Торшилов, Дмитрий Олегович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Олегович Торшилов
Страна  СССР Россия
Научная сфера филология
Место работы Институт восточных культур и античности РГГУ
Альма-матер Московский государственный университет
Учёная степень кандидат филологических наук (1997)
Известен как специалист по древнегреческой мифологии

Дмитрий Олегович Торшилов — российский филолог, специалист по древнегреческой мифологии, переводчик с древнегреческого и латинского.

Образование

Выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ (1993). Кандидат филологических наук, диссертация «Фабульный метод мифографии» (1997, специальность 10.02.14, научный руководитель А. А. Тахо-Годи).

Работа

Сектор античной литературы ИМЛИ РАН (1994—1996). Институт Русская антропологическая школа (2003—2007). Кафедра классической филологии Института восточных культур и античности РГГУ (с 1997).

Основные публикации

Монографии
  • Античная мифография: миф и единство действия (с приложением «Аргументов» Аристофана Византийского и «О реках» Лжеплутарха). СПб.: Алетейя, 1999. 426 с; тир. 1500 экз.; серия «Античная библиотека», раздел «Исследования»; ISBN 5-89329-142-5.
  • Глобус звездного неба. Поэтическая мастерская Нонна Панополитанского. — СПб, 2003 (в соавторстве с А. В. Захаровой).
Статьи
  • А. Белый. Москва (драма, первая ред.) / Публикация // Театр, 1991, № 2.
  • Воспоминания двоечников, или Страх перед латинистом (Классическая гимназия глазами художественной литературы) // Лицейское и гимназическое образование, No 3 (4), 1998.
  • «Перечень женщин» Гесиода. Соразмерность эпического повествования // Лосевские чтения. Образ мира — структура и целое. М., 1999.
  • Родословные и мифы в «Перечне женщин» Гесиода // Греко-латинский кабинет N 3. М., 2000.
  • О дактилопиррихическом гекзаметре // Греко-латинский кабинет N 3. М., 2000.
  • Ἐξημέρωσις τῆς οἰκουμένης в литературе эвгемеризма // Stromateis. М., 2003.
  • О комическом цикле // Греко-латинский кабинет N 3. М., 2002 = Труды РАШ. Вып. 2. М., 2004.
  • Древнегреческий язык. Начальный курс. Изд. 4-е. М., ГЛК, 2004. (участие в составлении).
  • Зрительное в языке: методы анализа визуального ряда произведений литературы в работах А. Белого 1916—1934 гг. // Труды РАШ. Вып. 3. М., 2005.
  • Этимология и аллегория в толковании мифа (у досократиков и ранних стоиков) // София. Вып. 2. Уфа, 2007. С. 233—238.
  • Рыбы Кратета // Синий диван. Вып. 10-11. М., 2007.
  • Композиция трактата Корнута и соотношение аллегории с этимологией // Труды РАШ. Вып. 5. М., 2008.
  • «Глоссолалия» Андрея Белого: черновые варианты и рисунки к тексту // Текстологический временник. Русская литература XX века: вопросы текстологии и источниковедения. — М., 2009. — С. 207—218 (в соавторстве с Е. В. Глуховой).
  • Андрей Белый. Безрукая танцовщица / Публикация, предисловие // Литературный календарь. Книги дня. М., 2009. No 5 (2). С. 5-25 (в соавторстве с Е. В. Глуховой)
  • Хандриков: о происхождении героя III симфонии Андрея Белого // Новый филологический вестник. № 3 (10). 2009. С. 87-94 (в соавторстве с Е. В. Глуховой).
  • Слова гесиодовских Муз («Теогония», 26-28) и амебейная версификация // Вестник РГГУ. № 10 (53)/10. М., 2010. С. 184—197.
  • Возможные объяснения аллегорических толкований Гомера Метродором из Лампсака // Аристей. № 1. М., 2010. С. 110—117.
  • «Ритмический жест»: стиховедческие штудии Андрея Белого революционных лет // Отечественное стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития / Под ред. С. И. Богданова, Е. В. Хворостьяновой. СПб, 2010. C. 425—434.
  • Две аллегорические схемы раннего стоицизма и традиция комментирования «Теогонии» Гесиода // Классика… и не только: Нине Владимировне Брагинской / Под ред. И. С. Смирнова; сост.: Н. П. Гринцер, Е. П. Шумилова (Orientalia et Classica; вып. 33). — М., 2010. — С. 48-57.
  • Андрей Белый о принципах правки своих сочинений: «произведение» и «последняя воля автора» // Литературный календарь: книги дня. — 2011, вып. 1. — С. 68-97.
  • Текстология берлинской «Глоссолалии» // Миры Андрея Белого. — Белград; Москва, 2012.
  • Первая Мировая война и «Кризис сознания» Андрея Белого // Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: политика и поэтика. — М., 2013. — С. 209—223.
  • «Письмо, написанное в сердцах» в теории слова Андрея Белого и в стихах О. Мандельштама на его смерть // Живое слово. Логос — голос — движение — жест. М.: НЛО, 2015. С. 128—137.
  • Мифологические имена в греческих паремиях // Шаги (Steps). Т. 2. № 2-3. 2016. С. 151—165.
  • Социальная и языковая утопия в творчестве Андрея Белого революционных лет // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма / Сост., отв. ред. О. А. Богданова, А. Г. Гачева. М.: Индрик, 2016. С. 518—537 (в соавторстве с Е. В. Глуховой).
  • Проза Андрея Белого // Русская литература 1920—1930-х годов. Портреты прозаиков: В 3 т. Т. 1. Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 768—806 (в соавторстве с Е. В. Глуховой).
  • Учение Андрея Белого о паузе на фоне истории русской науки о стихе // Арабески Андрея Белого. Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика / Ред.-сост. К. Ичин, М. Спивак. М.; Белград, 2017. С. 646—655.
  • Андрей Белый о формализме и поэтике пантомимы в начале 1920-ых годов // Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание / Сост. Я. Левченко, И. Пильщиков. М., 2017. С. 261—275.
  • Реконструкция книги Андрея Белого «О ритмическом жесте» // Литературный факт. Научный филологический журнал. 2017. № 3. С. 235—253
Переводы и издания
  • Гигин. Мифы / Перевод, статья, комментарий. СПб, 1997. Изд. 2-ое, исправленное. СПб.: Алетейя, 2000.
  • Гесперийские речения / Изд. оригинала, статья, комментарии, словарь. СПб.: Алетейя, 2000 (в соавторстве с Д. Б. Шабельниковым)
  • Бруно Снелль. Греческая метрика (перевод). М., 1999
  • Дионисий Скитобрахион. Поход Диониса и Афины / Перевод, пред., комм. // Νυμφῶν ἄντρον (Вопросы классической филологии. Выпуск XV). — М., 2011. — C. 556—643.
  • Андрей Белый. Очерки 1916 года // Русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. М., 2014. С. 165—242 (в соавторстве с Е. В. Глуховой)
  • Андрей Белый. Собрание сочинений. Т. XIV. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 2014.

Ссылки