Торвальдсен, Бертель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бертель Торвальдсен
дат. Bertel Thorvaldsen
Bertel Thorvaldsen portrait.jpg
Дата рождения 19 ноября 1770(1770-11-19)
Место рождения Копенгаген
Дата смерти 24 марта 1844(1844-03-24) (73 года)
Место смерти Копенгаген
Подданство  Дания
Жанр художник, скульптор

Бертель Торвальдсен (дат. Bertel Thorvaldsen; 19 ноября 1770, Копенгаген — 24 марта 1844, там же) — датский художник, скульптор, ярчайший представитель позднего академического классицизма.

Биография

Бертель Торвальдсен — сын исландского резчика по дереву Готтскалка Торвальдссона (Gottskálk Þorvaldsson) — уроженца берегов Скагафьорда (Skagafirði), обосновавшегося в Дании. Данизированная форма отцовского отчества стала фамилией сына. Бертель окончил Копенгагенскую Академию художеств. В 1797 году уехал в Рим и провёл в Италии более сорока лет. Открытие мира античного искусства перевернуло его жизнь, и день прибытия в Рим он праздновал как свой день рождения.

За статую «Язон с золотым руном» (1803) Торвальдсена похвалил сам Канова, и впоследствии датский ваятель стал восприниматься публикой как наследник великого венецианца. Трудно назвать в XIX веке художника, который бы получил столь всеобщее признание, как Торвальдсен. Заказы сыпались к нему изо всех стран Европы. Его посещение Копенгагена в 1819 году вылилось в подлинную триумфальную процессию: с восторгом встречали его и в Вене, и в Берлине, и в Варшаве. Многие из его учеников (например, Борис Орловский и Давид Йенсен) жили и работали в Петербурге.

На склоне лет, в 1838 году, Торвальдсен принял решение вернуться из Италии в Данию, и известие об этом было отмечено там как веха национальной истории. В следующем году началось строительство Музея Торвальдсена в Копенгагене, которому было суждено стать и его мавзолеем. Официальное открытие Музея Торвальдсена состоялось через 4 года после смерти ваятеля.

Работы

Ганимед, кормящий Зевса в образе орла (1817).

Торвальдсен был одним из самых плодовитых скульпторов в истории искусства. Почти все его лучшие вещи — на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Грандиозный фриз с изображением деяний Александра Македонского в Квиринальском дворце он создал в 1812 г. всего за три месяца, с расчётом на предстоящий визит в Рим Наполеона. Среди других известных работ — скульптуры Ганимед с чашей и орлом (1804), Амур и Психея (1807), Венера с яблоком (1813—1816), медальоны День и Ночь (1814—1815), Меркурий со свирелью (1818), Ганимед, кормящий Зевсова орла (1817), Три грации (1817—1819) и проч.

Портрет Торвальдсена работы Кристоффера Эккерсберга

Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались спросом по всей Европе. Он увековечил в мраморе не только монархов (например, Александра I), но и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Одно из лучших его портретных изображений — автопортрет (1839). Торвальдсен также является автором памятников Юзефу Понятовскому (Памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820—1829), Н. Копернику (Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1829—1830), Дж. Байрону (Кембридж, 1830—1831), Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835—1839).

Помимо скульптуры портретного и мифологического жанров, Бертель Торвальдсен много внимания уделял библейским темам и сюжетам. Однако ещё при жизни скульптора обвиняли в холодности и бездушности: академическая идеализация и стилизация «под антики» мало соответствовали христианской идее. Начиная со второй половины XIX века произведения Торвальдсена, как и других академических и салонных мастеров, например Антонио Кановы, подвергались критике[1][2].

Галерея

Примечания

  1. Hartmann J. B. Canova, Thorvaldsen and Gibson // English miscellany; 6 (1955). — Рp. 205–235
  2. Zeitler R. Klassizismus und Utopia: Interpretationen zu Werken von David, Canova, Carstens, Thorvaldsen, Koch. — Stockholm, 1954
  3. Скульптурный портрет Марии Фёдоровны Барятинской (1818 год) настолько понравился самому автору, что он не отдал её заказчикам. Но после смерти Торвальдсена потомки Барятинской возобновили требования на статую. Тогда его лучший ученик Биссен создал копию, которая в результате оказалась в Москве в музее Цветаева. Оригинал же остался в Копенгагене.

Ссылки