Верхнюю и нижнюю части города соединяют автомобильные мосты через Оку: Канавинский, Молитовский, Мызинский. Рядом с Канавинским построен метромост, совмещённый с автомобильным. Открытие автомобильной части состоялось в День народного единства 4 ноября 2009 года.

На расстоянии 11 и 15 км от Мызинского выше по течению находятся железнодорожный Сартаковский и объездной Стригинский мосты, соединяющие Автозаводский район с пригородами.

Постоянных мостов через Волгу два: железнодорожный и совмещённый железнодорожно-автомобильный Борский мост. По ним проходит одно из направлений Транссиба: Нижний Новгород — Киров.

Совмещённый мост является единственным постоянно действующим автомобильным мостом на 300-километровом участке[16]. Из-за низкой пропускной способности автомобильной части совмещённого моста (ширина — всего две полосы; периодически наводится дублирующий понтонный мост, который создаёт серьёзные препятствия судам (до 10—19 часов) при движении по основному водному пути в европейской части страны). С мая по 25 сентября 2007 года проводилась реконструкция автомобильной части моста: была расширена проезжая часть на 1 м (на 0,5 м с каждой стороны[17]), уложена новая гидроизоляция и дорожное покрытие, часть температурных швов заменена на новые, немецкого производства. Во время реконструкции для переправы были задействованы: 1 полоса автомобильного моста, разводной понтонный мост и три парома. На ремонт было потрачено 110 млн рублей[17]. Предположительно расширение дороги и замена асфальтового покрытия позволит автомобилям развивать скорость до 40 км/час, в результате чего пропускная способность моста увеличится в 1,6 раза[17].

В 2009 году сдан в эксплуатацию вантовый мост на трассе Р72 МуромНавашино, заменивший собой понтонный мост, который действовал только в летнее время и имел малую грузоподъёмность[18].

Планируется строительство мостового перехода длиной 1500 м по низконапорной плотине в районе Большого Козино и платного балочного моста в районе Подновья[15].

Водный транспорт

Нижегородский грузовой порт


Дебаркадер на Оке (площадь Ленина)

Регулярное судоходство осуществляется по Волге, Оке, Ветлуге и Суре[19]. Крупнейшие порты: Нижегородский, Дзержинский, Городецкий, Борский и Кстовский.

Областной центр расположен на стрелке двух больших рек — Оки и Волги. На территории города расположены: речной вокзал, грузовой порт, затон, несколько причалов для перевалки грузов. Обсуждается вопрос переноса грузового порта и строительство на его месте делового центра «Сити-стрелка»[20].

Для расширения возможностей существующего порта, с учётом необходимости его дальнейшего переноса, для перевалки минерально-строительных грузов в Московском районе выбрана площадка для строительства нового комплекса[21].

В 2008 году предприятием «Логопром — Борский перевоз» под брендом «Речной экспресс „Звезда“» началась реализация круглогодичной скоростной переправы Нижний НовгородБор[22]. В марте 2009 года парк судов на воздушной подушке состоял из трёх десятиместных судов марки «Хивус» и двадцатиместного судна «Марс».[22] За первый год работы было перевезено 200 тыс. пассажиров[23]. 30 ноября 2009 года был перевезён 300 тысячный пассажир[24]. Перерыв в навигации требуется только на период ледостава[25].

12 мая 2010 года в связи с закрытием Канавинского моста была открыта водная переправа от ул. Акимова до Александровского сада[26].

Воздушный транспорт

Поезд нефтеналивных цистерн на ветке к Зелецино


Узкоколейка Альцевского т/пр

В области действуют несколько аэропортов и авиабаз. По состоянию на 2011 год регулярные рейсы осуществляются из международного аэропорта «Нижний Новгород».

Вертолётные площадки

На территории Нижнего Новгорода — несколько вертолётных площадок. Самые известные — на Гребном канале и у поворота на Зеленый город с трассы М7.

Вертолётная площадка в Щербинках использовалась для доставки А. Д. Сахарова во время ссылки из Горького в Саров (Арзамас-16).

Железнодорожный транспорт

Железная дорога появилась в 1862 году.

В Нижнем Новгороде находится руководство Горьковской железной дороги. 30 июля 2010 года было открыто скоростное движение МоскваНижний Новгород[27].

