Транспозиция (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Транспози́ция (позднелат. transpositio — перемещение) — многозначный музыкальный термин, относящийся к организации исполнения музыкального произведения или его фрагмента с систематическим сдвигом высот всех звуков на заданный интервал.

Конкретизация термина зависит от того, как и зачем осуществляется такой сдвиг. Транспозиция в рамках замысла автора произведения (например, мелодия один раз должна прозвучать ниже, а другой раз выше, что отражено нотной записью) является композиционным приёмом. Транспозиция за счёт конструкции ряда инструментов (скажем, в синтезаторе с функцией англ. transpose, когда абсолютная высота извлекаемых звуков не соответствует нотированию) является свойством этих инструментов. Транспозиция, выполняемая непосредственно исполнителем путём переноса каждой ноты по сравнению с имеющимся нотным текстом, является особым видом техники чтения нот. Последнее практикуется вокалистами и их концертмейстерами; при равномерной темперации, транспонированное сочинение обычно воспринимается слушателями как почти эквивалентное исполняемому в оригинальной тональности.

Термин

Основные значения термина «транспозиция»:

  1. Приём техники композиции[1], суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по отношению к звукоряду, который мыслится как базовый, основной) высоту. С помощью внутренней транспозиции в модальной музыке совершается метабола по тону, в тональнойотклонение и модуляция. Внутренняя транспозиция шире понятия (транспонирующей) секвенции, поскольку она не ограничивается последовательностью («нанизыванием») фрагментов музыки (мелодических фраз, периодов и других отделов формы), а может проявлять себя на любых участках формы, в том числе находящихся друг от друга на значительном удалении[2];
  2. В инструментоведении «транспонирующими» именуются музыкальные инструменты, реальная абсолютная высота которых не совпадает с нотацией. Транспонирующие инструменты нотируются в строе C, а реальное звучание, зависящее от длины трубки (у духовых) и др. факторов, обозначается указанием на строй инструмента (например, кларнет in B, валторна in F и т. п.). Условно транспонирующими инструментами называются также инструменты, которые нотируются октавой выше или ниже истинного звучания (например, контрабас и флейта пикколо). Подробней см. Транспонирующие музыкальные инструменты;
  3. В вокально-инструментальном исполнительстве — перенос всей пьесы на другую высоту, по сравнению с тем, как она была записана в оригинальной нотной партитуре, ради облегчения тесситуры певца. Для чисто инструментальных произведений, подобный перенос по инициативе исполнителей гипотетически возможен, но в концертной практике не принят.

Понятие транспозиции во втором значении не имеет смысла в музыке, для которой не существует нотной партитуры (рукописного автографа или печатного издания) в качестве единственного и уникального архетипа (например, в эстампидах XIII—XIV веков, светских многоголосных песнях Г. Дюфаи и др. старинной музыке).

Транспозиция в практике музыкантов-исполнителей

В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью:

  1. переменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил пьесу написанную для более низкого, или наоборот);
  2. переменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента;
  3. облегчить чтение нот, переместив их в более привычную октаву (на профессиональном жаргоне — «октавный транспорт»).

На практике транспозицию производят на какое-либо количество тонов вверх или вниз, на какой-либо интервал вверх или вниз, в какую-либо тональность вверх или вниз. При любом способе транспозиции каждый в отдельности звук транспонируемого материала должен переноситься на тот же интервал, что и другие звуки.

Для удобства при транспонировании в рамках равномерно темперированного строя пользуются следующей таблицей:

Кол-во полутонов/Тональность C C# D D# E F F# G G# A A# B
+1 C# D D# E F F# G G# A A# B C
+2 D D# E F F# G G# A A# B C C#
+3 D# E F F# G G# A A# B C C# D
+4 E F F# G G# A A# B C C# D D#
+5 F F# G G# A A# B C C# D D# E
+6 F# G G# A A# B C C# D D# E F
+7 G G# A A# B C C# D D# E F F#
+8 G# A A# B C C# D D# E F F# G
+9 A A# B C C# D D# E F F# G G#
+10 A# B C C# D D# E F F# G G# A
+11 B C C# D D# E F F# G G# A A#

Транспозиция и этос музыки

При том, что в современном исполнительстве транспозиция применяется широко и многообразно, существуют эстетические и этические пределы этой «прикладной» процедуры. Выход за такие пределы чреват изменением композиционно-технического, а в крайних случаях, и этического замысла композитора. Смена этоса музыки особенно заметна в вокальных пьесах, в связи с естественными ограничениями диапазона человеческого голоса — по мере повышения голос становится всё более напряжённым и крикливым, и наоборот, по мере понижения — всё более расслабленным и невнятным.