Все железнодорожные магистрали на территории области входят в состав Горьковской железной дороги, управление которой расположено в Нижнем Новгороде. Основные железнодорожные узлы расположены на территории Нижнего Новгорода и Арзамаса. По ветке Москва — Нижний Новгород с 2010 года открыто скоростное движение поездов «Сапсан».

Узкоколейные железные дороги на территории области:

См. также

Примечания

  1. Крупнейший на ГЖД контейнерный терминал на станции Костариха проходит реконструкцию Архивная копия от 2 сентября 2011 на Wayback Machine, newsnn.ru, 11.11.2009
  2. Схема Транссибирской магистрали, transsib.ru
  3. В Нижнем Новгороде встречают «Сапсан». НТВ (30 июля 2010). Дата обращения: 30 июля 2010.
  4. 4,0 4,1 Список основных автодорог России. travel.ru. Дата обращения: 18 сентября 2008.
  5. Атлас автомобильных дорог России (недоступная ссылка). alfatrans.ru. Дата обращения: 18 сентября 2008. Архивировано 21 августа 2011 года.
  6. Валерий Англичанинов рассчитывает привлечь в 2010 году на строительство Южного обхода Нижнего Новгорода 2,5 млрд рублей, niann.ru, 12/10/09
  7. Сормовский и Московский таможенные посты на территории Нижнего Новгорода планируется ликвидировать до 15 января 2010 года, niann.ru, 17.11.2009
  8. Нижний Новгород: 785 вопросов и ответов. — 3-е изд. — Н.Новгород: Кварц, 2007,. — С. 8, 9, 174, 178, 180. — 288 с. — ISBN 978-5-903581-08-5.
  9. Морозова, Ольга Нижний разделится. Ведомости — Нижний Новгород (09.04.2010). Дата обращения: 9 апреля 2010.
  10. Общая информация. Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области. Дата обращения: 15 августа 2011.
  11. Экология, admgor.nnov.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2012. Архивировано 14 ноября 2007 года.
  12. Вадим Булавинов дал распоряжение создать межведомственную рабочую группу для решения «дорожного вопроса» (недоступная ссылка), newsnn.org, 21 декабря 2006
  13. Задержка в строительстве трех надземных пешеходных переходов в Н.Новгороде вызвана необходимостью переноса коммуникаций — Булавинов, nta-nn.ru, 11.07.2008
  14. Ответ на обращение в УГИБДД ГУВД по Нижегородской области (недоступная ссылка), 19.01.2009
  15. 15,0 15,1 Транспортное кольцо сомкнётся в 2020 году, Алексей Меркутов, Деловой квартал — Нижний Новгород, № 22 (120) от 9 ноября 2009
  16. Проект моста через Волгу в районе Подновья представят Президенту, vremyan.ru, 19.11.2009
  17. 17,0 17,1 17,2 «Кадровые решения энергетиков и ремонт моста через Волгу». regnum.ru. Дата обращения: 18 сентября 2008.
  18. Мост на трассе Навашино-Муром обойдётся в 8 млрд. (недоступная ссылка)
  19. Норенков В.Н. Информационный бюллетень. Наименьшие габариты судового хода на 8 часов утра (недоступная ссылка). Волжское ГБУ. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
  20. «„Стрелки“ далекой» больше не будет, aifnn.ru, 28.03.2007
  21. ОАО «Нижегородский порт» направит 80 млн рублей на строительство площадок для перевалки минерально-строительных грузов в Московском районе Нижнего Новгорода, niann.ru, 16 июля 2008
  22. 22,0 22,1 Владыка Георгий предложил использовать суда на воздушной подушке при переправе на Валаамский монастырь, 02.04.2009
  23. 200 тыс. человек прокатились на «звездолете», vremyan.ru, 13.08.2009
  24. Суда на воздушной подушке за полтора года перевезли 300 тыс. пассажиров по маршруту Нижний Новгород — Бор, НИА «Нижний Новгород» (1 декабря 2009). Дата обращения 3 декабря 2009.
  25. Горева, Светлана. «Звездолеты» временно прекращают свою работу, Время Н (8 декабря 2009). Дата обращения 8 декабря 2009.
  26. Водная переправа связала нижегородские берега. Время Н (12 мая 2010 года). Дата обращения: 12 мая 2010. Архивировано 14 марта 2012 года.
  27. Пресс-релизы. Пресс-Центр.

Ссылки

}}