Перемена этоса может происходить и при «гендерной» транспозиции, например, вокальные сочинения, задуманные как мужские или как женские (о чём безусловно свидетельствует текст), исполняются певцами противоположного пола; либо сочинение, задуманное для высокого женского голоса (например, для сопрано), исполняет низкий мужской голос (например, бас).

Глобальное изменение высотной позиции (ради удобства певца) может также привести к переменам во взаимоотношении вокала и инструментального сопровождения, особенно в тех случаях, когда композитор специально задумывает «диалог» голоса и инструмента, придаёт значение тому или иному тембру инструмента, планирует инструментальную фактуру с учётом тесситуры вокалиста (тем самым регулируя, например, «сонорную плотность» ансамбля). В этой связи некоторые композиторы относятся к транспозиции отрицательно. Например, М. П. Мусоргский, придававший исключительное значение регистровой специфике, задумывал фортепианный аккомпанемент в зависимости от тесситуры вокалиста и т. д., в автографе своей песни «Сиротка» прямо объявлял себя «врагом транспозиции»[3]. С. С. Прокофьев сетовал на то, что при транспозиции собственных сочинений всего лишь на тон вверх у него «выходило сплошное враньё»; композитор относил этот «феномен» за счёт собственной привычки[4].

Транспозиция и абсолютный слух

В рамках господствующего ныне равномерно темперированного музыкального строя, соотношения частот звуков, образующих тот или иной интервал, не варьируются при транспозиции. Поэтому лица с относительным слухом, за исключением деталей, оговорённых в предыдущем разделе, обычно воспринимают транспонированное сочинение как в целом эквивалентное исполненному в оригинальной тональности. Однако при обладании абсолютным слухом, то есть особой памятью на абсолютную высоту звука, человек может ощущать, что транспозиция влечёт изменения качественного характера, фактически как если бы было создано новое произведение. Бывали случаи, когда таким людям не удавалось узнать известное сочинение при исполнении его в другой тональности. При абсолютном слухе нередко возникает психологический дискомфорт при слушании транспонированной пьесы, если помнится (и тем более находится перед глазами) оригинальный нотный текст, а собственноручное исполнение на транспонирующих инструментах вызывает нервозность из-за несоответствия высоты звучания ожидаемой[5].

Примечания

  1. Транспозиция // Большая российская энциклопедия. Т. 32. М., 2016, с. 345.
  2. Например, в сонатной форме репризное проведение побочной партии в основной тональности может быть трактовано как транспозиция побочной партии в экспозиции той же формы.
  3. Цит. по: Наследие М. П. Мусоргского: Материалы к Полному собранию сочинений. Составление и общая редакция Е.Левашева. М., 1989, с.118.
  4. «Странный феномен! Автор крепко прирастает к своим тональностям». Цит. по: Сергей Прокофьев. Дневник 1919—1933. Париж: sprkfv, 2002. С.277.
  5. Например, И. Гофман вспоминал, что его отец, обладавший абсолютным слухом, «…часто… не мог узнать хорошо знакомое произведение, если оно исполнялось в другой тональности…» ("Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре" // М.: Музгиз, 1961, см. стр. 78). Есть свидетельства проблем лиц с абсолютным слухом при игре Архивная копия от 28 ноября 2018 на Wayback Machine на транспонирующих духовых инструментах и при работе с партитурами с такими инструментами.

Литература

  • Транспозиция // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 551. — 672 с.
  • Транспозиция // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 590—591. — 1056 с.